Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• ДИАОХИ И КОЛХА

 

 

ДРЕВНЕЙШИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЛЕМЕН

ЮГО-ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ

КОНЕЦ II — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА I ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ДО Н. Э.

 

ДИАОХИ И КОЛХА

 

Грузинские племена и их соседи

Грузинские племена уже несколько тысяч лет назад представляли собой самостоятельную языковую группу. Мегрело-чанские племена были расселены в районе юго-восточного и восточного побережья Черного моря. По соседству с ними на востоке жили карты. Нагорные и часть низменных районов Западной Грузии населяли сваны.

На территории Грузии с древнейших времен проживали также и другие племена. В числе их были, по-видимому, близкородственные грузинам племена — предки современных северокавказских народов.

На юге с грузинскими племенами граничили племена урартов, хурритов и хеттов. Древнейшими соседями грузин являются армянские племена, которые в то время проживали и восточной части Малой Азии, главным образом, на территории стран Хайаса и Сохми. Отсюда и название, данное своим соседям грузинскими племенами, производное от наименования страны: Сохми в форме Сом(е)хи превратилось в имя, нарицательное для всех армянских племен. Жившие в стране Хайаса-Сохми армянские племена тогда граничили как с восточногрузинскими, так и с западногрузинскими племенами.

 

Диаохи

К концу II тысячелетия до и. э. в юго-западной части древней Грузии возникли крупные племенные союзы. Одним из таких племенных образований являлась Диаохи. В южном направлении территория Диаохи простиралась до района современного г. Эрзерум.

Диаохи являлась значительной военной силой. Когда в 1112 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпилесер I двинулся в поход на север, вождь диаохов Сиени возглавил борьбу северных племен против Ассирии. Под его водительством объединенное войско — 23 крупных племени или союзов племен вступило в бой с ассирийским войском, однако Сиени в жестокой битве потерпел поражение. Побежденных вождей, в том числе и Сиени, ассирийцы заставили присягнуть в повиновении победителю. Однако Диаохи и после поражения, на протяжении нескольких веков считалась могущественным племенным союзом. Насколько можно судить, под влиянием Диаохи находились многие племена, проживавшие в юго-западной части современной Грузии. Весьма возможно, что вожди Диаохи были уже чем-то большим, чем просто племенными вождями, и что в Диаохи начали складываться классовые отношения и государство.

Могущество Диаохи было поколеблено в IX в. до н. э., когда по соседству с ней, на территории, расположенной вокруг озера Ван, образовалось сильное Урартское государство. Урартские цари стремились всеми средствами захватить богатую рудой и металлами страну Диаохи. Проживавшие в юго-восточной части Черноморского побережья племена издревле славились своим мастерством обработки металлов. Ряд древнегреческих историков считает эти племена «изобретателями железа».

В IX в. и в первой половине VIII в. до н. э. Диаохи являлась тем ядром, вокруг которого группировались племена Южного Закавказья с тем, чтобы объединенными усилиям дать отпор урартийцам.

Урартские цари Менуа и Аргишти I неоднократно шли походом на «могущественную страну Диаохи», как они именуют её в своих надписях. Они несколько раз нанесли поражение царю Диаохи Утупурши, который вынужден был уплатить урартийцам богатую дань, включавшую скот, золото, серебро и медь. Диаохи обязывалась поставлять Урарту ежегодно более пяти тонн меди, а также золото и скот. Южные районы Диаохи были присоединены к Урартскому царству.

В середине VIII в. до н. э. это сильное объединение распалось под ударами, с одной стороны, Урарту, а с другой — крупного племенного союза юго-западной Грузии — Колха.

 

Колха

Сведения о Колха сообщают нам урартские надписи VIII в. до н. э. Так называли урартийцы колхские племена. Племенной союз колхов, по-видимому, образовался в конце II тысячелетия до н. э. и вскоре распространил свое влияние на большую территорию юго-восточного и восточного Причерноморья.

Греки впервые познакомились с этим краем на рубеже II и I тысячелетий до н. э. —в период расцвета могущества колхских племен. Этим и объясняется, что именем Колха греки называли всю обширную территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. Так впервые появилось собирательное название — Колхида

Одно из замечательных творений древнегреческого эпоса — сказание об аргонавтах содержит интересные сведения о стране колхов. Сказание это относится ко II тысячелетию до н. э. В нем повествуется о морском походе 50 греческих воинов во главе с Ясоном за волшебным «золотым руном» в Колхиду, где царствовал могущественный царь Ээт. По названию корабля «Арго» греческие воины именуются в сказании — аргонавтами.

Царь Ээт принял аргонавтов в своем обширном дворце. Ясон известил царя о цели своего похода и взамен золотого руна предложил свою помощь в борьбе с врагами.

Ээт ответил Ясону: «Я дам тебе золотое руно, но до этого ты должен совершить три подвига: вспахать землю при помощи огнедышащих быков с медными копытами, убить дракона и посеять его зубы и, наконец, истребить витязей, которые вырастут из того посева».

Ясон не сумел бы совершить ни одного из этих подвигов, если бы на помощь ему не пришла дочь Ээта — прекрасная Медея, полюбившая Ясона. С ее помощью Ясон выполнил три условия, поставленные Ээтом. Однако царь не собирался отдать Ясону волшебное руно. Тогда Ясон и его спутники похитили золотое руно при содействии Медеи, которая усыпила охранявшего руно дракона. Аргонавты отправились обратно в Грецию, увезя с собой Медею. В пути их настигли колхские воины во главе с Апсиртом — братом Медеи. Однако аргонавты одержали верх над воинами Ээта, а самого Апсирта убили.

Общепризнано, что в сказании об аргонавтах соединились сказочные элементы и исторические факты, в нем частично отражены слава и могущество реально существовавшего тогда племенного объединения колхов.

Племенные союзы Диаохи и Колха на протяжении веков соперничали между собой. Не раз, вероятно, дело доходило и до военных столкновений. В IX — VIII вв. до н. э. перевес оставался на стороне колхов. Когда по соседству с Диаохи появился новый грозный враг — Урарту, колхи ничего не предприняли для защиты своего соседа. В то время как на помощь Диаохи в борьбе с Урарту поднялись многие союзы племен Южного Закавказья (Луша, Катарза, Эриахи, Гулутахи, Уитерухи, Иганиехи и др.), правители Колхиды, по-видимому, ждали благоприятного момента, чтобы нанести удар ослабевшей Диаохи. Такой момент вскоре наступил.

В середине VIII в. до н. э. обессиленная в постоянной борьбе с Урарту, Диаохи не смогла устоять перед натиском усилившегося объединения колхов и была разгромлена. Северные районы Диаохи оказались в сфере влияния колхов. Двигаясь на юг, колхи неизбежно должны были столкнуться и столкнулись с Урарту. Царь Урарту Сардури II, царствовавший во второй половине VIII в., вел большие войны против колхов. Он несколько раз вторгался в Колхиду, однако, не смог проникнуть во внутренние районы. В один из походов он разгромил и вынудил покинуть родные места племя, покоренное колхами, а в следующий поход захватил город Илдамуша, которым правил наместник царя колхов.

 

Социальная природа объединений Диаохи и Колха

Существовавшие на протяжении столетий сильные объединения Колха и Диаохи на поздней стадии своего развития (IX — VIII вв. до н. э.) представляли собой уже не обычные союзы племен, а слабо развитые государственные образования, основу которых составляли рядовые свободные воины-общинники. Власть принадлежала царю, представителям царского рода, а также военной и служилой знати. Знать в странах Диаохи и Колха обладала большими земельными владениями, в те же руки попадала, вероятно, и значительная часть рабов. В разбросанных по стране царских крепостях сосредоточивались гарнизоны и другие войска, возглавляемые наместниками царя.

Бесспорно, цари Диаохи и Колха взимали дань с соседних племен, попавших в зависимое положение. В состав Диаохи и Колха входило немало районов, в которых все еще продолжала сохраняться первобытнообщинная организация во главе с выборными вождями. Население этих районов проживало в небольших селах. Несколько таких сел располагалось вокруг укрепленного населенного пункта — крепости, обнесенной стеной, сложенной из больших тесаных камней сухой кладкой. Внутри крепостной стены иногда возвышалась цитадель. Такие крепости называют «циклопическими крепостями». Местами, большей частью в долинах, укрепленные пункты обносились земляным валом и деревянным частоколом. Такие укрепления служили убежищем населению лишь при набегах малочисленного, плохо вооруженного врага и не могли устоять перед многочисленным войском. Так, урартийский царь Сардури II в одной из своих надписей сообщает, что в окрестностях Чалдырского озера он за один день захватил 35 таких «крепостей» и 200 разбросанных вокруг них селений.

 

Нашествие киммерийцев и скифов и его последствия

В середине VIII в. до н. э. разгорелась ожесточенная борьба между царствами Урарту и Колха. Однако нам не известно, какое из этих двух крупнейших закавказских государственных образований вышло победителем. Возможно, что вскоре столкновения между ними и вовсе прекратились, так как на границах враждующих царств появился новый грозный и многочисленный враг.

В 20-х годах VIII в. до н. э. со стороны областей, лежащих к северу от Кавказского хребта, двинулись на юг воинственные племена киммерийцев и скифов. Нашествие огромных масс кочевников положило конец могуществу Урарту и Колха. Особенно сильно пострадали колхи, получившие сокрушительный удар от киммерийцев.

Киммерийцы являлись древнейшим населением северного Причерноморья. В VIII в. до н. э. в этот район из Средней Азии вторглись скифские племена.

Название «скифы», как собирательное, в древности относили к различным племенам, обитавшим в Причерноморских степях. Наряду с североиранскими племенами, составлявшими основное ядро скифов, под этим названием часто подразумевались также родственные грузинам северокавказские племена (предки современного абхазско-адыгского, бацбийско-кистинского и дагестанского населения).

Киммерийцы и скифы наводили страх на такие большие государства, как Ассирия и Урарту.

Часть скифов и киммерийцев обосновалась на территории Закавказья. Они расселились в той части Грузии, которая известна под именем Нижней Картли и в соседних с ней областях Азербайджана и Армении. Здесь они одно время (в конце VIII в. и в первой половине VII в. до н. э.) представляли могучую силу.

Киммерийцы и скифы сыграли большую роль в изменении политической обстановки на Ближнем Востоке и в Закавказье. Некоторые из племенных объединений благодаря им усилились, другие — пришли в упадок.

Первыми, кому пришлось столкнуться с киммерийцами, были колхи, через территорию которых двигались кочевники. Только разгромив Колхиду, киммерийцы могли вторгнуться вУрарту и в Малую Азию. Преодолев сопротивление колхов, киммерийцы обосновались в северо-восточной части Малой Азии, совершая отсюда набеги на Урарту и в Малую Азию.

Урартские цари, подобно многим другим правителям того времени, вместо сопротивления вторгнувшимся кочевникам предпочли заключить с ними союз и использовать их отряды в борьбе с соседними государствами. Так, в 676 г. до н. э. царь Урарту Руса II, совместно с киммерийцами, двинулся в поход против сильнейшего в то время малоазийского государства мушков (Фригийское царство). В результате этого похода мушки были разгромлены. По свидетельству древних писателей, потерпевший поражение царь мушков Мидас покончил самоубийством.

С середины VII в. до н. э. кочевые племена уже выступают не самостоятельно, а как союзники или наемники правителей различных государств. Рассеянные малочисленными группами на обширной территории Ближнего Востока и Закавказья, киммерийцы и скифы постепенно подпали под влияние завоеванных ими народов. Часть кочевников впоследствии ассимилировалась с местным населением. Некоторые из скифских племен, как полагают, возвратились на Северный Кавказ.

Союз с отрядами киммерийцев и скифов, использование их в военных целях способствовали успешной борьбе южных государств со своими врагами. Возможно, что именно это обстоятельство сыграло определенную роль в усилении объединения восточногрузинских племен, живших  в верховьях р. Чорохи, в пределах исторической Сперской области.

 

Объединение сасперов. Падение Урартского царства и распространение влияния сасперов на северные районы Урарту

Среди племен Восточной Грузии наибольшего расцвета к этому времени достигло племя, обитавшее в бассейне верхнего течения р. Чорохи. На прогяжении ряда предшествующих веков это племя входило в состав Диаохи. После разгрома Диаохи колхами на эту область распространилась власть правителей Колхиды. Впоследствии, когда Колхидское царство было разгромлено или, во всяком случае, значительно ослаблено нашествием киммерийцев, а могуществу государства Урарту был нанесен непоправимый урон, создались чрезвычайно благоприятные условия для развития и усиления восточногрузинских племен, проживающих на территории Сперской области. Во второй половине VII в. до н. э. здесь возникло крупное объединение племен, которое древнегреческие писатели называли «сасперами». Власть этого объединения распространилась на всю обширную область между Колхидой и Мидией. В сфере его влияния оказались и скифские племена, жившие в Южной Грузии и в соседних с ней районах. Совместно с этими племенами объединение сасперов приняло активное участие в окончательном разгроме некогда могущественного государства Урарту.

В начале VI в. до н. э. центральные районы Урарту подверглись нашествию мидийцев; однако сасперы и скифы положили конец урартскому господству в Южном Закавказье. Это подтверждается тем, что Южное Закавказье вскоре оказалось в сфере влияния сасперов.

Распространение на этот край политического влияния грузинских племен положило начало их слиянию с частью урартских племен, обитавших там издревле. Последние, слились с грузинскими племенами, утратили свой язык и обычаи, но, в свою очередь, внесли определенный вклад в развитие языка и культуры грузин. Дли иллюстрации можно привести такой интересный факт. В припевах распространенных грузинских народных песен часто встречаются непонятные слова, которые, как выясняется, являются урартскими словами. Таковы, например, припевы: «иври-арале», «тари-арале», «ари-арале». Именем «Арале» в древневосточных странах называли божество урожая, а «иври» по-урартски означает «владыка», «господин»; «тари» — «могущественный», «победоносный»; «ари» по-урартски значит «дай». Таким образом, в припевах некоторых грузинских песен сохранились чисто урартские обращения к божеству: «Владыка Арале»!, «Могучий Арале»! и «Дай (бог) Арале!».

 

Образование крупных объединений армянских племен

Как отмечалось выше, после разгрома Урартского царства в северных его районах главенствующее положение занимают грузинские племена. Такое же положение в западных областях Урарту заняли древнейшие соседи грузин — армянские племена. Из стран Хайаса-Сохми они распространяются в южном и восточном направлениях. Под властью армянских объединений оказалась обширная территория, которую в прошлом населяли хурритские и урартские племена, а также области, которые ранее были захвачены киммерийцами и скифами. Значительная часть их в дальнейшем слилась с армянскими племенами и вошла в состав армянского народа. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на армянский язык: в него проникло много хурритских и урартских слов. Армянские племена усвоили также ряд хурритских и урартских обычаев.

 

Взаимоотношения грузинских племен с Мидийским и Персидским государствами

Объединения грузинских и армянских племен вели борьбу с Мидийским царством, которое в конце VII в. и в первой половине VI в. до н. э. являлось могущественным государством Передней Азии. Однако в середине VI в. значительно усилилось расположенное к югу от Мидии Персидское государство. Персидский царь Кир покорил много стран, в том числе и Мидию. Вскоре персы подчинили себе армянские племена, а также ряд грузинских племен, живших на юге Закавказья.

Персы наложили дань на покоренные народы и племена, а также обязали их поставлять воинов в персидское войско. Обширное Персидское царство было разделено на области или «сатрапии», которыми управляли царские чиновники — «сатрапы». Сасперы вместе с матиенами и алародиями составляли 18-ю сатрапию; в 19-ю сатрапию, объединявшую население юго-восточной части побережья Черного моря, входили мосхи, тибарены, макроны, моссиники, мары.

Персидским царям не удалось включить в состав своего царства грузинские племена, жившие в северных областях. В это время на территории Восточной и Западной Грузии существовали крупные самостоятельные политические образования, энергичное сопротивление которых персидские цари, по-видимому, сломить не могли.

lazare.ru

 

 

Advertisements

7 Responses to “• ДИАОХИ И КОЛХА”

  1. goga said

    ochen interesno,,

    Like

  2. SERGEI KOMAKHIAN said

    ппц , нахрен я это читаю , если б не экзамены , я бы это дерьмо никогда бы и не прочитал

    Like

  3. Сулейман said

    Автор данной статьи намерен создать удревлённую (как можно глубже) историю грузин. Специально, или по незнанию он разрывает на части бывший когда-то единый этнопласт горной системы Кавказо-Загросса. К сведению автора, данная горная система всегда принадлежала древнекавказской расе, пока Передняя Азия не узнала представителей симитской и протоиндоевропейской расы. И это произошло на юге Месопотами (ист.Шумар) и на западе Малой Азии (хетты, не путать с хаттами).
    Новоявленные историки Кавказа, особенно грузинские, стремятся выделится и придать первостепенную роль в этногенезе кавказцев. Таким образом, они иногда искажают очевидное, что лежит на поверхности.
    Наверное им кажется, что они теряют солидность, привязав свою историю к нахским племенам. Им легче показать нахов как этногрупп в составе иберийских племён. Грузинское царственность образовалось благодаря нахам и на их основе в лице хоев. Кахи и эры сложившиеся на востоке, кулхи и диаохи (т.е. таохи) на западе, они представляют сегодня как грузинский этнос, но это неправда. Они отвели не только на второй план, но и на десятое место хурритов. Они, также подтянули армян к своей истории отдавая им хурритский область Хайаса (она же Хайацци, по-нахски Хой-Iа-са, или же Ха-йа-цIий).
    Однозначно, стремясь удревнить свою грузинскую историю, автор путает исторические периоды.
    Армянский мифический блеф о Хайке и Хайаса не имеет никакого основания. Хайасе, называемой современниками «Малая Арменией», там армяне никогда не жили, если не считать период после развала Урарту. Не было в природе не Великой и не Малой Армении. Это придуманная армянами история, опираясь на сомнительный (фальсифицированный) труд Хоренского.

    Автор, также преподносят нам в своей статье, представилей урартов, диаохов и кулхов как непремиримых врагов. Но это неправда, они все, больше хурриты равнинные, горцы-урарты, митанийские арии и потомки триалетцев (будущие иберы) – есть древнекавказская раса.
    Киммерийцев и скифов они этнически связали не только с северокавказскими племенами, но и с горцами Закавказья. Это есть чушь, близорукость, если не предательство к единокровным представителям древнекавказцев. Скифы для Кавказа, да и для Передней Азии были варварами-кочевниками. Если б гунны задержались бы на Кавказе, то их тоже, отнёс бы этот автор к кавказцам.

    Когда Урарту пошла походом на Диауэхи, да и на Колху? Тогда, когда их завоевали протосимитские племена ассирийцев и начали диктовать им свою волю (им нужен был металлургический регион). Побеждённый ими царь Сиуни, сперва противился (даже в плену), но потом, он согласился подчинятся ассирийцам и проводит в Причерноморье их политику. И потому, Урарту старалась уничтожить ассирийские путы диуэхи-колхов, позже набирающий силу греческого влияния, как он делал это в Манне (Дурдукка).

    Автор пишет: «Греки впервые познакомились с этим краем на рубеже II и I тысячелетий до н. э. —в период расцвета могущества колхских племен». Это не соответствует действительности, потому что греки юго-восточном и восточном Черноморье появились только в 7 веке до н.э. и в его конце создали такие города как «Синода», «Трапезунт».

    И название «Колхида» имеет нахскую основу имеющий смысл «Есть под ним вода» – «Къол хи да», то есть, «внизу страны кулхов есть вода», иными словами Чёрное море. Я не отрицаю, что эти греки могли грекизировать это название убрав труднопроизносимые звуки типа «къ».

    Далее автор пишет: Древнейшими соседями грузин являются армянские племена…, Жившие в стране Хайаса-Сохми армянские племена тогда граничили как с восточногрузинскими, так и с западногрузинскими племенами».
    Армянские племена на территории Урарту могли появится не раннее 580 года до н.э. И соседями восточных грузин (хотя кахи и эрй больше были нахоязычными, чем грузиноязычными), по крайней мере они могли быть только после того, когда эти области стали сотрапиями персов.
    А армяне воспользовались этим историческим шансом. Ибо и мидяне, позже и персы были заинтересованы вытеснить племена с древнекавказской основой (урартов) из этого региона, заменив их армянским племенем из своей расы.

    Когда образовалась царство Грузия, вернее Картлия (Иберия)? Только в 299 году до н.э. А его этнос мог образоваться за несколько веков до этого и то, на основе хоев (и племенных образований, потомки триалетской культуры), что передвинулись из хурритской Диауэхи. Кто такие хой, хои? Они остатки племён Митанни, что пошли на север из Сирийских степей на рубеже 1190-го года до н.э.
    Сулейман.

    Like

  4. Сулейман said

    SERGEI KOMAKHIAN
    May 24, 2011 at 6:29 pm
    ппц , нахрен я это читаю , если б не экзамены , я бы это дерьмо никогда бы и не прочитал

    Если это дерьмо, а ты, ради экзамена лезешь сам добровольно в это дерьмо, скажи тогда ты кто, или что? Амёба.
    Скажу одно, что такие как этот сЕРГЕЙ, есть суки залётные. Сперва опираясь на наши труды, они имеете хорошие оценки и получают образование, да и должности историческом ниве. Потом, свою ненависть к кавказцам, они направляют на то, чтобы исказить нашу историю. И потому, такие как наш автор, во имя ссылок опираясь на их блевотину, совершают ошибки.

    Like

    • Валентина Иванс said

      Господи что это, куда я попала? Сразу пошло стало так… читая подобное …. люди опомнитесь….

      Like

    • gruzini xotiat dokazat shto ani drevni narod ? kakie skazki gavarish zachem nam eto i vse znaiut kto drevni a mne interesno po naci ti kto esli azerbaijanec vafshe ne gavari nichivo esli tork togda toze a ti kto takoi vafshe ? kakoi istoriu chitaesh ti kakie greki greki elini prishli tam gde uze zili proto kartveli eto i sami ani gvaariat ….. prishol vera zevs i vignal staruiu veru promete i priviazal na kavkaskom gore ….. a shto kasaetso armenia ti prav niakkoi armenia tam ne bilo ani vignali urartu i ani pereshli zit sever adnorazgavariaviushi iazike s ludmi ti sichas uznai kto ani ….. karoche ne prikasai gruzinskom istorie nikogda tebe tam ne mesto vafshe

      Like

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s