Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Кавказофобия

Автор:
Галина Кожевникова
 

КТО ВЫ, ИНОРОДЦЫ?

Кавказофобия на страницах российской печати

 

Главное, что бросается в глаза при взгляде на статистику объектов языка вражды, это то, что категория “кавказцы как целое” (без более конкретной идентификации) занимает лидирующее место среди 27 объектов, составлявших наш рубрикатор. Если оценить общее количество негативных высказываний в адрес выходцев с Кавказа, не осуждаемых при этом самими журналистами, то они составляет около четверти всех упоминаний, которых мы насчитали более тысячи. Кстати, лидерство не конкретной этнической группы (как например, “чеченцев” сразу после захвата “Норд-Оста”), а обобщенной категории, в совокупности с другими деталями исследования позволяет нам предположить, что, по сравнению с предыдущими годами, СМИ постепенно утрачивают образ конкретного врага, предпочитая оперировать абстрактными понятиями.

Каков же “обвинительный” контекст, в котором наиболее часто звучат “кавказские” этнонимы.

Во-первых, выходцы с Кавказа являются одним из основных объектов антимигрантских настроений, транслируемых российскими СМИ. По призывам не допустить их закрепления в том или ином районе “кавказцы”, “азербайджанцы” и “армяне” уступают лишь “не русским” (наиболее общая категория, обозначающая всех этнических “чужих”) и “китайцам”. А если брать сумму антимигрантских высказываний в адрес всех выходцев с Кавказа, то они окажутся безусловными лидерами. “Улица Советской армии давно превратилась в “маленькую Армению” , “…власти столичного региона развернули широкомасштабный, скрытый геноцид русского народа. Они продали квартиры и прописали в Москве около 2 миллионов азербайджанцев и чеченцев. А они в свою очередь оккупировали все рынки и торговые центры Москвы и Подмосковья” . “Почему “коренной” москвич, начальник паспортного стола носит азербайджанскую фамилию и практически не говорит по-русски?” – таковы лишь некоторые образцы подобных заявлений.
Антимигрантские настроения, нежелание соседствовать с представителями тех или иных этносов требует обоснования. И оно не заставляет себя ждать.

Прежде всего, именно “выходцы с Кавказа”, по наиболее популярной в газетах интерпретации, являются основными участниками криминальных эпизодов. Упоминание этничности в криминальной хронике вообще является основным видом Языка Вражды по отношению к большинству его объектов, но лидерство в нем принадлежит именно представителям кавказских народов. Причем, если ранее подобные упоминания можно было бы объяснить небрежностью журналиста, то теперь все чаще и чаще журналисты делают это сознательно. “Дорогу ему преградили пять человек (предположительно, трое из них были кавказцами)” , “на одном из них [нападавших – авт.] был надет серый классический костюм, другой был похож на выходца с Кавказа” – такие описания преступлений стали довольно обычными на страницах газет.

Одним из наиболее ярких примеров того, как в криминальной хронике формируется негативный “этнически окрашенный” образ, является статья в “Московском комсомольце” о двух инцидентах, произошедших в один день . Детали первого происшествия излагаются следующим образом: «Стражи порядка обратили внимание на молодого кавказца, который вел себя крайне нервно… Армянин буркнул что-то нечленораздельное… Вообще, армянин вел себя крайне агрессивно – не исключено, что он находился под воздействием наркотиков». Второй же инцидент, участниками которого были приезжие из Волоколамска, описывается так: «Злодеи избили милиционера, забрали из кобры табельный ПМ и убежали… Ребят нельзя назвать отпетыми преступниками – просто они выпили лишнего и неадекватно среагировали на милиционеров. Кстати, задержанный драчун уверяет, что принял лейтенанта за бандита». “Агрессивный армянин” и “ребята, просто выпившие лишнего” – герои всего двух небольших абзацев, из которых, собственно, и состоит статья.
Важно подчеркнуть, что если зачастую газеты лишь транслируют те или иные этнические стереотипы, то криминальная хроника является тем самым инструментом, при помощи которого СМИ сами конструируют негативные образы. Ведь если изо дня в день упоминать о том, что преступление совершают люди конкретных национальностей, а затем заявить, что большинство преступлений, например, в Москве, совершают, например, “кавказцы”, никаких доказательств это уже не потребует. А чиновника или милиционера, заявляющего обратное, в лучшем случае заподозрят в некомпетентности, а в худшем – припишут ему высказывания, которых тот не произносил. Так произошло, например, с заявлением ГУВД Москвы от 17 марта 2004 г. В нем несколько раз подчеркивалось, что большинство преступлений в городе совершают иногородние, а не иноэтничные граждане, а правительственная “Российская газета” предварила одну из статей о проблемах нелегальной миграции, где неоднократно подчеркивалась этничность персонажей, анонсом, предупреждающим – со ссылкой на ГУВД – читателя, что “на двух москвичей приходится одни нелегальный мигрант, от которого можно ждать чего угодно, 45 процентов преступлений, совершаются иногородними” (пунктуация оригинала – авт.).

От частных упоминаний в криминальной хронике несложно перейти к утверждениям о криминальности этнических групп как таковых. И действительно, этот вид Языка Вражды является вторым по частоте из адресованных и “кавказцам в целом”, и конкретным кавказским народам. В подобных публикациях обычно утверждается, что “кавказцы” наводняют Россию наркотиками, что “азербайджанцы” фактически представляют собой мафию, пронизывающую государственные структуры и торговые точки, что “чеченцы” в большинстве своем являются террористами и т.д. Но наряду со стандартными высказываниями встречаются и довольно экзотические. Вот, например, пассаж, предваряемый сообщением о том, что коренные малочисленные народы Дальнего Востока имеют право на организацию “родовых хозяйств”, имеющих квоты на вылов ценных пород рыбы: “В последние 2-3 года число “родовых хозяйств” в Хабаровском крае резко возросло, но численность аборигенов в этих хозяйствах не увеличилась. Под видом нивхов, ульчей, нанайцев, негидальцев, эвенков, удэгейцев и прочих представителей коренных, малочисленных народов Дальнего Востока выступают, чаще всего армяне, азербайджанцы, грузины, осетины, ингуши и прочие представители народов Кавказа и Средней Азии, организованные в многочисленные преступные группы. Получив, скажем, разрешение на вылов тонны кеты или другой лососевой породы рыб, они сидят на тонях месяцами, вылавливая рыбу и собирая только икру, а от немногочисленных представителей рыбоохраны легко откупаются.”

Мы привели примеры лишь основных, обвинений, выдвигаемых в адрес кавказских народов. Встречаются обвинения в пьянстве, хамстве, глупости и множестве других недостатков. Господство подобных настроений в ряде российских газет не может не тревожить, особенно если учесть, что на выходцев с Кавказа приходится наибольшая часть (более 38%) зафиксированных в исследованных нами СМИ “жестких”, по сути криминальных, высказываний – призывов к насилию в их адрес, призывов к дискриминации и т.д. Таких, например, как призывы Германа Стерлигова расстреливать “кавказцев” на улицах Москвы.

Однако на фоне этой довольно безрадостной картины мониторинг показал и некоторые положительные сдвиги.

Во-первых, в процентном соотношении доля негативных высказываний в адрес выходцев с Кавказа, хотя и является наибольшей, однако постепенно и существенно снижается. По сравнению с периодом конца 2002-начала 2003 г., она сократилась на 9%. Если бы не общий количественный рост некорректных высказываний (а по сравнению с 2001 г. количество некорректных публикаций возросло почти в четыре раза), это могло бы вызвать оптимизм.

Во-вторых, при том, что количество “жесткого” языка вражды в отношении выходцев с Кавказа остается неизменным и колеблется в пределах 12-13% (общий показатель чуть ниже – 10-11%), однако постепенно некорректные высказывания от обвинений в криминальности, негативном влиянии, рассуждений о непропорциональном превосходстве и т.п. все больше и больше сводятся к высказываниям, которые, по сути, являются лишь некорректным словоупотреблением, которые при должном желании могут быть изжиты. Так, как это происходит, например, в отношении террористов, которых большинство наших газет постепенно перестают именовать чеченцами.

В-третьих, хотя и не существенно, но увеличилось количество статей, обсуждающих проблему некорректного употребления этнонимов в СМИ, причем есть издания (такие, например, как “Известия” и “Новая газета”), которые регулярно и целенаправленно поднимают эту тему. Т.е. она постепенно становится предметом осознанной журналистской рефлексии. Большинство этих статей посвящены обсуждению общих ксенофобных лозунгов (“Россия для русских” и т.п.), однако есть и публикации, прямо заявляющие о недопустимости антикавказских высказываний, в первую очередь, со стороны политиков. Причем журналисты указывают не только на недопустимость высказываний, подобных призывам Стерлигова или нашумевшего заявления краснодарского губернатора о “незаконных” фамилиях, но и позволяют себе критику резких высказываний президента. Вернее, указание на то, что его риторика (возможно и вполне корректная) соответствующим образом интерпретируется и воспринимается как определенный сигнал. “Стоит ли ходить на выборы? Тем более ни один человек, здравомыслящий человек, не будет говорить, что “чеченцев надо мочить в сортире”, – цитирует “Новая газета” школьное сочинение и добавляет: “Показательно, что “здравомыслящий человек”, о котором идет речь, говорил не о чеченцах, но террористах, но народ услышал не то, что сказано, а то, что имелось в виду” . Говорить о каких-либо тенденциях в этой области пока еще рано – слишком незначительно число подобных публикаций. Однако все эти положительные черты позволяют надеяться на изменение ситуации к лучшему.

 

Галина Кожевникова
Заместитель директора Центра “СОВА”, специально для Панкиси.инфо

 

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s