Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• «Расселение вайнахов в XVIII–XX веках»

Далхан Хожаев

«Расселение вайнахов в XVIII–XX веках»

 

Чеченцы (нохчий) и ингуши (г1алг1ай), как единый этноязыковый массив представляют собой один из древнейших коренных народов Кавказа, связанный между собой единством территории, общностью языка, культуры, происхождения и национального самосознания.

В исторической и специальной литературе прошлого века, а также вплоть до 30-х годов XX века в качестве общего обозначения этих двух народов использовался этноним “чеченцы”.

В 30-х годах XX в. в советскую историческую и лингвистическую литературу Заурбеком Мальсаговым и Халидом Ошаевым был введен новый для науки термин “вейнах” (вайнах), как общее название чеченцев и ингушей отображавший единство их языков. Термин “вейнах” по существу сменил утвердившийся ранее в науке термин “чеченец”, который как сказано выше являлся общим этническим определением родственных племен: чеченцев, ингушей и этнического объединения карабулаков.

Этногеографический ареал проживания предков вайнахских народов в древности и в средневековье был несколько шире современных территориальных рамок, в отношении северных, западных, южных и восточных границ.

Из общего массива близкородственных по языку, культуре, антропологическому типу северокавказских обществ чеченцы, ингуши и карабулаки стали явственно выделяться к середине XVIII веку (хотя длительный процесс консолидации вайнахских обществ в отдельные народы начался гораздо раньше).

Известно, что в течении нескольких тысячелетий вайнахи традиционно проживавшие на равнинной части Чечено-Ингушетии временами вынуждены были под натиском завоевателей уходить В горы, леса и предгорья, но постоянно возвращались обратно.

В ХV-ХVШ веках происходит очередной процесс возвращения вайнахов на плоскость, прерываемый нашествиями донских казаков, калмыков и крымских ханов…

С восстановлением на равнине аулов в районе старых городищ и поселений, с ростом их населения, с развитием производительных сил и становлением новых производственных отношений складывались благоприятные условия для новой консолидации разрозненных вайнахских обществ. Так, к XVIII веку выделяються три близкородственных этнических объединения: чеченцы, карабулаки и ингуши.

Основу ингушской народности составили выходцы и горных обществ г1алг1ай (кхакхаллой), цхьорой и фаьппий (джейрахомецхальцы) по русским источникам ближние кисты, имевшие общее самоназвание «г1алг1ай» и «ломурой»

Более многочисленную чеченскую народность составляли горные этно-территориальные объединения крупных обществ – нохчмахкхой (ичкеринцы). арара-аьккхий (ауховцы), шотой, ч1ебарлой, м1айстой, маьлхий, аьккхий, т1ерлой, нашхой. галай, ялхарой, кей и многие другие, имевшие общее самоназвание “нохчий” (нахчой) и “ламарой”, сохранявшие зачастую в ряде обществ локальные самоназвания: аьккхий, маьлхий и т.д. (горные чеченцы верховьев Аргуна в русских источниках XIX века назывались “кисты дальние”).

Выходцы из горных обществ и кланов Хьевхарой, Галай, Фергнекъие, Белхарой, Оьрг-некъие, 1алха-некъие, Виелха-некъие, Мужахой, Булгуч-некъие, Бока-некъие, г1андалой, Мужганхой составили основу этнического объединения орстхой (арштхой) – карабулаков[2], но так звали в основном тех из них, кто выселился на плоскость. Ц1ечой, пхьарчхой…, поселившиеся на востоке назывались акки.

К ним относились также отдельные общества ц1ечой и мержой.

К карабулакам иногда причисляли и аккинцев, которые также как и они охраняли вайнахские пределы, те и другие по роду занятия были стражники (Саидов И.М.).

Некоторые общества карабулаков относили в литературе XIX века к чеченцам (общество мержой)[3] или к ингушам (общество галай)[4].

Орстхойцы связывают свое происхождение, как и все чеченцы, с местностью Нашха (в районе озера Галанчож). Орстхойцы аккинского происхождения в своих преданиях указывают как прародину местность Аьккха или Лам-Аьккха (Галанчожский район) или местность Балой-лам и общество балой (у озера Галанчож в горной Чечне), откуда по их мнению, произошли два крупных тайпа: аьккхий и орстхой[5].

Западные карабулаки – галай (в русской литературе называвшиеся “галашевцы”) происходят от чеченского тайпа галай, проживавшего в том же районе Галанчожского озера, и часть которых некогда переселилась в местность при выходе реки Ассы из узкого ущелья на плоскость и слились с орстхойцами.

Карабулаки (западные) отвечая на вопрос: кто вы?

Отвечали: мы нах и нохчий, но подчеркивали: мы особые нохчий. Язык карабулаков – это смесь чеченских горных диалектов и говоров, с преобладанием гласных звуков (Саидов И.М.).

Язык карабулаков занимал как бы промежуточное положение между чеченским и ингушским языками. Ряд ученых чисто теоретически относили язык карабулаков к некоему промежуточному диалекту между чеченским и ингушским языками (Д. Мальсагов), другие к орстхойскому диалекту чеченского языка.

Орстхойский язык изучали А. Ножаев, М. Саидов, Хумпаров и др. Интересовался их языком и АА. Саламов. Овхадов М.Р. на основе полевых научных материалов классифицировал язык орстхойцсв, как Орстхойский говор Галанчожского диалекта чеченского языка составивший в прошлом с аккинским, близкий массив – галанчожский диалект чеченского языка.

К середине XVIII века картина расселения чеченских обществ была примерно следующей: на территории между р. Акташ-Сулак-Терек-Аксай на востоке жили ауховские чеченцы, составленные в основном выходцами из аккинцев, гуной, карабулаков, керкетов, ичкеринских чеченцев и других. Ауховские чеченцы сосуществовали на равнине главным образом с кумыками, чей простой для изучения язык вытеснял из них чеченский.

На западе с плоскостными чеченцами (общество Гехи) к сер. XVIII века граничили карабулаки, занимавшие территорию от левобережья Фортанги до р. Сунжи, в районе ее выхода на плоскость.

Иногда к карабулакским землям причисляли территорию между реками Фортанга и Шалажи. В 1762 г. здесь не было еще поселений, а были пастбища для стад карабулаков и горных чеченцев. Старые села исчезли после нашествия донских казаков.

Уже с 80-х годов XVIII века территорию между Фортангой и Шалажи вновь заселяют выходцы из Ичкерии, Аргунского ущелья, а также аккинцы, ялхаройцы, галайцы, нашхойцы, мержойцы и другие выходцы из верховьев рек Нитхой, Гехи и Фортанги. По Сунже самым западным чеченским селением в XVIII в. являлось Казах-Гечу (в 3 км к востоку от современного Серноводска, на правом берегу Сунжи), (здесь поселились и карабулаки), а условной границей между чеченцами и карабулаками к началу XIX века стала река Фортанга.

По реке Ассе западным чеченским (вместе с карабулаками) селением к началу XIX века стало с.Шелчихи (у соврем, с.Новый Шарой на прав. бер. р.Ассы).

В XVIII веке галгаи мигрируют на запад, и спускаются по ущелью р.Терек (на север, через ущелье реки Ассы, их не пускали на плоскость карабулаки) в местечко Онгушт заняв территории, между правобережьем р.Терек (Тарская долина) и по берегам реки Камбилеевки. Согласно документам второй половины XVIII века ингуши занимали территорию между р.Тереком (правобережьем) и верховьями р.Сунжи (левый берег) где после ухода малокабардинцев основали совместно с карабулаками Ахки-юртовские хутора (период между 30-60 годами XVIII века).

Во второй половине XVIII века ингушами было основано с. Заур у входа в Дарьяльское ущелье.

Где-то с середины XVI века до первой четверти XIX века территорию до левого берега Сунжи “супротив Наура” занимали кабардинские князья, поощряемые к этому царизмом. Этнически чеченская территория стала “Малой Кабардой”. С других чеченских земель кабардинские князья в XIX в. в основном были изгнаны.

Существовавшая для “Малой Кабарды” опасность нападения чеченцев, ингушей и карабулаков заставляла “ее владельцев” князей часто менять свое местожительство.

В 40-х годах XVIII века в пределах Малой Кабарды оказалось и значительное количество кабардинцев. В то время кабардинские князья владели и по р. Сунже 12 селами.

К началу 60-х годов XVIII века кабардинские князья уходят с р. Сунжа, в связи с набегами чеченцев и карабулаков, и селятся по р. Камбилеевке, оттеснив оттуда небольшую колонию ингушей, и по р. Пседах.

В 1808 году путешественник Ю. Клапрот писал об кабардинских «Ахловых кабаках» (селениях), что они появились на р. Пседах 80 лет назад, перейдя с реки Сунжи (в районе ручья Назрань).

Названия “кабаков” и сел часто давалось по именам князей, в конце XVIII века малая Кабарда разделилась на две области: в восточную ”Гелахстан” (ближайшую к вайнахам) входили поселения двух фамилий Ахловых и Мударовых. Поселения Ахловых были у северной подошвы второго небольшого горного хребта среди садов, орошаемых тремя ручьями речки Пседах.

С 1762 года создаются благоприятные политические условия для возвращения карабулаков с предгорий на р. Сунжу. Карабулаки переселились на место впадения речки “Осай” в р. Сунжу в урочище Карасу-Яндырь только в 1772 году.

Часть территории по реке Сунже, вверх от Яндырки к 80-м годам XVIII века оставалась еще опустошенной.

“Область по р. Сунже, – писал в 1781 году Штедер, – имеет порядочные леса, а также красивые равнины и холмы с фруктовыми садами. которые тянутся по северной стороне реки двухверстной полосой до истоков р. Сунжи. однако уже около 80 лет вся эта область на 100 верст в длину и 60 в ширину покинута населением и лежит необработанной.

В XVIII веке резко возросла политическая мощь Чечни. С начала 80-х годов происходит массовое возвращение чеченцев в области между р. Шалажи и Фортангой, берегов Сунжи, Терека. Это была т.н. внутренняя колонизация”.

С середины XVIII – в первом десятилетии XIX века чеченцы вновь заселили правый берег Терека, а также создавали совместные с карабулаками поселения вплоть до нынешнего сел.Яндыри.

Еще до 1785 года известны факты проживания чеченцев и в Малой Кабарде. По письменным источникам трудно датировать время заселения чеченцами этого района.

Во время Мансура чеченцы содействуют возвращению своих союзников малокабардинцев (воевавших против царизма) к верховьям р.Сунжи.

Тогда же усиливается сплочения вайнахских племен. С 60-х годов XVIII века письменные источники фиксируют существование трех родственных племен и все чаще отмечают единство чеченцев и карабулаков.

Многие дореволюционные авторы отмечали большую близость карабулаков к чеченцам, выделяя карабулаков (балсурцев) в отдельное племя или включая “чеченское племя”. К примеру, Бутков П.П. называл карабулаков “одноплеменцами чеченцев”, Гюльденштедт И.А. писал, что карабулаки “говорят по-кистински, чеченским или мисджегским наречием”. Об этом же писал Рейнегс Я., Броневский С.М., Вейденбаум Е.Г. и др. Х.Дошаев и этнограф Саидов И. доказывали, что после каждого ослабления карабулаков их состав пополнялся чеченцами. Собственно к чеченцам карабулаков относили также Розен Р.Ф., Зубов П., Берже А.П., Дубровин Н.Ф., Лаудаев У. и др. П.К.Услар считал, что чеченское племя от Дариала до Аксая говорит на чеченском наречии.

По свидетельству Я. Рейнегса (1780 г.) ингушский говор напротив, отличался от языка карабулаков: ” что ингуш говорит, того сосед его кисти разделяясь с ним одною только небольшою речкою неразумеет, а оба они не могут отвечать карабулаку его языком…”. Конечно, здесь Рейнегс сгущал краски (мнение Саидова И.М.).

Вследствие этнической и политической близости чеченцев и карабулаков западной границей собственно Чечни стала считаться р.Сунжа в ее верхнем течении. Бутков П. писал: “Чеченцы обитают между рек Сунжи и Аксая впадающих в Терек, в противоположности селений Гребенских и Моздокских казаков”. Некоторые же авторы считали западной границей Чечни и сер. XVIII века долину р.Ассы.

И только несколько дореволюционных авторов ( Ч.Э. Ахриев, Н.А.Волконский и др.) произвольно причислили части карабулаков к ингушам. Так как, географическое описание местностей и племен они переносили на генетическое.

Летом 1783 года царская администрация на Северном Кавказе спровоцировала военное столкновение между мусульманами – чеченцами и язычниками – ингушами якобы за обладание плоскостью в районе севернее Тарской долины. В сражении с обеих сторон участвовало по 1 тысяче человек. Ингуши были разгромлены, и бежали, а чеченцы отогнали домой баранту в 2 тысячи голов. П. Г. Бутков писал: “В то время наблюдаемо было правило древних римлян, чтобы для пользы кавказского края ссорить между собой разных кавказских народов, дабы они, ослабляя свои силы оставляли больше нас в покое”. Царизм неоднократно принуждал ингушей противиться исламу, не иметь дружбу с мусульманами. Ссорил их с соседями.

Сложившаяся для царизма благоприятная обстановка была использована командованием для строительства крепости Владикавказ для “защиты” ингушей от проникновения к ним ислама. В 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушевской деревне Зауре и названа Владикавказом.

До окончания войны царизма с имамом Чечни Мансуром (1785-1791 гг.) не фиксируется какое-либо передвижение ингушей с междуречья Терека и верховьев Сунжи на северо-восток. На это указывает доклад ген. Гудовича Екатерине II в 1791 году: “В соседстве с Малою Кабардою, в верховьях Сунжи, обитает горный народ карабулаки, а позади его – ингуши…”.

Об назрановских ингушах не упоминает также и Ю. Клапрот, побывавший здесь в 1807 году.

В конце XVIII – начале XIX века в связи с ослаблением влияния царской администрации на регион к югу от линии Кизляр-Моздок происходит политическое, экономическое и культурное сближение чеченских обществ или племен.

Судя по всему, первое переселение ингушей в местность Назрань произошло после сокращения населения Малой Кабарды: карабулаков и чеченцев (в результате эпидемии чумы) и смены политической ситуации на Северном Кавказе в период с 1807 по 1810 годы.

Переселение было осуществлено группой ведущих ингушских фамилий под покровительством мусульман – чеченцев и кабардинцев. За разрешение жить в местности Назрань ингуши обязались исповедовать ислам, а чеченцам и кабардинцам платить небольшой символической подати.

Комендант крепости Владикавказ ген.-м. Дельпоцо писал 13 июня 1810 года ген.-от-инф. Булгакову: “…по собранным мною достоверным сведениям, следующее свидетельство является справедливо: ингушский народ хотя и имел жительство свое в окружности сей крепости (Владикавказ – авт.) не в дальнем расстоянии, …но совершенно верен к Российскому правительству… никогда не был… потом выйдя в теснейший союз с кабардинцами и чеченцами, переселились нее ни место именуемой Назрань, в расстоянии отсель за 32 версты, приняли от них мулл, построили мечети, приступили к исповеданию Мухаммеданского закона и обязались как чеченцам, так и кабардинцам по условию платить полати”.

5 июня 1810 года царское командование спровоцировало нападение ингушей на возвращавшихся из набега на крепость Владикавказ отряд чеченцев и карабулаков. Среди убитых чеченцев и карабулаков оказался и малокабардинский князь Албаксид Канчокин (Мударов) и его уздень Элжеруко Абаев, ушедшие после восстания 1804 года со своими поданными в Чечню.

Опасаясь возмездия назрановские ингуши обратились за помощью к владикавказскому коменданту. Проявляя “заботу” об ингушах царское командование хотело вначале вернуть назрановских ингушей в округу крепости Владикавказ, но затем решило, что для лучшего охранения военной дороги в Грузию следует оставить ингушей в местности Назрань с построением там царского поста.

22 августа 1810 года царское командование во Владикавказе заключает договор с представителями 6 ингушских фамилий общества “Насран” (Назрань) “о добровольном подданстве императору Александру Павловичу и его наследнику” и отказе принять ислама.

В пятом пункте этого договора ингуши давали обязательство оповещать царское командование о готовящихся набегах чеченцев: карабулаков. кабардинцев и прочих неприязненных России мусульманских народов на посты и укрепления колониальных войск. Обязались нападать на них и “поражать оных старания не щадя, своей крови и жизни”.

В статье 10-й договора ингушские старшины обязались “кабардинцам, чеченцам и прочим здешним народам податей отнюдь никаких не платить (как бы до сего).

Согласно этому договору, ингушам предоставлялось царской России право пользования землями по правую сторону р. Терека и хребта Кабардинских гор (имеется в виду западная часть Сунженского хребта на границе между современным Назрановским и Малгобекским районами – авт.).

В этом же году в Назрани царскими войсками был построен Назрановский пост с постоянной воинской командою. Цель построения поста и гарнизона ген.-м. Дельпоцо 1 октября 1810 года в рапорте ген.-от-инф. Булгакову выразил так: “…средство от сего тем полезно будет что ингушевцы… будут содержаны в подобострастии и принуждены будут исполнять все под присягою учиченных ими российскому престолу”. Следовательно, договор и крепость обязывали ингушей изменить соотечественникам и служить колонизаторам.

По данным 1810 года в сел. Назрани и Тимурковой дерне близ Владикавказа насчитывалось 866 домов, мужчин взрослых и вооруженных 1294. а в лежащей в 3 верстах от Назрани к востоку деревне Ендерской (Яндари-авт.), где проживали карабулаки. чеченцы и подселившиеся к ним позже ингуши было 80 домов, а мужчин взрослых и вооруженных -100.

В этом же 1810 году ингуши расселились севернее Назрани в многочисленных хуторах. Самым северным селением в этом году стало сел.Ачалуки (Верхние Ачалуки) на южном склоне сунженского хребта, заселенное 60 дворами “из Назрани”.

В 1816 году назрановское общество насчитывает уже 2410 дворов и 12050 человек, населявших 93 хутора (по другим сведениям 75 хуторов). Разумеется в число этих “ингушей” еще больше гемали, входили “не галгаи” – выходцы из Дариала. Джераха и т.д.

В1817 году в Назрани ген.Ермолов строит редут. Царские власти интенсивно заселяют назрановскую округу ингушами, порой насильно выселяя их из гор. Наиболее крупные переселения горных ингушей в округ- Назрань были произведены в 1830 и 1833 годах, в начале 4-х годов XIX в. из-под крепости Владикавказ на оконечность Ачалукского хребта были еще переселены несколько ингушских аулов “за связи с Шамилем”.

Теперь надо коснуться вопроса заселения вайнахами современного Малгобекского района. Во время эпидемии чумы 1804-1811 годов в Малой Кабарде погибло 2 тыс. семей, в живых осталось только триста. 160 дворов их бежало в Чечню.

Обезлюдевшая территория Малой Кабарды стала добычей царских властей. Часть земель была передана по распоряжению А.П.Ермолова полковнику князю Бековичу-Черкасскому.

После 1822 года братом князя Бековича – Черкасского в Малой Кабарде были снова поселены Пседах (чеченцы) и Магомет-Юрт (совр. ст.Вознесеновская) -чеченцы и кумыки.. Князем Бековичем -Черкасским было основано также сел.Кизляр (Бековичи). где вместо с кумыками поселились чеченцы, кабардинцы, карабулаки. Чеченцы не позднее 20-х годов XIX века возвратились также в места Малгобек-балка и Чечен-балка (на месте совр. г.Малгобек), позже, в начале XX века, подселились к чеченцам и кумыки.

К концу 30-х годов прошлого столетия на землях бывшей Малой Кабарды имелось 23 населенных пункта с 1130 дворами. Из них 14 слений в 840 дворов принадлежало князю Бековичу-Черкасскому (в основном на территории соврем. Малгобекского района ЧИАССР). В управлении приставства Малой Кабарды находились как смешанны так и чисто чеченские поселения.

Военные действия на Кавказе оказывали самое серьезное влияние на энтическую ситуацию на землях бывшей малой кабарды. В 40-е годы XIX века чечено-кумыкское селение Магомет-Юрт перестает существовать. На его месте в 1847 году была основана казачья станица магомет-Юртовская, переименованная позже встаницу Вознесенскую В те же 40-е годы XIX века недалеко от чеченского селения Пседах с разрешения пседахцев на его же аульном наделе селятся ингуши основав сел. Кескем.

В 1847 году в Малую Кабарду переселяются два хутора из Назрановского общества. Один из них – Каирбека гайтиева (20 дворов) расположился там, где до этого находилось имение Бековича-Черкасского – сел.Казан и Ачалык.

В1846-1848 годах в Малой Кабарде осталось 1,4 тыс.чеченцев (166 дворов), кумыков сел.Турлов – 64 двора, ингушей-назрановцев – 104 двора, чеченцы и карабулаки несли большие потери в людях : гибли порою целые семьи.

В XIX веке царская колониальная администрация вводит на покоренных землях военно-колониальное управление. Карабулаки попадали в одно управление с ингушами в связи с близостью их земель к крепости Владикавказ. К примеру, в 30-е годы XIX века карабулаки. как назрановцы и осетины, подчинялись владикавказскому коменданту, в отличие от плоскостных чеченцев, подчиненных чеченскому приставу.

К тому времени по данных властей чеченцев было 162 тыс., карабулаков -15 тыс., (и 2 тыс. галашевцев), ингушей – 20 тысяч человек. Трудно считать эти данные даже приблизительные. Многие районы Чечни были недоступны для царских виновников.

Подчинение чеченцев, карабулаков, галашевцев и ингушей различным военно-колониальным ведомствам стало приводить к тому, что карабулаков и галашевцев стали иногда формально причислять к “племени ингуш”, проводя границу между чеченцами и карабулаками по реке Фортанге. Позже, во время военных действий карабулаки, ингуши и осетины были включены в границы Военно-Осетинского округа.

Карабулаки и галашевцы решительно отказывались подчиняться военно-колониальному режиму и вместе с чеченцами постоянно участвуют в освободительной войне, объединяясь с чеченцами во все политические, военные, государственные союзы.

В начале 40-х годов XIX века карабулаки и галашевцы вошли в состав имамата Шамиля. Согласно местным источникам в этом государстве Чечня состояла из вилайетов Аух, Мешки (Мичик и Ичкерия), Шали-Герменчук (Большая Чечня), Шубут-Чабирла (Шатой, Шарой, Чеберлой). Гехи (Малая Чечня). Арштхой (Карабулак) и Галай (Галашки). Общества Арштхой и Галай в имамате входили в область Гехи, т.е Малую Чечню, вместе с горной зоной. Западная граница Чечни в имамате определялась средним течением реки Ассы и Сунжи. Русскоязычные источники включали земли карабулаков то в Ингушетию (западную), то в Малую Чечню, выделяя отдельно лишь галашевское общество.

С начала 40-х годов XIX в. на плоскостных землях вайнахов происходят постоянные миграции населения, связанные с военными действиями. Царская Россия аулы и хутора уничтожала, хлеб сжигала, сады вырубала, оставшиеся в живых чеченцы и карабулаки скрывались в лесах и горах Чечни. Много чеченцев было в Галашках. Царизм морил голодом свободолюбивые народы Кавказа и уничтожал их физически.

На месте уничтоженных или изгнанных чеченских и карабулакских аулов строились Российские крепости и казачьи станицы. С 1842 года после постройки укрепления при Сераль-Юрте (к юго-востоку от совр. ст.Троицкой), а затем с постройкой укрепления на р. Ассе было положено начало т.н. “Передовой чеченской линии”.

В 1845-46 годах была образована Сунженская линия, а карабулакские и чеченские села превращены в казачьи станицы, зачастую сохраняя чеченские названия: Самашки и др. В 1854 году царский полковник Де-Саже писал: “Система войны против кавказской природы и сынов ее избрана была верно. Каждый наступательный шаг отрезывал горцам безвозвратно кусок их родной земли. Так покорены Малая Чечня и Галашки. На всех этих местах поселены казаки, устроены укрепления с штабквартирами полков…”.

Об этом же писал и Абдурахман Авторханов в своей работе “Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне” в 1931 году. В деле проведения царской и национальной политики в области тоже наступает новый этап – этап форсированного продвижения колонизации в глубь Чечни… Сунженская линия окончательно занимается казаками-колонизаторами. Вместо уничтоженных чеченских аулов создаются казачьи поселения (ст.Ермоловская, Закан-Юрт, Самашки, Михайловская, Слепцовская, Ассиновскаяи т.д.). Это были первые опорно-стратегические пункты колониальной политики царизма против чеченцев” (Авторханов А. Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне. Ростов-на-Дону,1931, с.10).

На месте карабулакского аула Энахишка в 1819 году было построено укрепление Преградный Стан, позже в 1846 году основана станица Михайловская (сел. Асланбековское, совр. Серноводская), на месте карабулакского аула Обург-Юрт Волынское укрепление, а позже в 1845 году станица Троицкая. На месте карабулакского селения Дибир-Юрт построены в 1845 году станица Покровская (более позднее название станицы – Сунженская. Слепцовская совр.ст.Орджоникидзевская), ставшая штаб-квартирой 1-го Сунжнского полка. В 1847 году на месте карабулакского аула Пажарийн-юрт (Берд-Юрт), сооружена станина Нестеровская. В 1847 году на месте карабулакского аула Эха-Борзе – воздвигнута ст.Ассиновская. И далее: сел. Алхастие (карабул) ст.Фельдмаршальская (1860 г.); сел.Мохьмад-юрт (чеч.). – ст. Магомет-юртовская (1847 г.) – Вознесенская; сел.Элдархан-юрт ( карабул.) – ст.Карабулакская (1851);сел. Сема1ашкие (чеч.) – ст. Самашкинская (1851 г.); сел.Заки-юрт (чеч.) – ст. Закан-юртовская (1851 г.) – Романовская; сел. 1алхан-юрт (чеч.) – стАлхан-юртовская (1851 г.) – Ермоловская – совр. Алхан- Кала; сел. Бас-юрт (чеч.) – ст. Джалкинская (1860 г.) – Ильинская; сел. ЧурттоНе (чеч.) – ст. Петропавловская (1856); сел. Мамакхин – юрт (чеч.) 9 совр. ст.Первомайская; сел. Бамут (чечен-караб.) – укрепление бамут; сел. 1ашхой – Марта (чеч.-караб.) -укрепление Ачхоевское: сел. Шахьгирийн-эвла (чеч.) – укрепление Воздвиженское и т.д. К востоку от станицы Михайловской вниз по Сунже на месте чеченских аулов были основаны казачьи станицы 2 Сунженского полка.

После образования станиц 1-го Сунженского полка карабулаки и чеченцы на завоеванной территории Малой Чечни подчинялись начальнику Верхнесунженской линии.

После восстания ингушей 25 мая 1858 года вызванного административным гнетом, произвольным укрупнением аулов и уничтожением хуторной системы, они были лишены всех былых привилегий. На месте ряда выселенных в наказание ингушских селений царское командование основало следующие казачьи станицы : сел Ангушт (инг.) – ст. Тарская (1859); сел. Акхи-юрт (карабул.-инг.) -ст. Сунженская (1859 г.); сел.Шолхи (инг.) – хутор Тарский (1867г.): сел Таузен-юрт (инг.) – ст. Воронцово-Дашковская (1861).

Казакам были также отданы земли выселенных карабулаков и галашевцев. На месте с.Галашки была основана ст.Галашевская, на месте карабулакского аула Даттах-ст.Даттыхская, на месте аула Мужичи-хутор Мужичий. Казаки не смогли использовать землю этих мест и ушли, однако эти земли оставались в собственности казачьего войска.

В результате “реформ” царизма на Северном Кавказе народы Чечни и Ингушетии были стеснены на небольшой территории. Часть чеченцев и карабулаков предпологалось возвратить в Малой Кабарде (сов. Малгобекский район), где земля была “менее удобной”, однако эти планы не были осуществлены. Чеченцев стали провоцировать к уходу из родных мест. Началось выселение чеченцев и карабулаков в Турцию, предлагалось и выселение в Сибирь. Выбор был небольшой.

В 1865 году за два летних месяца 5 тысяч чеченских семей или 23057 человек направилось в Турцию. Выселение организовали бывший начальник Чеченского округа ген.-м. Муса Кундухов (осетин) и наиб Урус-Мартановского участка майор Османов Сайдулла (бывший наиб Шамиля в Малой Чечне), получив за это солидный куш.

Из этих 5002 семей чеченцев (так именовали этих переселенцев) (мухаждиров) царские документы 1.5 тыс.семей были карабулаки и 300 семейств ингушей (назрановцев). Уже в том же 1865 году мухаджиры писали великому князю Михаилу Николаевичу : “из нас… погибла одна треть”. Судя по этим данным в Турции в живых около 15, 400 чеченцев (под чеченцами в данном случае имеются в виду также карабулаки и ингуши).

Из них на родину вернулось в 60-70-е годы 5857 чеченцев, другая «большая часть вернулась только после войны 1877-78 годов. В 70-х годах XIX в. в Турции оставалось в вживых только около 10 тысяч человек чеченцев.

Оставшиеся в Турции, Сирии, Ираке, Иордании. Палестине, Иране, Болгарии и т.д. вайнахское население осознавало себя (и осознает себя до сих пор) чеченцами (так же как в глазах окружающих их турок, арабов, адыгов. они все предстают чеченцами – “чечен”, ‘шешен”) и называют себя этнонимом “нохчий” II “нахчой”, разделяясь лишь на тайпы: беной, ч1инхой. арштхой, зандкъой, мержой, аьккхий г1алг!ай и т.д.

Подобное сомосознание всех этнических групп – выходцев из Чечено-Ингушетии, осознание себя единым этносом-чеченцы с общим самоназванием “нохчий, нохчой” зафиксировано в 1859 году исследователем А.Берия, в 70-х годах XIX в. этнографом Умалатом Лаудаевым.

В досоветское время термин “вайнах” как этноним-самоназвание чеченцев. карабулаков и ингушей не зафиксирован. Но в устном языке для них правомерно выражения :”вай(н) нехан(н) г1иллакх”, “..1едал”… хотя ясно фиксируется лишь этноним “нохчий”.

Карабулаки, возвращавшиеся в виду невыносимых условий из Турции на родину, расселялись В различных селениях Чечни и Ингушетии, в виду того, что их родные аулы уничтожены царизмом. К примеру, карабулаки из тайпа мержой. жившие до переселения в Турцию на хуторе Гази-юрт, рядом с Бамутом (совр.хутор Веселый – Маьлхий к1отар) после возвращения в 70-х годах поселились в Ачхой-Мартане, именуя себя чеченцами.

А карабулаки из тайпа г1андалой, вернувшись из Турции 1872 году. поселились в с.Насыр-Корт, откуда перешли в с. Сагопш, “став” ингушами, по крайней мере, по паспортам.

В течении 1874 года ряд прошений о возвращении подали чеченцы, ушедшие в Турцию из с. Киян, Валерик, Урус-Мартан, Котур-юрт и др. К 1894 году в Ачхой-Мартане из 730 дворов 157 семейств состояли из возвратившихся из Турции.

Теперь несколько слов об административном устройстве чеченцев и ингушей. 20 февраля 1860 года была образована Терская область. Чечня была поделена на Чеченский, Аргунский, Ичкерийский т.н. военно-народные округа и Ауховское наибство. Часть чеченцев вместе с кумыками проживали в Кумыкском округе, часть находилась в подчинении царских властей в Грузии (малхистинцы и майсты).

Ингуши вошли в состав Военно-Осетинского округа вместе с осетинами и частями чеченцев, карабулаков и сунженских казаков.

Граница между Чеченскими и Военно-Осетинскими округами прошла по р.Фортанге.

В 1862 году Терская область была поделена на военнные отделы. В Западный отдел вошли Кабардинский, Осетинский и Ингушский округа, в Средний отдел Чеченский, Ичкеринский и Аргунский. Часть чеченцев (ауховцы) вошли в Восточный отдел Терской области. Ингушский округ в свою очередь делился на Назрановский, Горский и Пседахский участки.

В1866 году по распоряжению начальства, аккинцы и мереджинцы были отделены от Ингушевского округа и подчинены управлению Аргунского округа, “как вследствие одноплеменности с населением последнего, так и потому, что по месту своего жительства они ближе находятся к центру управления его”. В свое время общества эти оказались было вне административных границ Чечни по мере завоевания этих территорий. Аккинцы и мержоевцы были завоеваны в 1858 году и подчинены Военно-Осетинскому округу.

Вскоре в Терской области опять меняется административно-территориальное деление. Чечня была разделена теперь на Грозненский, Аргунский, Веденский, Хасавюртовский (вместе с кумыками) округа, а Ингушетия, вместе с Осетией, частью Чечни и казаками вошла во Владикавказский округ.

В 1877 году ингуши были подчинены Сунженскому казачьему отделу. В этот отдел входили кроме казаков и ингушей также этнически чеченская Малая Кабарда. Осетины вошли во Владикавказский округ.

Таким образом, общая границе между Чечней и Ингушетии во второй половине Х1Х-нач. XX вв. шла только по горной части, а на равнине между чеченцами и ингушами были вклинены казачьи наделы по р.Ассе и Сунже.

Интенсивное заселение земель, выселенных в Турцию началось еще в 70-80-е гг. Так, из горной Чечни переселились, к примеру, в аршты, Бамут, Гази-Юрт, Катар-юрт и другое, чеченцы из Малхисты и Маасты. А в Галашки, на земли Карабулаков -галашевцев переселялись г1алг1ай и цхьорой.

Некоторые чеченские и ингушские селения возникли с разрешения начальства на своих землях, но уже принадлежащие казачьей войсковой сословий – они были отняты у карабулаков и чеченцев. Хутор Галашки образовали в 1887 году выходцы из Хамхинского и Цоринского обществ (168 дворов), они же поселились в 1872 году на хуторе Мужич (300 дворов), хуторе Алкун (49 дворов).

На хуторе Серали-Опиева (20 дворов) поселились в 1874 году чеченцы из Цец-Ахки Грозненского округа и на хуторе Даттых в 1875 году (62 двора).

Множество новых хуторов, населенных выходцами из чеченских и ингушских горных аулов, появляется в ассиновском ущелье на земле, выкупленной у казаков: Верхний Аршты, Нижний аршты и др. Но в 1895 году во исполнение приказа начальника Терской области о запрещении проживания горцев одной национальности на землях другой, многие хутора были преданы огню, а население под конвоем отправлено по месту прописки. К примеру, из хутора Футук 7 дворов ингушей и чеченцев были отправлены в Насыр-Корт и в Грозненский округ. Из хутора Нижний Аршты 27 дворов чеченцев и ингушей были выселены обратно. Обратно выселили также чеченцев и ингушей из Верхнего Бамута.- Что только не выдумывал российский колониализм для затруднения жизни Кавказских народов.

В 1865 году на землях Бековича-Черкасского кроме Пседаха, Кескема (217) дворов и Везешева возникли новые аулы – Сагопш (54 двора), Новый Ах-Борзой (87 дворов) и Чирикова. В Ах-Борзое жили остатки карабулаков. в Кескеме и Сагопши – ингуши и галгаи. Чирикова и Везешева – ингуши – назрановцы, в Пседахе – чеченцы. Кроме того, в Малой Кабарде сохранилось еще 69 дворов чеченцев, из которы 50 жили в собственном ауле князя Бековича-Черкасского. Эти земли считались неудобными и поэтому были малопривлекательными для захватчиков.

В 1873 году карабулаки из аула Ах-Барзой переселились из-за маловодья в Сагопши.

Во время переселенческой реформы в 60-е годы XIX века из Малой Кабарды в селения Надтеречного наибства на запасные земли были выселены, находившиеся там чеченцы, а в Назрановское общество – ингуши и карабулаки.

В 1866 году здесь сохранялись только чеченские селения, Пседах и ингушское селение Кескем и Сагопш. Только после крушения самодержавия, в боях против контрреволюционного казачества и белогвардейцев чеченцы и ингуши отвоевывают часть своих земель, отторгнутых у них Российским царизмом.

В октябре 1920 года было поднято антисоветское восстание в казачьих станицах Калиновской, Ермоловской. Закан-юртовской, Самашкинской и Михайловской. В ноябре 1920 г. Чечне были возвращены земли станиц ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской.

Ингушетии вернули земли станиц Сунженской. Аки-юртовской, Гарской. Фельдмаршальской. Около 25 тысяч казаков были переселены в 1920 году в Терский округ (Ессентукский. Минераловодский, Прохладненский. Моздокский районы с предоставлением удобных земель. На освобожденных горских землях Указом ЦИК Горской АССР от 25 марта 1923 года были возвращены чеченцы и ингуши -переселенцы с гор. стесненные со времен Кавказской войны острым малоземельем.

17 ноября 1920 года была провозглашена в составе РСФСР Горская АССР, в которую входили 5 национальных округов и 4 казачьих отдела: Пятигорский, Моздокский. Суженский. Кизлярский и Чеченский, Хасавюртовский, Назрановский, Владикавказский. Нальчикский.

По состоянию на 20 января 1921 года Горская АССР состояла из Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Ингушского, Сунженского автономных округов, двух самостоятельных городов Грозный и Владикавказ. Часть территории была передана в состав Терской губернии Северо-Кавказского края (Моздокский отдел), а другая вошла в состав Дагестанской АССР (Хасавюртовский округ) (ауховские чеченцы и кумыки) и Кизлярский отдел.

4 января 1923 года были определены границы Чеченской Автономной области, вышедшей из состава Горской АССР. Чечне были возвращены земли занимаемые станицами Петропавловская, Горячеводская, Ильинская, первомайская и хутор Сарахтинский Сунженского округа. Тогда же было принято решение о передаче г.Грозного, построенного на месте Чеченских сел, Чечне.

В состав Чеченской АО было 6 округов (Гудермесский, Шалинский, Веденский, Надтеречный, Урус-Мартановский, Сунженский (Новочеченский) и один район – Петропавловский.

В 1926 году к Ингушской АО отошел район с.Балты. расположенный по левую сторону р.Терека. Граница с Северной Осетией прошла здесь по горному хребту. (Крупнов Е.И. К истории ингуши. Вестник древней истории. 2/7, М., 1939. С. 78.прим.1).

В начале 1929 года в Чеченскую АО вошли Сунженский округ и город Грозный. 11 февраля 1929 года Новочеченский округ был включен в Сунженский округ. В составе округа находились станицы: Слепцовская, Троицкая, карабулакская, Нестеревская, Вознесенская. Ассиновская; хутора: Давыденко. Акки-юрт (пос. Чкалово-Малгобекского районап- авт.), Чемульга; аулы : (из Новочеченского округа) Ачхой-Мартановский, Асланбековский (совр.Серноводский – авт.) и Самашкинский.

Центром области стал г.Грозный. В составе Чеченской АО были теперь такие округа: Сунженский, Урус-Мартановский. Шалинский, Гудермесский. Ножай-Юртовский, Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Галанчожский, Надтеречный, Петропавловский.

Город Владикавказ остался традиционно административным центром двух автономных областей: Северо-Осетинской и Ингушской.

Ингушская АО вначале включили 4-х округов: Пригородного, Галашкинского, Пседахского и Назрановского. Произвол в административном делении Чечни продолжался.

14 марта 1929 года решением Ингушского облисполкома “в целях наиболее целесообразного использования средств, затрачиваемых в настоящее время на содержание адмаппарата “указанные округа были слиты в два: Галашкинский с Пригородным а Пседахский с Назрановским. Был образован Пригородный округ с центром в г.Владикавказе и Назрановский с центром в пос.Назрань.

В Пригородный округ вошли следующие сельсоветы: Ахки-юртокский, Ангуштский, Галгайский. Шолхинский, Базоркннский. Джераховский, Арштинский, Галашкинский, Мужичский, Цоринский, Длинно-Долинский, Алкунский, Алхастинский, Бомутский, Семеогочинский, Хамхинский, Датыхский.

В Назрановский округ вошли: Альтиевский, Барсуки. Гамурзиевский, Далаковский, Кантышевский, Пседахский, Яндырский, Верхне-Ачалукский, Ср.-Ачалукский, Ниж.- Ачалукский. Сагопшинский, Кескемские хутора, Зязиковский.

Постановлением Президиума ВЦИК с 1 июля 1933 года гор.Орджоникидзе был включен в состав СОАО с непосредственным подчинением гор.Совета облисполкому СО автономной области.

30 сентября 1931 года округа были переименованы в районы.

15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-ингушскую АО с центром в г.Грозном.

25 декабря 1936 года ЧИАО была преобразована в Чечено-Ингушскую автономную советскую социалистическую республику – ЧИАССР.

23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были преступно выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Геноцид снова привел к массовой гибели вайнахского населения.

7 марта 1944 года было объявлено об упразднении ЧИАССР и образовании Грозненского округа в составе Ставропольского края.

22 марта 1944 года в составе РСФСР была образована Грозненская область. Часть территории бывшей ЧИАССР были переданы Грузинской ССР, СОАССР, Даг. АССР. Из Даг.АССР и Ставропольского края часть степных земель были переданы Грозненской области.

9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, однако часть Пригородного района оставалась в составе СОАССР. Кроме того, не смогли вернуться на родные земли ауховские чеченцы, земли которых были заняты переселенными туда лакцами и аварцами (Новолакский район и ленин-аул, Калинин-аул Казбековского района ДагАССР). “Временно” в Груз.ССР была включена Гилна (Гвилетия). Закрытыми для проживания оказались ряд горных районов республики. Десятки тысяч чеченцев и ингушей были лишены возможности вернуться в родные аулы и дома. Горных чеченцев поселили главным образом в Сунженский, Наурский и Шелковскнй районы. Ингуши, не имевшие возможности вернуться в Пригородный район, вынуждены были поселиться в станицах и селениях Сунженского, Малгобексого района, города Грозного и т.д. Ауховские чеченцы вынуждены были селиться в других селениях Хасавюртовского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов ДагАССР.

Таким образом, из всего вышесказанного представляется справедливым требование 2 съезда ингушского народа о возвращении бывшего Пригородного и западной части Малгобекского района, аннексированного в 1944 году в пользу СОАССР.

Является необоснованным требование оргкомитета по восстановлению Ингушской автономии, навязанное на 2 съезде ингушского народа в г.Грозном 1989 года, о включении в предполагаемую восстановленную республику Ингушетии ряда населенных пунктов современного Малгобекского (восточной части) и Сунженского района ЧИАССР: станица Вознесенская, нос. Красная Горка, пос. Чкалова (Аккн-Юрт) современного Малгобекского района ЧИАССР, пос. Карабулак, станица Карабулакская, Орджоннкидзевская, Троицская, Нестеровская, с.Чемульга современного Сунженского района, т.к. эти станицы и селения никогда не входили в состав Ингушетии, а были в составе Чечни. Ингуши появились в этих населенных пунктах с 1957 года.

© Журнал «Нийсо» Справедливость, 1990 год, № 3–4

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s