Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Следы на Эльбрусе

 ♥ კავკასია – Caucasus

 

Мизиев И.М.

КАВКАЗ В ЛЕГЕНДАХ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

В представлениях многих поколений людей Кавказ издревле считается краем невиданных чудес и приключений. Необыкновенная прелесть и первозданная красота живописных горных ущелий, густая сеть буйных стремительных рек, многоголосое журчание живительных минеральных источников, чарующая взор панорама сверкающих на солнце белоснежных вершин – все это никого не может оставить равнодушным и придает седому Кавказу неодолимую притягательную силу. Люди тянутся на Кавказ со всех концов света. Человек, хоть однажды посетивший этот красочный край, постоянно одержим жаждой встретиться с ним еще и еще раз. Можно сказать, что эта тяга к Кавказу уходит в глубь истории человечества.

Кавказ был освоен и заселен еще первобытными людьми эпохи палеолита. Он является одним из очагов становления человека как существа разумного. С древнейших времен люди находили здесь и достаток для пропитания, и средства для самосохранения.

Народам, обитавшим на огромных просторах евразийских степей, нельзя было миновать Кавказ, нельзя было его не заметить. Он не мог не привлечь их внимания хотя бы потому, что представлял собой громадную естественную преграду на пути бесконечных миграций племен из Азии в Европу, с востока на запад, с юга на север. Недаром уже древнейшие художники пытались воспроизвести громадный кавказский хребет в своих произведениях. Еще 4200 лет тому назад, на заре бронзового века, неизвестный художник из Передней Азии пытался изобразить горную цепь Кавказа на знаменитой майкопской вазе [2].

Древнее знакомство с Кавказом породило множество легендарных и космогонических фантазий в представлениях древних людей. Отовсюду зримо ощутимые, но остающиеся недоступными, в то же время со страстной силой манящие к себе призрачные вершины казались простодушному воображению первобытных народов “сереброкованными престолами” грозных божеств, откуда небесные силы посылали свои карающие молнии, живительный свет и тепло солнечных лучей [3]. И народы боготворили вершины Кавказа. По выражению Эсхила (525 – 456 гг. до н. э.), “они воспринимали недоступные горные вершины как жилища богов, считали их подножием неба, которое они подпирают как могучие Атланты” [4].

Ни один горный хребет не занял столь популярного места в мифологии древних греков, как Кавказ. В определенной мере можно сказать, что Кавказ оплодотворил многие основополагающие сюжеты их мифологии. С Кавказом они связали свой бессмертный миф о Прометее, сюда, в золотоносную Колхиду, отправился их герой Язон со своими аргонавтами.

Греческие мифы приурочивают к Кавказу борьбу стихийных богов земли – Титанов с новыми, более одухотворенными богами Олимпа, борьбу Тифея – подземного огня с Зевсом – огнем небесных молний. Очень примечательно, что Плутарх, комментируя книгу Клеанта “Борьба богов”, рассказывает такой мифический сюжет: “Гора Кавказ прежде называлась “Ложем Борея” (т. е. Ложем ветров) и вот почему: Борей силой увез Киону – дочь Арктура на так называемый холм Нифат и произвел там с нею Гирпака, который наследовал трон Гениоха. После того и гора стала называться “Ложем Борея”. Имя же Кавказ она получила по причине того, что после борьбы Гигантов Сатурн, желая избегнуть угрозы Юпитера, бежал на самую высокую вершину Ложа Борея и спрятался там, превратившись в крокодила. Но Прометей зарезал одного из туземных пастухов по имени Кавказ и, осмотрев его внутренности, сказал, что недалеко находятся враги. Когда же пришел Юпитер туда, то связал своего отца плетеной шерстью и сбросил его в Тартар, а к горе, которую назвал в честь того пастуха Кавказом, привязал Прометея и заставил его страдать от орла” [5]. Таким образом, впервые появившийся в греческой мифологии термин “Кавказ” воспринимался как вполне определенный человек-пастух, обитавший у подножий гор.

На мой взгляд, этот мифический сюжет нуждается в серьезном анализе. В частности, внимание этнографа не может не привлечь “плетеная шерсть”, т. е. обыкновенный шерстяной аркан – одно из необходимых бытовых предметов и грозное боевое оружие древних кочевников. Вспоминаются слова римского историка Аммиана Марцеллина о том, что гунны издали очень умело набрасывали на врага аркан и опрокидывали его наземь. Древнеармянские историки рассказывают, как их царь Трдат едва не проиграл схватку с царем басилов (предков хазар), который умело набросил на Трдата издали свое грозное оружие – перевитый кожей шерстяной аркан [6].

Отмеченные этнографические параллели находят косвенное подтверждение и в других словах древнегреческого мифа. Так, например, Ложе Борея (Ложе ветров) представляет удивительную аналогию названию высочайшей вершины Кавказа – Эльбруса, которое, по нашему мнению, восходит к термину “Ельбуруш”, т. е. “Вращение ветров”, что равнозначно понятию “зарождение ветров”. Горовосходители хорошо знают, как появившаяся на макушке Эльбруса небольшая тучка через несколько минут влечет за собой мощные бури. А сын Борея и Кионы – Гирпак, чье имя вполне возможно сопоставить с тюркским термином “Къырпакъ”, т. е. иней. Это можно отождествить с заиндевелыми снежноскальными вершинами вокруг Эльбруса – Ложа Борея. Весьма важно обратить внимание и на тот факт, что Гирпак унаследовал трон Гениоха, имя которого представляет собой эпоним племени “гениохов” – пастухов или кучеров. Стоит заметить, что и в древне-грузинской хронологии Кавказ воспринимался как одухотворенный человек – эпоним многих кавказских народов [7].

В связи с приведенными фактами следует обратить внимание на значение самого слова “Кавказ”, которое не находит объяснения ни в греческом, ни в грузинском, армянском, иранском и кавказских языках, нет этого слова ни в санскритских источниках, ни в Библии [8]. Хотя этот вопрос выходит за рамки нашей основной темы и требует отдельного исследования, все же можно вкратце напомнить, что в литературе широко бытует предположение П. Услара, что слово “Кавказ” является искажением туземного “Кох-аз” и будто бы означает с иранского “Гора азов” [9]. Однако такое толкование не согласуется с законами, например, ирано-осетинского языка, в котором существительное “хох” – гора всегда стоит на втором месте, как в названиях: Адай-хох, Джимарай-хох, Зылги-хох и т. д. По словам В. И. Абаева, обратный порядок слов в этом языке просто немыслим. Стало быть, по этой закономерности должно было бы быть не “Хох-аз” а “Аз-хох”. И этот факт опровергает распространенное мнение Услара. Кроме того, известно, что Плиний приводит скифское название Кавказа – “Крауказ”, т. е. белеющий от снега. Некоторые авторы XIX в., например Болен, полагали, что этот термин происходит от санскритского “Каз” – блестеть и “граван” – скала, камень. Однако еще Гюрнюф справедливо подметил, что такое толкование идет вразрез с законами санскрита, где должно было быть “Каза + граван”, а не наоборот.

Со своей стороны мы предлагаем следующие варианты объяснения этого термина, подразумевая под ним всю цепь горных массивов между Средней, Центральной и Передней Азией, как это объясняли и древние авторы. В термине “Кавказ” явно видно слово “Кабк”, которым называли Кавказ арабские источники, туркмены, каракалпаки и некоторые кавказские народы [10]. Слова “кабак”, “кабк”, “капу” означают на тюркских языках понятия “ворота”, “двери”. В интересующем нас термине к этому слову прибавлен “Аз” – древнейший тюркский этноним, ныне сохранившийся у многих тюркских народов в виде родоплеменных, патронимических названий. Во-вторых, термин “каз”, завершающий название “Кавказ”, является древнейшим именем хазар и означает “кочевать” или “кочевник” [11]. Таким образом, “Кавказ” может означать понятие “ворота кочевников”, “ворота азов”. В-третьих, слово “каз”/”кас”/, “каш” означает на тюркских языках “возвышенность”, “холм”, “гора”. Отсюда термин “Кавказ” можно сравнить с понятием “ворота + горы”.

Все предложенные варианты толкования термина “Кавказ” недалеки от реальности, если учесть, что горная гряда Кавказ разделяла древнейших кочевников евразийских степей от древних земледельцев Центральной и Передней Азии.

В связи с толкованием термина “Кавказ” внимание вновь привлекает древнегреческая мифология, в которой Азы (или Азия) рисуется то как жена, то как мать Прометея. А поскольку греки считали себя потомками Девкалиона, сына Прометея и Азии [12], то можно допустить, что в их воображении они “кровнородственно” связывали себя с Кавказом. А настоящая древняя Азия греков примыкала к Кавказу и гнездилась в их представлениях у ног Кавказа, как у своей колыбели [13]. Следовательно, первейшая и древняя Азия греков – это Предкавказье, и лишь позднее это название перекинулось на Среднюю, Центральную и Переднюю Азию.

Следует напомнить, что отец географической науки – Страбон знал и описал город азов на Танаисе (на Дону), а историк Плиний упоминает в этих районах народ “ассиак”, имя которых современные осетины сохранили за своими извечными соседями – балкарцами [14].

Из всего сказанного вытекает, что древние греки воспринимали Кавказ как колыбель азов, с ним прочно связывали первобытные мифологические представления и легенды о кавказской гряде и Азии.

В кавказских горах “зацепились” и засели у подножий заоблачных вершин остатки многих древних племен, здесь обнаруживаются многие обрывки древней истории человечества. “Можно смело сказать, – писал Г. И. Радде в 1883 году, – что никакая другая местность мира не имела такой разнообразной истории. Следы этих бесчисленных исторических наслоений, этого беспримерного смешения и столкновения самых противоположных народов древнего и нового времени сохранились на Кавказском перешейке до наших дней” [15]. Оттого-то Кавказ представляет собой теперь истинный музей исторических, этнографических и археологических сокровищ. Даже десятки и сотни ученых различных областей знания до сих пор не могут исчерпать бесценные этнографические данные, которыми кишит каждая местность, каждый народ, почти каждое ущелье Кавказа филологи имеют на Кавказе живой институт кавказских, индоевропейских, тюркских и других языков. Здесь нередко еще можно услышать такие наречия, которые составляют первобытные ступени развития древнейших языков мира. В ущельях Кавказа можно натолкнуться на такие сочетания и сплетения разнородных течений человеческой речи, которые наука еще не в состоянии объяснить. Тут и древнейшие индоевропейские корни, сохранившиеся в армянском языке, и древнейшие уникальные шумерские слова и целые выражения, бытующие у горцев Центрального Кавказа – в языке балкарцев и карачаевцев

В этнографическом отношении Кавказ сохранил нам редкие образцы всех последовательно прошедших общественно-экономических формаций от родового строя и средневековья, подобно тому, как природа сохранила последовательные наслоения когда-то существовавших животных и растительных организмов в геологическом напластовании земной коры

Именно в этом смысле понимают ученые многообразный мир Кавказа, его оригинальные особенности природы, специфику жизни и быта горцев.

 

——————————–

[1] Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв Т 1 – М , 1957 – С 119 – 126 Фролов Я И На вершину Эльбруса // Ежегодник Кавказского горного общества в гор Пятигорске № 5 за 1911 – 1912 годы – Пятигорск 1913 – С 25-42

[2] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века – Наука, 1974. – С 218 прим., рис 37

[3] Живописная Россия Т IX Кавказ – СПб, М , 1883 – С II

[4] Там же – С. II.

[5] Там же – С. III., Ган К. Известия древних греческих и римских пи сателей о Кавказе Ч. 1 – Тифлис, 1884 – С. 153

[6] История Армении (Моисея Хоренского). Перев. Н О Эмина – М , 1893 – С 131

[7] Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. Перев. с древнегрузинского предисловие и комментарии Г. В. Цулая – М Наука, 1979 – С 21

[8] Услар П. К. Древнейшие сказания о Кавказе // Сборник сведений о кавказских горцах, вып. Х – Тифлис, 1881 – С. 485 – 490

[9] Там же – С 489 – 491 Хаханов А. С. О названии “Кавказ” // 3аписки кавказского отделения Императорского русского географического общества, кн. XXII – Тифлис, 1903 – С 66 – 67, Марков Е Очерки Кавказа – М. – СПб , 1887 – С 173

[10] Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX – Х вв. о Кавказе, Армении и Азербайджане // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа Вып 38 – Тифлис 1908 – С 40, 97 Караев О Земли тогузо-гузов карлуков, хазлажия, хилхия, кимаков и киргизов по карте Ал-Идриси // Арабо-персидские источники о тюркских народах – Фрунзе, 1973 – С. 109,

[11] Артамонов М. И. История хазар – Л. 1962 – С. 114, Плетнева С. А. Кочевники средневековья – М. Наука, 1982 – С. 51. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов – М., 1984 – С 265

[12] Живописная Россия, с. V; Услар П. К. Указ раб – С. 329, 326

[13] Живописная Россия.

[14] Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа – М, Наука, 1973 – С. 98

[15] Живописная Россия, с XIII.

 

Следы на Эльбрусе

 

 

Advertisements

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s