Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Очерки Кавказа с грузинскими ремарками

 

 

***

Очерки Кавказа с грузинскими ремарками

  ( для грузин, владеющих русским)

 

         კავკასიური საიტების ჩვეული თვალიერებისას, „ინტერნაციონალური კავკასიის“ („ინტერკავკაზ ინფოს“ საიტის – http://www.interkavkaz.info/lofiversion/index.php/t24138.html ) 2009 წლის სექტემბრით დათარიღებულ  ფორუმზე გადავაწყდი საინტერესო პაექრობას მავან  „kavkaz“ –სა და „Абжьа-бжьыуоуп“–ს შორის. როგორც მოკამათეთა ვინაობიდან გაირკვა, პირველი ჩერქეზი აღმოჩნდა და მეორე – აფხაზი, რომელიც საკუთარი ეროვნებისა და აღმსარებლობის შესახებ იძლეოდა შემდეგ მონაცემებს: „Нац.:апсуа, Вероисп.:апсуа“.  დასაწყისი, სამწუხაროდ, საიტზე კუდმოკვეცილი დამხვდა და დიალოგის იმ ფრაგმენტებით მომიხდა დაკმაყოფილება, რომელიც აზარტში შესულ დავას ახასიათებს ხოლმე. „kavkaz“–ი წერდა: 

              „ Итого – я имею право говорить за адыгов (როგორც ქართველ მკითხველს მოეხსენება, ჩერქეზი, ადიღე, ყაბარდოელი – ეს ერთი და იგივე ერის სხვადასხვა სახელწოდებაა – ავტ.), потому и пишу о настоящем положении адыгов. Про другие нерусские народы писать и поучать и носом тыкать мне хабзе не велит.

               И поджидаю – когда другие сновидцы начнут о своих народах правду писать. Почему ? Да потому, что для нас другого выхода нет. Сновидцы любой нации ничего не смогут. А те, которые проснулись, могут объединить усилия и ломать тюрягу…  для нас Горбачева нет. Нам самим надо. И у нас  даже шансы лучше. Что добудем – то будет настояшее.

              Знаешь в чем была сила русских ? В том, что там были правдо-рубы, которым не слабо было писать: “Прощай немытая Россия…” – это понимать надо.

              Свой народ любить – это не значит в парче и золоте сидеть и песни сладкие про своего  хана  и ханство слагать. Это опять – для дикарей такая любовь. И это тоже понимать надо. А теперь правды нет. И русь идет к закату. И все остальные – вместе с ней. Даже не замечая этого. Достаточно я русских и нерусских форумов просмотрел – а думки все одни. У всех  вот как –  и чем дальше, тем больше один “сладкий” стандарт всех кушает.

             p.s. одного русского иммигранта старой волны спросили – почему не  возвращаешься – свобода же ! А он сказал так – не верю в свободу, которую ДАРЯТ ! мудрый человек…

             “Русизм – это имперская идеология, которая по своему человеконенавистничеству хуже фашизма и расизма”  (Джохар Дудаев). “

ჩერქეზის მხრიდან ყველაფერი გარკვეულია – მისთვის, ისევე, როგორც ჯოჰარ დუდაევისათვის, რუსიზმი ფაშიზმზე და რასიზმზე უარესი ცნებაა.  იმასაც ზუსტად აღნიშნავს, რომ თიხისფეხებიანი გოლიათი უკვე ძალაგამოცლილია – რუსეთის მზე ესვენება! ახლა ვნახოთ, როგორია აფხაზი „Абжьа-бжьыуоуп“–ს პასუხი:                     

         „Ты сравниваешь тех, кто писал “Прощай немытая Россия” с собой? Я не к тому, что тебя как- то принизить хочу. Тут дело в другом.

       Россия она со времен монголов в подчинении не была. Рабство русское – самими русскими создано и только их воля (желание) могло это рабство уничтожить. В других странах, в Европе это всё тоже было, но вылечились раньше. А черкесы, которых ты носом тыкаешь, себе рабство не выбирали. В этом и разница. Поэтому и говорю, что вот эти обвинения твои неконструктивны и более того, сам наверно уже понимаешь, настраивают людей против тебя. Я всё же не понимаю, что ты предлагаешь. Из того, что я прочитал, я увидел, что ничего ты не предлагаешь. Просто ничего, только людей с грязью мешаешь.”

            დააკვირდით, თუ რა სახის მონობაზე მიუთითებს თავისდაუნებურად აფხაზი – იმ მონობაზე, რომელიც იმანენტურად გამომდინარეობს რუსი ხალხის ბუნებიდან და რომელსაც მათივე ცნობილი პროზაიკოსის თქმით, მთელი ერი წვეთ–წვეთობით დევნიდა და დევნის საკუთარი არსებიდან!  „kavkaz“–ის  ტონი ცოტა უფრო შემტევი და  აგრესიული ხდება:

           „Ну да – само рабство русскими создано для себя. Но сегодня мы ничем от них не отличаемся, вот в чем фокус.

            Да, есть причины. Например, наши причины (возможно даже самые уважительные) такие: тогда были черкесы – до захвата, 97,3% – лучший генофонд  уничтожен, кто уцелел, изгнаны под  угрозой до-резания. Но сегодня мы все неруси, а не черкесы, буряты, карелы и т.д.  и т.п. это чеченцы еще в 90-ых, и, в последнее время, часть ингушей и дагестанцев открыто отказываются быть рабами. А остальные руси-и-неруси кто? они не руси и не неруси, а масса; просто масса-мясса.

           А предложений у меня много. Только об этом не в интернете надо писать. (И спрашивается,  кому? Если меня никто никогда не поддерживал, кому предлагать то?) Я уже научен горьким опытом…. а в общее направление я отметил – ломать тюрягу – всем сообща ! Кто чем может, объединяясь в партии. (Я “мочить карачай-балкарцев” не намерен, как нас призывает агентура с лже-адыгских форумов – именно агентура ! Это лубянка содержит лже-адыгские форумы. Именно лже! И именно содержит!). Кто может, оружием уже объединились и проводят работу. Надо им помогать а не только Пунтелю помогать – содержа его карательные органы своими НАЛОГАМИ.

          Это надо всем признать – сегодня НЕЙТРАЛИТЕТА не может быть. Или мы на стороне Пунтеля,  или нет. Другого не дано. Невозможно быть “нацией” и холопом Пунтеля одновременно! Это давно пора всем признать.

         Вот когда у человека дом ГОРИТ, он же не стоит, не рассуждает – надо-не надо тушить! А когда нации касается, все очень хладнокровными и рассудительными становятся… всем подавай ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, иначе и пальцем не шевельнут. И не шевелят…“

         აფხაზი „Абжьа-бжьыуоуп“ ცდილობს გაანელოს საბრძოლოდ ანთებული  მოკამათის ჟინი და გზნება:

         „Интересно, ты предлагаешь тушить пожар каждому по –одиночке, в силу своих возможностей без единоначалия, без координации? Сравнение по- моему неудачное. Когда пожар, нет времени рассуждать, когда даже война начинается, люди собираются и решают как им поступать, как лучше организоваться. Ты же хочешь, чтоб каждый тушил как ему заблагорассудится. Вот ты, Кавказ, как сам тушишь?“

     ჩერქეზი საფუძვლიან შესავალს აკეთებს:

   “Где это я так предлагал? Хотя лучше тушить неорганизованно, чем вообше НИКАК. Ты когда новости читаешь, спрашиваешь у журналиста – “Ты как, сам Литвиненко травил ? Зачем такое меня заставляешь читать?”

      Если я плохой “журналист”, и не понимаю, что происходит в моем округе, назови мне хорошего, который напишет и сразу потушит, почитаю с интересом…

      Как- то раз Джохар Дудаев сказал так группе лиц : “Инщ Аллахь, воинов нам пока своих хватает, но если хотите помочь – возвращайтесь к себе и боритесь со своей номенклатурой и своими нац-предателями.”

А вот и статья:

     და უცებ ჩერქეზი ჩემი წარმოდგენისათვის სრულიად მოულოდნელ ნაბიჯს დგამს –    მას აფხაზისათვის საბუთად მოაქვს ჩემს მიერ ერთი წლის წინ  „ჩეჩენპრესში“ გამოქვეყნებული სტატია, რომელიც მართლაც ყველა კავკასიელისათვის იყო განკუთვნილი და, რაკი „ჩერქეზს“ იგი სრული სახით მოჰყავს არგუმენტად, იგივე  სახით შევთავაზებ მეც ჩვენს მკითხველს:

                „Мы, прозванные и именованные «лицами кавказской национальности

                              Савва Иверский, Тбилиси, для CHECHENPRESS, 08.10.08 г.

 

         Немецкий этнолог, Иоганн Фридрих Блуменбах (1750-1840), на основе научных исследований и наблюдений, писал: «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа»

        Великий современник Блуменбаха Гегель также пользовался определением кавказская раса, и не скупился эпитетами в ее адрес: «Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой … Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе».

       «Такое научное понятие как кавказская раса было генерировано и получило повсеместное признание на Западе в первой половине XIX века. – пишет современный ученый С.Хотко – Антропологи, историки, этнографы, философы, государственные учреждения в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и множестве других стран оперируют понятием «кавказцы» или «кавказская раса» в наши дни. Российские антропологи и царского, и советского времени почти никогда не пользовались этой дефиницией, предпочитая термин «европеоидная раса». Причины игнорирования кавказской темы, я думаю, вполне очевидны и лежат всецело в плоскости политики».

       Так, о причинах неприемлемости, думает автор вышеуказанных строк, а как вы думаете, уважаемый читатель – почему русские игнорируют этот термин? Ведь не жалко им для кавказцев таких определений, как «туземцы», «аборигены», «автохтоны» – чем же им не пришлось по душе «Кавказская раса»? Да тем, что термин «Кавказская раса» знаменует собой символ чистоты и непорочности людей, ее составляющих, а русским надо, чтобы кавказцы были грубыми, неотесанными, неказистыми и потому придумали для всех единое определение: «лица кавказской национальности» – обозначающее что-то между дикарями и криминалами.

      Это и есть основная разница – как смотрит на нас западное сообщество – с одной стороны – и, как смотрит на нас Россия! Отсюда и совершенно противоположное отношение к нам Запада и России!

     А теперь определимся – о каких народах все-таки идет речь? По указанию вышеупомянутых великих ученых, это – обитатели центрального и северного Кавказа – родственные между собой коренные кавказские этносы – черкесские, вайнахские, грузинские и дагестанские племена.

    Знаменательно, насколько превознесены эти народы всем просвещенным человечеством, настолько же принижены русскими оскорбительным прозвищем; но, как говорится, «нет худа без добра»! Стараясь попрать достоинство всех кавказцев сразу термином «лица кавказской национальности», тем самым они невольно способствуют их сплочению, образовав новую дефиницию единой кавказской национальности, открывая им глаза на свое истинное происхождение!

     В самом деле, ведь и вправду – мы: черкесы, вайнахи, грузины и дагестанцы являемся одной нацией!

    Да, мы являемся одной нацией, потому что имеем одних и тех же исторических предков – древних шумеров, хурритов, иберов и заимствовали от них весь опыт древнейшей цивилизации.

   Да, мы являемся одной нацией, потому что питаемся одними и теми же мифологическими корнями, считая себя потомками общего нашего праотца Таргамоса и имея такого могучего соплеменника, как титан-богатырь Прометей-Абрскил-Амирани, доставивший жителям земли огонь и за неподчинение богам, прикованный к горе Кавказа.

   Да, мы являемся одной нацией, потому что у нас схожая внешность, и, видать, не из неприглядных, поскольку сведущими людьми Европы оценена она образцовой, и даже русские, кавказскую национальную общность, сосредотачивают на «лице».

   Да, мы являемся одной нацией, потому что говорим на родственных иберийско-кавказских языках и пользуемся такими гортанными согласными, которых кроме нас никто не может произносить.

   Да, мы являемся одной нацией, потому что состоим в исключительной этно-психологической общности: носим одну и ту же традиционную национальную одежду и все сразу называем ее «черкеской»; танцуем одни и те же танцы и самую зажигательную из них называем «лезгинкой»; сопровождаем эти танцы одной и той же мелодией и она одинаково будоражит нашу кровь; строим одинаковые жилища – «сакли» и украшаем их одинаковыми коврами и гончарными изделиями; одинаково возводим в культ патриархальные адаты и обычаи: почтенное отношение к старшим, побратимство, гостеприимство, клятвонепреступление, женскую честь…– и даже самые ближайшие соседи-некавказцы по вышеописанным характеристикам не похожи на нас – ни с севера, будь то казаки или калмыки, и ни с юга, будь то армяне или азербайджанцы.

     Да, мы являемся одной нацией, потому что не только по соседству, но и во всем мире нет аналога нашей ментальной идентичности, а если у кого и встречается определенное сходство, то далеко за пределами Кавказа, опять же у наших общих родственников – в Сардинии, в Басконии, в Ирландии, у таких же малопризнанных в мире народов, как и мы сами.

     Разумеется, именно исходя из стольких многих предпосылок: общих для всех нас жизненных ценностей, психологических установок, нравственных устоев, невербальных символов, стойкости духа, а не из-за одной лишь безупречной белизны кожи и прямых черт лица, пришел к своему знаменитому заключению Гегель, великий немецкий философ, что «Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой…». Таким образом, о духе кавказской расы было сказано беспристрастным и общепризнанным авторитетом – и не сами мы твердили о загадочности собственной души, в отличие от амбиций возомнившего о себе народа!

     А поскольку русские диалектику учили не по Гегелю, данного этим ученым определения кавказскому духу им конечно же не понять. И то, как соединяются нации в этом едином духе – тоже. И хорошо, что не понять, ибо меньше у них возможностей для противодействия; но будет плохо, если сами «лица кавказской национальности» не поймут; ведь недаром сюзереном подсказана чудесная идея – идея о национальном единстве!

    Хотя бы на примере одной только Грузии можно сказать – в течение всей истории Грузия была поистине независимой страной только тогда, когда свободным был весь Кавказ! То было при царе Парнаваз (23 века тому назад), при Вахтанге Горгасали (в V веке), при Давиде Строителе и Царице Тамар (в XII) веке, при Георгии Блистательном (в XIV веке). Тогда русских не было еще и в помине. И враги были совершенно другие. Но нас спасала дружба и взаимовыручка. Если все кавказские сородичи внимательно пролистают летописи собственных историй, скорее всего наиблагополучнейшими для всех них определятся несомненно эти самые века. А потому, не удивительно, что в течение последних двух столетий, борьба наших порабощенных народов Кавказа шла именно в направлении единства – самые выдающиеся борцы за свободу: Имам Шамиль в XIX веке и Звиад Гамсахурдиа и Джохар Дудаев в XX веке боролись не ради независимости только лишь собственных народов, а за свободу всего Кавказа!

     Эта борьба нынче возобновилась с новой силой. Сегодня, когда Россия закрепила за нами приглянувшееся ей нарицательное определение, тем самым дала понять, что она не только пренебрегает кавказскими народами, но еще и считает их настолько туземными и посторонними, что спокойно может бомбить, уничтожать и приравнивать к земле; более того, при возможности, с удовольствием стерла бы всех с лица долой, оставив себе Кавказ без кавказцев.

     А потому, в устремлении отстраниться от нас, самое время, оказать содействие России, с той лишь разницей с ее желанием, что мы не намерены оставлять ей в залог собственную отчизну. Предварительно оградив собственные земли, воздвигнув на них «китайскую стену» между нами и северным соседом, мы должны вступить в то мировое содружество, где нас принимают не за каких-либо вздорных «лиц» какой-то «национальности», а по признаку расового благородства!

     И когда настанет этот час, час освобождения оков Абрскила-Амирани–Прометея, и Россию наконец-то лишим ненавистных и чуждых ей «лиц кавказской национальности», будьте уверены, мы – эти самые «лица» – т.е. истинные сыны черкесских, вайнахских, грузинских и дагестанских народов – при расставании, без малейшей досады и тени сожаления, и что немаловажно, без затаившей злобы произнесем ею же подсказанные пророческие слова: «Прощай немытая Россия, страна рабов, страна господ!»

        როგორც ხედავთ, ძვირფასო მკითხველო, წერილი სრულიად დაუფარავი კავკასიური ერთიანობის ნიშნით არის აღბეჭდილი და შემთხვევითიც არ ყოფილა, რომ მან ჩერქეზ მკითხველში ჰპოვა გულისპასუხი. მაგრამ, თუ როგორ  უპასუხებდა ჩემი წერილის წაკითხვის შემდეგ აფხაზი  „kavkaz“–ს, ამასაც დიდი გამოცნობა არ სჭირდება – იგი საცინლად იგდებს ჩერქეზ მოპაექრეს, აქაოდა ამ ვიღაც ქართველის  ყურისგდება რა კავკასიელის საკადრისია, შენც მისი  ეკლექტიკური აზროვნების მოზიარე ხდებიო – მის ამ ერთ წერილს რომ ეყრდნობი, სხვაც თუ გაქვს წაკითხული მისიო და იქვე მიუთითებს იმ წერილზე:

       „Савва Иверский? Ну-ну. Молодец, кавказ, больше читай картвельских пропаганда-авторов. В Грузии есть кого почитать из вменяемых товарищей. (საინტერესოა, ვის გულისხმობს მათში აფხაზი?) А если ты приводишь статью некоего Саввы Иверского, то могу предположить что и сам склонен к подобной “эклектике” мыслей. Кстати вот ещё одно его “произведение„kavkaz”: “Цхинвали и Цхуми – два граба в цитадели Грузии” Ты с ним знаком? “

        მართალი გითხრათ, ჩერქეზისგან „ჩეჩენპრესში“ დაბეჭდილი წერილის საბუთად მოყვანას ისე არ გავუკვირვებივარ, როგორც ამ უეცარ პასუხს – აფხაზის მიერ ჩემი კიდევ სხვა წერილის შინაარსის ცოდნას. ეტყობა უნახავს და გულშიც მოხვედრია. მოხვედრია და, ახლა მისი უკუღმართი წაკითხვით,  ცილისმწამებლურად ფიქრობს ჩერქეზის  წაქეზებას წერილის ავტორისა და  ქართველების წინააღმდეგ. იმ წერილს ჩვენ კიდევ შევეხებით, მაგრამ ახლა მეშურება იმის აღნიშვნა, თუ როგორ პასუხს იღებს იგი ამ ახალ გამოწვევაზე –   როცა აფხაზი იმედოვნებდა, რომ იმ მასალის წაუკითხავადაც, ოდენ ბეზღებით  აზრს შეაცვლევინებდა ჩერქეზს  წერილის ავტორზე, აქ ხდება, რომ ორივე ბეჭზე დასცემს ჩერქეზი აფხაზს:

    „Абжьа-бжьыуоуп, когда я читаю статью, я думаю про написанное, а не про биографию автора. А писать про “эклектике” мыслей сегодня очень странно.

     У меня точно никак не больше эклектико-мыслей, чем у идеолога Багапша, Адыго-Пунтеле-Менделе-Абхазского…. капиталистическо-социалистического …”патриота”… который ни разу не заикнулся (как и Ардзинба) по вопросу Геноцида Черкесии Русской Империей.

     Его кстати приглашали на РУ-ТВ и он долго причитал о бедах от Грузии и нахваливал Русь. В той же передаче один Грузин задал прямой вопрос ведущему и студии – а черкесов то вы вырезали!             

    А твой президент и не заикнулся о “своих братьях”, “горячо любимых” …. на форумах интернета…иногда (когда ничего не стоит написать “дорогие братья”… )… Про “Цхинвали и Цхуми – два граба в цитадели Грузии” не читал. Дай ссылку, или здесь дублируй, потом обсудим, если будет что…“

        დიალოგის ამ მონაკვეთისათვის ჩერქეზის პიროვნება პირადად მე უკვე ნათლად მიდასტურებს, რომ ჩემმა წერილმა მიზანს მიაღწია – კავკასიის თავისუფლებას მოწყურებულ ხალხში ჰპოვა თანაგრძნობა, და სრულიად ბუნებრივად მეჩვენება ის კონკრეტული კითხვები, რომლებზეც პასუხის გაცემას სთხოვს  ჩერქეზი აფხაზს:  

      „1) разве вообще бывают авторы, с кем ты всегда на 100% согласен, а когда не согласен то и что он раньше писал становится ложью ?

      2) Ну ладно, там адыгов нет, но и ваши постановления за 1997 год… что достигнуто? Империя признала геноцид над абхазами? В ООН, ОБСЕ, на какой стадии завис вопрос? У вас с постановлениями чуть лучше чем у нас: постановляют, но не исполняют. А у нас не постановляют, так как заранее знают, что не исполнят… да и кто позволит наместникам в колониях что-то постановлять.

      3) Никто вообще не обязан за нас говорить. Но просто кто-то говорит, а кто-то нет (я не про интернет). А почему “только сегодня” … вот если человека на улице режут, а прохожий вдруг решил как-то помочь, думаю,надо поблагодарить, а не пытать: зачем-почему. Но если такого интересует “зачем-почему помогал”, – даю гарантию, такого ни разу в жизни не резала и не добивала в подворотне стая.

      მაგრამ აფხაზი რის აფხაზი იქნება, რომ ასე იოლად დანებდეს – პასუხად დემაგოგიის მთელი არსენალი ატყდება თავს ჩერქეზს:

      Цитата 1) разве вообше бывают авторы с кем ты всегда на 100% согласен, а когда не согласен то и что он ранше писал становится ложью?

      Кавказ, попробую обосновать свою позицию. Нет, не бывает таких авторов, с которыми ты на 100 проц. согласен. Но когда у какого-то автора ты вычитал откровенную белиберду (и знаешь при этом, что эта белиберда тиражируется определённой группой в стране этого автора с определёнными целями), то начинаешь настороженно относить ся ко всему, что он пишет.(როგორც მიხვდით, ეს ჩემს შესახებ არის ლაპარაკი!)

      А если говорить конкретно, то мы очень много мерзопакостных фальсификаций на себе испытали со стороны таких вот грузинских авторов. (აი, რიყეზე ქვის დაუნახაობის კიდევ ერთი ფაქტი – რა ამოიკითხა ჩემს წერილში აფხაზმა საკუთარი თავის საწინააღმდეგო, თუ რუსთან და რუსეთთან არ აიგივებს თავს?) И, к сожалению, в значительной степени именно они способствовали нагнетанию межнациональной напряженности между абхазами и грузинами. Это факт. Поэтому мы с двойным неприятием воспринимаем это. И видя, что и сейчас это продолжается в Грузии, мы ещё более убеждаемся в невозможности построения нормальных отношений.  

     Это, несмотря на то, что в Грузии и адекватная точка зрения на эти вопросы представлена.  (ისევ აპელირება იმ ვიღაცეებისაკენ!) Это всё заглушается основным потоком – а поток этот фальсифицированный и антиабхазский по своей сути. (И это вызывает к сожалению ответный идиотизм – вроде ревизии границ с Грузией, который уже на государственном уровне возымел у нас действие.)

      Понимаешь, просто мы Грузию и грузин немного лучше вас представляем. Хотя и ангажированно, конечно, но всё же. Со своей стороны ты можешь сказать – а какого хрена вы дружите с Русью, где в уставе КК написано, что это историческое место формирования  казаков кубанских и коренной народ там русские. Это тоже будет правильно, упрекнуть нас.

      Тут нам всем не надо себе объявлять другом того, кто скажет приятное нам. Таких может в момент с тысячу найтись, а что толку от них?

     Есть правительства – они действуют определённым образом. Если ты скажешь, что ваши правительства действуют исключительно в шкурных интересах, то про наше я такого сказать не могу, хотя и далеко не всегда и не по всем вопросам с ними народ согласен. Но с другой стороны, что бы каждый из нас на их месте делал? Ведь радиус для манёвра всегда ограничен. А на карте ни больше ни меньше судьба твоего народа, в нашем случае в т.ч. физическое и этническое выживание. Поэтому и приходится 30 раз подумать, что сказать или не сказать, отсюда и “эклектика”.

      Цитата 2) Ну ладно там адыгов нет, но и ваши постановления за 1997 год… что достигнуто?  империя признала геноцид над абхазами ? в ООН, ОБСЕ, на какой стадии завис вопрос ?

      А нас пускали эти 12 лет в это самое ОБСЕ и ООН сказать своё слово? На какой стадии может зависнуть вопрос, если нельзя сказать с международной трибуны?

      Цитата 3) никто вообше не обязан за нас говорить. но просто кто-то говорит, а кто-то нет (я не про интернет). а почему “только сегодня” …вот если человека на улице режут, а прохожий вдруг решил как-то помочь, думаю надо поблагодарить, а не пытать зачем-почему. Но если такого интересует “зачем-почему помогал”, – даю гарантию, такого ни разу в жизни не резала и не добивала в подворотне стая.

      Ты это про голоса из Грузии? Я тебя умоляю. В начале 90-х ничего подобного не было слышно. Потому, что грузинские властители умов – т.н. интеллигенция и ученые на этот счет не просвещали своих плебеев. Они им больше про Самачабло и Апхазети говорили, и дикое адыгейское племя апсуйцев, спустившихся с гор. (და რა არის აქ დასაძრახისი? რა მნიშვნელობა აქვს, სამი საუკუნის წინ ჩამოვიდნენ კავკასიონს გაღმიდან თუ სამი ათასი წლის წინ – ფაქტია, რომ წარმართები იყვნენ და ჩვენ მოვარჯულეთ, უწიგნურები იყვნენ და –  წერა–კითხვა ვასწავლეთ, ველურები იყვნენ და ადამიანებად ვაქციეთ; ის „აფხაზიც“ ჩვენ დავარქვით, თორემ თავის თავს აკი „აფსუას“ ეძახიან!) Тогда ещё надеялись на диалог с Россией, которая поможет православным братьям, и у которой тоже свои сепаратисты.

      Сейчас поняли бесперспективняк ждать от России погоды, и открыли для себя другие народы, которых “так же как грузин” пр итесняла Русь. Так что режет – не режет – это туфта.  Или любого,      кто что-то скажет в поддержку в сиюминутной выгоде будешь считать другом? Ну что, понять это можно, но принять нельзя. По крайней мере для меня.

       და შეხეთ, ასეთი დემაგოგიის მერეც კი ვერ გატეხს ჩერქეზის რწმენას აფხაზი – შე დალოცვილო, დავუშვათ ადრე სხვაგვარად ფიქრობდნენ ქართველები, ახლა თუ მოეგენ გონს, არ უნდა დავუფასოთო?  „კავკაზი“:        

       Ну ты от души написал точно … так что, теперь у нас возможность объединить эти пункты опять, так мы подошли к главному клубку.. который запутывали не одно столетие…

      1) Если грузины со временем растут, и учась на своих ошибках тоже, в этом ничего плохого. Т.к. Аллах сделал так, что люди могут расти, а многие могут увядать и ничему не учиться на ошибках, если это их выбор.

      2) Ты можешь не любиь Савва Иверский ( ან რატომ უნდა ყუყვარდე), но должен сам знать, что есть абхазско-адыгская группа, но она не в воздухе висит, а она есть часть кавказско-иберийской языковой семьи. И вот они нам тоже не посторонние прохожие.

      3) Абхазо-адыгская группа есть, кавказско-иберийская семья есть, а вот есть ли абхазо-адыгская политика, которая есть часть кавказско-иберийской генеральной политики? НЕТ. (გესმით, რაში ადანაშაულებს ჩერქეზი აფხაზს? აი – მთავარი სამხილი!)

      Вот потому, что мы этого не понимаем, потому русская империя и держит нерусь. Не силой, а сознанием. Кого как откровенно колонии, кого как полу-колонии, кого как зависимые страны..и т.д. и т.п.

      Ошибка неруси, и отсталость неруси в том, что каждый отдельный народ мнит, что может спастись в одиночку. Они оторвались от своей цивилизации, и мнят противопоставить свой отдельный народ целым цивилизациям. И даже “развить” “до небес”, культуру, язык, и т.д. своего отдельного народа со временем. (А если взглянуть без снотворного – все нации сегодня теряют свое лицо… кроме одной очень умной… их всех “умывающей”). Это мышление дикаря в бусах. И вот 99% населения думает именно так, если правительство  не направляет свои населения. Я не выдумал ничего нового. Джохар Дудаев еще в начале 90-ых говорил об этом: ни один кавказский народ не спасется в одиночку. Это не значит, что Джохар мечтал о растворении чеченцев. Как раз наоборот. Он предвидел многое, до чего сегодня иногда кое-где кое-кто начали догадыватся. О столкновении и жесточайшей борьбе цивилизаций в будущем.

      Итого на сегодня:  мы не имеем союзников вовне. И сами разобщены. На вопрос:  “ты за кого – за запад или азию”, мы вынуждены выбирать из двух чужих цивилизаций. А кто говорит: “за свою частную нацию” (так как прав на свою цивилизацию мы сами не предьявили, корабль есть – капитана и команды нет), тот де-факто занимается балаболством “дикаря в бусах”. Сегодня его нация КАК БЫ есть, а завтра растворится так, что он и не заметит…

      4) а теперь рассмотрим некоторые следствия: цитата – а нас пускали эти 12 лет в это самое ОБСЕ и ООН сказать своё слово? На какой стадии может зависнуть вопрос, если нельзя сказать с международной трибуны?

      Это смешаный случай – отсутствия а-а политики, и “мы часть европы”. Следствие – под протекторат империи, у которой столетия и столетия удения рыбки и плетения сетей. Можно голо надеяться обхитрить империю – но я не удивлюсь, если завтра Абхазия не то что получит автономию в Руси – “сиюминутного друга” , но если войдет в состав единого Краснодарского края! ( ესეც ჩვენი ავი ენებია?)

      Пойдут ли тогда абхазы воевать за независимость от кремля с оружием в руках? Это не вопрос. И их братья с севера тоже не пойдут (только те могут пойти, кого лжеадыги клеймят “экстремистами” и отрекаются от них).

      А второй вопрос – 6 млн потомков черкесов за рубежом и немало абхазов (точно не знаю цифр) не могут прорваться в ООН и ОБСЕ…

      Как такое возможно ? Где “дорогое братство” с форумов ? Вот где “пишут приятное”… до тех пор, пока Абхазия нацелена на протекторат от Руси.

      А как ломать двери в ООН и ОБСЕ, приятно-писателей и след простыл…

      5) А теперь фантастическая история на тему “кавказская цивилизация – причины отсутствия”.

     Предположим в гос-думе в Москве сидит один тип (представител “интеллигенции”). Не руский не грузин, не абхаз, не адыг, и т.д. и т.д. Но говорит сильно за Русь, как русский патриот. Допустим это Жирин-ов-ский.

      Теперь предположим в гос-думе Тбилиси, или Сухума, сидит его брат по фамилии…ну скажем Жирино-швили или Жирино-ба.

      Как вы думаете – какую политику им надо проводить в интересах своей семьи ?

      Как вы думаете – есть совпадения с тем, что давно происходит на Кавказе ? (Не только на Кавказе – но нас сейчас в этой теме интересует это). Это смотря где…

      В руской империи, тем же чем “рес-бублики” от “провинций”.

      აფხაზი მაინც არ იტეხს იხტიბარს და წინანდებური დემაგოგიით ცდილობს ჩერქეზის გადარწმუნებას:

      Кавказ, привет. Цитата: 1)Если грузины со временем растут, и учась на своих ошибках тоже, в этом ничего плохого, т.к. Аллах сделал так, что люди могут расти, а многие могут увядать и ничему не учиться на ошибках, если это их выбор.

     Дело не в том, учатся грузины чему-либо или нет. Вобщем и не в грузинах дело. Просто определённое время в определённом обществе формирует соответствующую идеологему с соответствующими подходами к тому или иному вопросу,  для поддержания на плаву этой идеологемы. Эта идеологема само собой проецируется на общество путём различных проводников – начиная от школы, заканчивая СМИ. Это применимо к любому обществу, грузинское тут не исключение.

      Цитата:2) Ты можешь не любиь Савва Иверский но, должен сам знать, что есть абхазско-адыгская группа, но она не в воздухе висит, а она есть часть кавказско-иберийской языковой семьи. И вот они нам тоже не посторонние прохожие.

      Ты, как человек просвещенный, должен знать, что иберийско-кавказская теория, всего лишь одна из теорий. Она была принята в советской науке. И вроде как в сегодняйшей Грузии является доминирующей в академических кругах. Опять же к вопросу идеологемы – связь науки с государственной идеологемой особенно сильна на Кавказе.

      Сегодня под большим сомнением находится не только генетическое родство между северокавказскими языками и картвельскими, но и между абхазо-адыгскими и нахско-дагестанскими. (დააკვირდით – როგორ უპირისპირდება აფხაზი კავკასიელ ხალხთა ერთიანობას. იბერიულ–კავკასიურ ენებს საერთო ლინგვისტური საფუძველი რომ აქვთ, როგორც დამატებითი საშუალება და არგუმენტი  იმპერიასთან საერთო ფრონტით დასაპირისპირებლად, ეს არ აწყობს აფხაზს  და დღეს, უამრავი სარწმუნო სამეცნიერო წყაროს საპირისპიროდ,  ცდილობს ყველა კავკასიელ ხალხთან ნათესაობის უარყოფას. ეს სრულიად ბუნებრივია – სწორედ აქ იბადება რუს–კაზაკებთან ერთობის ახალი თეორიული წანამძღვარი!) Макрокомпаративисты в частности относят северокавказские и картвельские языки к разным макросемьям – сино-кавказской и ностратической соответственно. А структурное сходство между ними объясняют давними контактами. (მერედა არ იკითხავთ, ვისი მოგონილია ეს ახალი მაკროოჯახები – სინო–კავკასიური და ნოსტრატიული? თქვენ არ შეცდით, ძვირფასო მკითხველო: რა თქმა უნდა რუსი ენათმეცნიერების – სტაროსტინის, ნიკოლაევის და ძმათა მათთა!)

      Цитата: 3) абхазо-адыгская группа есть, кавказско-иберийская семья есть, а вот есть ли абхазо-адыгская политика, которая есть часть кавказско-иберийской генеральной политики?

      Нет никакой иберийско-кавказской политики и никогда её не было. Нет сегодня и абхазо-адыгской политики, отдельные зачатки которой имелись лишь несколько раз в истории. К сожалению. (აფხაზურ–ადიღური პოლიტიკა თუ  არ არსებობს, ეს იმპერიის გამთიშველ პოლიტიკას დააბრალოს, ხოლო იბერიულ–კავკასიურ პოლიტიკას მოგონება არ სჭირდება – ის წითელ ზოლად სდევს საქართველოსა და მთელი კავკასიის ისტორიას).

      Цитата: можно голо надеяться обхитрить империю – но я не удивлюсь, если завтра Абхазия не то что получит автономию в Руси – “сиюминутного друга” , но если войдет в состав единого Краснодарского края.

      Я не удивлюсь, если ядерная зима наступит. Или очередное оледенение, которое скорее всего случится при жизни хомо сапиенсов. Это вполне реально. А оледенение очередное – просто гарантировано. (ხედავთ, როგორ უგდებს ბანზე სიტყვას? მასხარაობს კიდეც ჟვანეცკისა თუ ჟირინოვსკის ყბისსაქცევით. ჰკითხოს ჩერქეზს, იმას თუ ემასხარავება!)

      Цитата: пойдут ли тогда абхазы воевать за независимость от кремля с оружием в руках? Это не вопрос. И их братья с севера тоже не пойдут (только те могут пойти кого лжеадыги клеймят “экстремистами” и отрекаются от них).

      Поживем-увидим. Или не увидим. (რა აქვს სათქმელი!)

      Цитата: а второй вопрос – 6 млн потомков черкесов за рубежом и немоло абхазов (точно не знаю цифр) не могут прорватся в ООН и ОБСЕ…

      Как такое возможно? Где “дорогое братство” с форумов? Вот где “пишут приятное”… до тех пор, пока Абхазия нацелена на протекторат от Руси. А как ломать двери в ООН и ОБСЕ приятно-писателей и след простыл…

      Я в отличие от тебя, никого ни в чем не обвиняю. И ярлыков не вешаю. Проще всего обвинить человека – гораздо труднее потом ответить за свою потенциально возможную опрометчивость.

      Почему лично меня нет в дверях ООН. Могу ответить – ломает, да и не моё это. А вот ты почему не там? (ლამის არის გაჩნდეს ეჭვი – ეს აფხაზი ქართულენოვანი (ან მთლად ჩრდილოურ–ჩრდილოვანი ქართველი) ხომ არ არის? «ломает» რუსულში არც სლენგით და არც იდიომატურად არაფერს ნიშნავს, ქართულად კი სლენგიცაა და იდიომატიკაც – „ტეხავს“!)

      Цитата: теперь предположим в гос-думе Тбилиси, или Сухума, сидит его брат по фамилии…ну скажем Жирино-швили или Жирино-ба. Как вы думаете – какую политику им надо проводить в интересах своей семьи ? Как вы думаете – есть совпадения с тем что давно происходит на Кавказе ? (не только на Кавказе – но нас сейчас в этой теме интересует это).

      Теория заговора? Не знаю – я лично не был свидетелем тайного сговора. И говорить не берусь, но то, что любой политик в любой стране должен координировать свои действия, оглядываясь на остальной мир – сегодня это факт. Иначе можно много всего напороть. Миру конечно от твоей местечковой дурости плохо не будет, а вот твоей стране – наверняка.“

       როგორც ვხედავთ, ჩერქეზის კავკასიურ, ეროვნული მენტალობით აღსავსე თვითშეგნებას წინ უხვდება აფხაზის იმპერიული მორჩილებითა და მაამებლობით გაჟღენთილი პრაგმატიზმი. „კავკაზი“ კონსტანტინე გამსახურდიასეული ჩერქეზის,  ხალილ ბეის პირდაპირი შთამომავალია. დააკვირდით, მის მსჯელობასთან როგორი შესატყვისობით ჟღერს ხალილ ბეის დიალოგი კონსტანტინე სავარსამიძესთან:

    „…ხალილ? მე ვფიქრობ ჩვენ ბრწყინვალე მომავალი გვაქვს კავკასიის ხალხებს.

–  თქვენი, ქართველების მდგომარეობა ოდნავ უკეთესია. ჩვენი საქმე წასულია.

–  ჩვენ ჩვენს მეზობლებს, უმცროს ძმებად ვსთვლით…წინააღმდეგ, ჩვენ ყველას ისტორიამ დაგვაკისრა წინა აზიის განახლება! უამისოდ ჩვენი დიდი ენერგია და ნიჭი უნაყოფოდ დაიღუპება…“

„კავკაზის“ შემართების შემხედვარე, ეჭვიც არ შეგეპარებათ, რომ ეს კაცი ისევე ერთგულად აგყვებათ რუსთა წინააღმდეგ ბრძოლასა და პაექრობაში, როგორც ხალილ ბეი – კონსტანტინე სავარსამიძეს!

       „კავკაზის“ პოზიცია სახვალიოდ დიდი წინაპირობაა მთელი კავკასიის ერთიანობისა და თანადგომისათვის. თუმცა რაღა სახვალიოდ, აკი უკვე ჩამოდიან ჩვენი ღირსეული ძმები, ჩერქეზები საქართველოში მთელი მსოფლიოდან და ითხოვენ ჩვენგან მათი გენოციდის აღიარებას.

      აფხაზს კი რაღა? აფხაზმა თავის თავს თვითონ გამოუტანა განაჩენი: საქართველოსაგან თავისუფლებას ითხოვდა და ის „თავისუფლება“ მიწიან– ზღვიანად ჩააბარა რუსებს. ამავე დროს, „თავისუფლება მინდაო“ – მთელი კავკასია მოატყუა. ქართველი რიცხოვნობით მჩაგრავსო – პატარას არ დავაჩაგვრინებთო და: ადიღეელები და ჩეჩნები გამოექომაგნენ. აფხაზმა კიდევ – გაიწია საქართველოდან და  რუსებს უკრა კალთაში თავი.  კავკასია რუსების უღლისაგან თავის დაღწევას ცდილობს, ესენი – რუსეთისკენ ექაჩებიან კავკასიას. აქედან, ბუნებრივია – როცა ჩეჩნებს დასჭირდათ თანადგომა, ერთი აფხაზიც არ გამოჰქომაგებია მათ რუსების წინააღმდეგ. მთლად თავისი სისხლი და ხორცი – ადიღეელებიც მიივიწყეს. როგორც „კავკაზის“ საყვედურიდანაც ჩანს – მათს გენოციდზე სიტყვა არ დასცდენიათ რუსებთან. მუჰაჯირობაში გადაკარგული წინაპრები  და დანარჩენი თვისტომნი – რუსებისაგან გაჟლეტილი უბიხები, აბაძეხები  და შაფსუღები რომ აღარ ახსოვთ  – ეს კიდევ სხვა საკითხია. ამის შემდეგ  ვინღა დარჩათ აფხაზებს თანამდგომი კავკასიაში? ოსების გარდა არავინ! კავკასია კი თავისუფლების იდეისადმი ღალატს არავის აპატიებს. ზემოთმოყვანილი დიალოგიდან ნათლად ჩანს, აფხაზეთის დაბრუნება  მხოლოდ დროის ფაქტორია და კავკასია ჩვენს გვერდით იქნება ქვეყნის გამთლიანებისათვის კანონიერ ძალისხმევაში  – გამგონი გაიგებს! აფხაზებს თანამდგომი არ ეყოლებათ, რაკიღა თვით უახლოესმა ნათესავებმა ამხილეს ღალატში. ხოლო თუ ეს არ მოხდა უახლოეს წლებში, აფხაზების ჯერ კიდევ ფიზიკური არსებობის პირობებში, სულერთია, უახლოეს ათწლეულებში მაინც აუცილებლად მოხდება – ოღონდ მაშინ უკვე კაზაკ–სომეხთა კონგლომერატთან ბრძოლაში, რადგან 20–30 წელიწადში აფხაზის სახსენებელი აღარ იქნება აფხაზეთში.

      ახლა, რაც შეეხება აფხაზების ერთადერთ თანამდგომ ოსებს:  სრულიად თამამად შეგვიძლია ვთქვათ, მათი მდგომარეობა კიდევ უარესია, ვიდრე აფხაზებისა – აფხაზი კავკასიელი ერი მაინც არის და მონანიების შემთხვევაში იქნებ პატიების ღირსად ცნოს კავკასიამ. ოსები, სპარსთა ჯიშ–ჯილაგის ხალხი,  მთლად უცხო ტომელები არიან – ეს ერთი. და მეორე –  რაც აკადემიკოსმა სახაროვმა ჩვენ დაგვაბრალა – სწორედ ისა სჭირთ – პატარა იმპერიის მფლობელები არიან – დგანან ყაბარდოულ, ჩეჩნურ, ინგუშურსა და  ქართულ მიწებზე. რამდენ ხანს მოუთმენენ  კავკასიელები ამ შეურაცხყოფას გადამთიელებს? აკი უკვე იწვნიეს შედეგი: დოკუ უმაროვის იმარატში, შარშანდელი განკარგულებით, სამხრეთ ოსეთმა კი არა, თვით ჩრდილო ოსეთმა დაკარგა კავკასიაში დამოუკიდებელი არსებობის უფლება და თუ იმარატის იდეამ გაიმარჯვა (და რაღა არ ხდება ამ ქვეყანაზე, რატომ არ შეიძლება გაიმარჯვოს?!) – ოსების ფეხი ამოიკვეთება კავკასიიდან.

      ასე რომ – აფხაზები და ოსები დღეს რუსეთის იმედზეღა არიან.  ხოლო განა რამდენ ხანს  შეძლებს რუსეთი აფხაზებისა და ოსებისათვის ძუძუს წოვებას? სადაც არის მათი დამარწყულებელი და დამაპურებელი ძუძუ გაუშრება და მაშინ ორივე ამ ტომის შვილები ხელგაშვერილნი მოვლენ არათუ ოდენ ქართველებთან, სრულიად კავკასიელებთან: ჩეჩნებთან, ინგუშებთან, ყაბარდოელებთან, დაღესტნელებთან და პასუხსაც ზუსტად ისეთს მიიღებენ, როგორიც დაიმსახურეს –  კავკასიის მტრის თანადგომას და სხვისი მიწის დასაკუთრებას კავკასიელები არავის შეარჩენენ!

      სწორედ სხვისი მიწის დასაკუთრებას და ამ მიწაზე არსებულ უფლებებს ეხებოდა ჩემი ის წერილი, რომელიც ნიშნის მოგებით ცილისმწამებლურად შესთავაზა აფხაზმა ჩერქეზს. თუ რა პასუხს  მოელოდა იგი და როგორი იქნებოდა სინამდვილეში ჩერქეზის რეაქცია,  მკითხველს  შეეძლება თავად განსაჯოს მას შემდეგ, რაც ქვემოთ მოვიტან იმ წერილის ძირითად ნაწილს:

      „У замечательного русского ученого, адепта самобытности кавказских народов и исследователя их языков и культур, Сергия Серебрякова*, есть одно очень интересное наблюдение – оно касается грузинского слова «уцхо» – «чужой». Грамматически расчленив его («у-цх-о»), и учитывая отрицательное значение префикса «у» (дословно – «без»), ученый приходит к выводу, что для грузин чужим (представителем не своего этноса) является всяк, у которого в родном языке нет сочетания двух согласных букв «ц» и «х» («цх»), без разделительного гласного. В самом деле, оказывается, не только у территориально отдаленных народов, но и у ближайших соседей эти две буквы посередине обязательно требуют гласного, а в грузинском ( и во всех иберийско- картвельских наречиях) они пишутся и произносятся вместе.

      Вслед ученый делает сугубую отметку, что, с одной стороны, этими буквами в грузинском начинается множество сокровенных слов, таких, как «цх-овреба» («жизнь»), «цх-онеба» («спасение души»), «цх-ади («явь»), «цх-ебули» («помазанник Божий»), «цх-ра» («девять» – сакральное число); а с другой стороны – топонимы с данным буквосочетанием окаймляют географический ареал распространения грузинского этноса: «М-цх-ета» (древняя столица Грузии – с востока), «Сам-цх-е» (колыбель зарождения грузинской государственности, родина Руставели – с юга), «Цх-инвали» (центр внутренней Карталинии – «Шида Картли»), «Цх-уми» (заглавный город Причерноморья – с запада). Таким образом, заключает ученый, истинно грузинское, свое, законное и не чужое все то, что в словесной форме выражается сочетанием двух согласных –«цх» – и, следовательно, пространство от «Самцхе» и «Мцхета» до «Цхинвали» и «Цхуми» – это кровные, исконные грузинские земли! Мы же, в свою очередь, отметим, что последние два названия не только начинаются одинаково, но и имеют одинаковое значение: «Цхинвали» на карталинском диалекте грузинского языка (на литературном грузинском – «рцхилнари») обозначает «грабное место», т.е. местность, где растут деревья под названием «граб кавказский» (лат. Carpinus caucasica); «Цхуми»** так же грузинское название граба на сванском и мегрело-лазском (у последних в форме «цхимури») наречиях, племен, испокон веков населявших восточное черноморское побережье. Что еще остается нам добавить? То, что грузины-карталинцы выдворены сегодня из Цхинвали; грузины-сваны выдворены не только из Цхуми, но даже из своего последнего пристанища в Верхней Абхазии; грузины-мегрелы выдворены в большинстве своем как из Цхуми, так и из исторической вотчины – Самурзакано (сегодняшний гальский район), а ничтожная часть оставшихся подвергается национальной дискриминации. Земли сии, объявлены ныне независимыми государствами. На самом деле они оккупированы вместе со своими двумя грабными главными городами. Но, надобно  учесть, что у этого дерева, граба, есть одна дивная особенность – при обрезании его ветвей, они с еще большей силой дают всходы, а дерево становится тверже и крепче!

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

*Сергий Серебряков был сотрудником тбилисского университета. Он восторженно приветствовал вновь обретенную независимость Грузии. Сам являлся активным борцом национально-освободительного движения во главе с Гамсахурдиа. После насильственного свержения законного правительства сворой Шеварднадзе, был вынужден эмигрировать на запад.

** Имя города «Цхуми» сегодня в международном обиходе произносится, как «Сухуми», через тюркоязычную интерпретацию названия. Искажение произошло в силу вышеуказанных причин – требующих для негрузинских языковых групп гласного между согласными, с одновременной фонотактической заменой «ц» на «с». Кстати, в грузинской православной церкви название по сей день сохраняет изначальное произношение – «Цхум-Абхазская епархия».

      როგორც ხედავთ, ძვირფასო მკითხველო, აფხაზის მიერ რეკომენდირებული წერილი სინამდვილეში სწორედ რომ მისი და მისი თესლტომის სამხილებელია! ჩვენ ხომ არა – ქართველები – ნეიტრალური მკვლევარი, რუსი მეცნიერი ადასტურებს, რომ ყველა ის სახელწოდება, რომელიც ორ თანხმოვანს – „ც“–სა და „ხ“–ს შორის ხმოვანს არ მოითხოვს, უეჭველად ქართულ ძირებს ეყრდნობა და, აქედან გამომდინარე, მცხეთა, სამცხე,  ცხუმი  და ცხინვალი ის ტოპონიმური მსაზღვრელებია, რომელთა შორისაც ქართველთა განსახლების თავდაპირველი არეალია საგულვებელი!

      ჰოდა, თუკი აქამდე ნახევარ სიტყვაზეც კი იგებდა ჩერქეზი ქართულ–კავკასიურ ურთიერთმიმართებათა ძირითად საზრისს, ამ წერილის წაკითხვის შემდეგ ხომ მთლად  თანამდგომად შეგვიძლია მივიჩნიოთ! როგორც იტყვიან – მამალმა თხარა –თხარა და თავისი დასაკლავი დანა გამოთხარაო! უნდოდა აფხაზს ჩერქეზთან ჩვენი წაჩხუბება და, დარწმუნებული ბრძანდებოდეთ, უფრო დაგვაახლოვა და დაგვაძმობილა – თავისთვის კი ქართულ მიწაზე ყველა პრეტენზიის უფლება დაისამარა!

     ახლა, მოდით, ერთხელაც  დავიხიოთ უკან და გავიხსენოთ: ჯერ კიდევ ასი წლის წინ სცადა რუსეთმა აფხაზების ჩამოშორება ქართველთაგან, მაგრამ მაშინ ამ ხალხის დიდგვაროვანმა ერისკაცებმა  რუსებს ქართველებთან ერთობის ფირმანი შეაგებეს; დღეს კი მათმა უგვანო და უგვარო შთამომავლებმა ლაფში გასვარეს და შეურაცხყვეს ღირსეული წინაპრების ხსოვნა, თავისი ნებით თქვეს  ქართველებთან საუკუნოვან ერთობაზე უარი და რუსებთან ერთგულქვეშევრდომული დამოყვრებით მარტო საქართველოს კი არა, მთელ კავკასიას ჩასცეს ზურგში მახვილი!  აწი მაგათმა და ოსებმა იკითხონ, თორემ რცხილა, რომელიც საფუძველში უდევს საქართველოს კუთხეების მეთაური ქალაქების: ცხინვალისა და ცხუმის სახელწოდებებს, სამომავლოდ ტოტებს ისევ ამოიყრის!

 

           საბა იბერი, თბილისი, 07.04.2010

           ხარების ბრწყინვალე დღესასწაული 

 

 ***

 

Россия, футбол, политика

 

Отдел писем Савва Иверский, Тбилиси, для CHECHENPRESS.

21.02.2011  

Всю интернетовскую сеть облетело сенсационное известие с Кавказа –  грозненский «Терек» намерен тренировать  Рууд Гуллит, а в махачкалинском «Анжи» – будет играть Роберто Карлос! Футбольные болельщики больших и малых стран, с одновременным восторгом и  удивлением воспринимают это новое сообщение. Иностранных легионеров  хвалят за мужество, храбрость, отвагу, за то, что не устрашились они у неспокойных российских границ проявлять свою спортивную доблесть.

Нам  же, Кавказцам, привыкшим с сомнением относиться к каждому шагу империи, внешне с пользой обращенному в нашу сторону, самый раз, спросить –  что может обозначать столь щедрый импорт живой силой?

Есть в спортивной журналистике расхожая сентенция  –  то ли изречение Рональда Рейгана, то ли перифраз Карла Клаузевица: «Футбол – это продолжение политики другими средствами».  Если и соотносятся эти слова к какой-либо стране, то в первую очередь, конечно же,  к России,  где, начиная с утренников в  детском саду –  до трудовой повинности на поприще обеих древнейших профессий, всюду замешана политика.

Советская Россия, можно сказать, преуспела в этом направлении. Социалистический «демократический централизм» и идеология империалистического шовинизма  тут действовали сообща. Чтобы далеко не ходить за примерами, позволю привести несколько  случаев из футбольной жизни  Грузии,  довольно однозначно трактующиеся  местными опытными  болельщиками футбола, которые вспоминают, как в 1953 году  Тбилисских «Динамовцев» оставили без золотых медалей (в последнем матче московские болельщики высыпали на футбольное поле  и сорвали проигранный матч, добившись переигровки); как в 1960 году у них же отобрали кубок – грубо засудив южан; как осенью 1963 года, когда проводился  матч сборных Англии и  Мира,  посвященный 100-летию английского футбола, не пустили в Англию Михаила Месхи, приглашенного вместе с выдающимися футболистами того времени – Пушкашом, ди Стефано, Копа, Эйсебио и другими,  сославшись на его плохую спортивную форму, и отправили вместо него Льва Яшина. Империя, конечно же, предусматривала возможную и нежелательную  идентификацию футболиста по этническому признаку;  ну и как  в 1964 году, 18-го ноября  федерация сменила кнут на пряник,  и если раньше национальным командам был заказан путь к высшей ступени союзного первенства, теперь позволили  тбилисцам завладеть чемпионским титулом, ибо финиш чемпионата пришелся  на смещение с должности месяцем раньше  Никиты Хрущева; а после разоблачения полоумного «либерала», в свое время запачкавшего руки кровью грузинской молодежи, было резонное опасение, чтобы не пришло в движение в Грузии мятежное настроение с антисоветскими лозунгами.

Эти памятные вехи, указанные старыми болельщиками, непосвященные читатели могут счесть за досужие домыслы поколения, нереализованного в  плане суверенитета собственной страны. Однако, примеры политических вердиктов в футболе,  от имени  последней мировой империи, наглядно демонстрируются  уже в бытность нового поколения. В конце 80-ых годов, когда национально-освободительное движение в Грузии достигло своего апогея, вместе с достойными свободы другими преобразованиями, были заменены на национальный лад названия футбольных клубов: тбилисскую команду переименовали на  «Иберию» (название восточной Грузии, с античных времен), потийскую команду – на «Колхети» («Колхида» – мифологический ареал  и историческая область западной Грузии), руставскую  команду –на «Горда»  (грузинское название шашки) и т.д.  Сразу же, после свержения легитимной власти в Грузии и делегирования  туда ставленника Кремля Эдуарда Шеварднадзе, первым делом он, вместе с возвращением Грузии  обратно в СНГ,  распорядился вернуть грузинским футбольным командам старые совковые названия:  «Динамо», «Локомотив» «Торпедо» и т.п. 

И если так бесцеремонно мог вмешиваться бывший сюзерен в  жизнь уже отделившейся от его насильственной опеки страны, каково  могло быть тем странам, которые справедливо или несправедливо оставались   под его юрисдикцией? Речь идет, в первую очередь,  о свободолюбивых народах Кавказа – черкесах, ваинахах  и дагестанцах, которым не была дана  даже малая доля, пусть  мнимой и номинальной, но все же той политической свободы, которой Кремлю не жалко было отдавать историческим областям не принадлежащей ей  чужой,  сопредельной страны!

 Следовательно, на северном Кавказе в полной мере были у них развязаны руки и опять же методом кнута и пряника насаждали имперскую политику в спорте: когда, вдохновляющая весь северный Кавказ в борьбе за свободу, Чечня самозабвенно отстаивала право на независимость, в то же самое время, в 1992-96 годах  Россия поднимала на верховный футбольный олимп осетинскую «Аланию», в пример всему северному Кавказу – к каким смертельным и кровавым результатом может привести реальная политическая борьба (Чечня), и как можно достичь всероссийского признания (Осетия) при мнимой борьбе – на футбольном поле! Пример Осетии нужен был  для смирения всех кавказских  соседей в 90-ых годах, и была тогда возвеличена команда из Владикавказа.

 Нынче «Алания» занимает свое достойное место в чемпионате России – она еле волочит существование. «Алания», так же, как и вся Осетия, оставлена на произвол судьбы своими вечными покровителями – у них теперь иные заботы: сегодня уже не только Чечня, но все свободолюбивые народы Кавказа включены в непримиримую борьбу с имперскими завоевателями.  Рядом с вечно борющейся Чечней  стоят теперь уже  родственные соседские племена,  и в первую очередь – дагестанские народы! Соответственно,  фронт «политики другими средствами» Кремля перекинулся вместе с Чечней уже  на Дагестан. И теперь уже настал черед Чечни  и Дагестана, апробированными в свое время на «Алании» методами, заменить им истинную политическую борьбу, подобием борьбы на футбольных полях; а для этой цели не жалко и многомиллионных затрат для  именитых иностранных  тренеров и футболистов.

Главная задача для Кремля,  чтобы весь кавказский народ  ликовал  и рукоплескал  кумирам  футбольного мира, перенеся  арену боевых действий на футбольные поля сражений; чтобы таланты кавказских народов раскрывались не в мировом масштабе, а замыкались в российском державном пространстве;  чтобы  варились кавказцы  в собственном соку  рядом с теми имперскими рабами, которые даже собственного рабства не осознают!    

Но, рожденный летать, ползать не сможет!  Напрасно думают в России, что гордые сыны Кавказа польстятся  на знаменитые  имена Руда Гуллита и Роберто Карлоса, и суррогатные  победы на футбольных полях заменят им   настоящие победы на  полях политических и военных сражений!  Да будет известно империи, что чеченцев и дагестанцев на ратные подвиги  и впредь, как и прежде, будут вдохновлять не имена Гуллита или Карлоса, а имена Шеиха Мансура и Имама Шамиля, под знаменами которых достигнут они свободы и независимости,  освободив Кавказ  от вековых его  завоевателей!

 

                       

 

Advertisements

One Response to “•Очерки Кавказа с грузинскими ремарками”

  1. a.sanduxaZe said

    გაიხარეთ ბატონო საბა! მალე მთელი კავკასიის თავისუფლება გვეხარებინოს ერთურთისათვის!

    თუ არ ვცდები კავკასიის გმირის ჯოხარ დუდას სიტყვებია ეს “na kavkaze projidajut dve nazionalnoctei, kotorie ne podlejat vospitanju i perevospitanju eto abxxazi i osetini”.

    იქნებ ჩემი რუსულით შეუცდომლად ვერ გადმოვეცი სთქმელი, მაგრამ ცხოვრება უჩვენებს ბატონი ჯოხარის სიტყვების ჭეშმარიტებას.

    მაშ, გაუმარჯოს თავისუფალ კავკასიას!
    დიდება თავისუფლების რაინდებს – წამებულ ზვიადსა და ჯოხარ დუდას!

    ა.ს.

    Like

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s