Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Ужахов- Иберийская атлантида

 

 

Ужахов З.С.

Иберийская атлантида – колыбель европейской цивилизации.

 

Книга предназначена для читателей, интересующихся историей древней Европы, ее этническим составом в те далекие времена, процессом сложения современного населения Европы. Автором исследуется процесс появления первых цивилизаций Европы, которые возникли в результате смешения различных этнических групп. Большая часть книги рассказывает о миграциях древних племен Северной Африки, а затем и древней Европы – иберов. Также приводятся факты наличия «кавказского» элемента среди древнего населения Европы.

 

 

Ученые – кавказоведы, как, например, И.М. Дьяконов,  указывали на  параллели у этрусского языка  с кавказскими языками, в частности с нахскими (ингушский, чеченский и бацбийский). Грузинские ученые находили, что название чисел в этрусском языке от 1 до 10 почти идентично названиям этих чисел в языке колхов – древних жителей Западной Грузии. Этрусское tul – «камень», может быть родственно грузинскому t’ali – «кремень», этрусские местоимения eca, ica, ca -«этот, тот», родственно грузинским eg, ega, es. Греческий ученый Страбон, сообщая о проживании колхов в Италии, в то же время  скептически относится к  факту родства между итальянскими и кавказскими колхами, как считал греческий поэт Гомер. Но в то же время Страбон не отрицает этот факт полностью: «Равным образом на основании реальных сведений о колхах, о походе Иасона в Эю и зная выдуманные или правдивые рассказы о Кирке и Медее[1], Гомер придумал кровное родство между ними  и, хотя они жили далеко друг от друга (одна  – в самой отдаленной части Понта, другая в Италии), поместил их в обеих областях, лежащих далеко в Океане; возможно, что Иасон странствовал вплоть до Италии» (I.II.9). 

 Другой крупный ученый и поэт античности Аполонний Родосский (III век до н.э.) в своей поэме «Аргонавтика» приводит рассказ колхидского царя Ээта о том, что его сестра живет в Италии:

 «…Сведал я это однажды, по свету крутясь в колеснице

 Гелия в день тот, когда мой отец в Гесперийскую землю

 Кирку, сестру мою вез. И дошли до земли мы Тирсенской (выделено автором) 

До ее берегов, где сестра обитает поныне.

Страшно далеко от нас, Колхидской земли».

 (Аргонавтика. III. 305-310)

 Получается, что колхи поселились  в Этрурии. Возможно, здесь кроется факт о кавказском происхождении тирренов, которые послужили основанием для образования нового этноса Италии – этрусков. Интересен тот факт, что остров Керкира  находиться в Адриатическом море, рядом с побережьем Балканского полуострова, вблизи от  того места, где в наше время проходит граница между Албанией и Грецией. 

Страбон в «Географии» рассказывая об Италии, упоминает о городе Пола, находившимся в то  время (30 г. до н.э.)  на севере полуострова: «Пола расположена в заливе, похожем на гавань, с плодородными островками в нем, удобными для стоянки кораблей. Её основали в древние времена колхи, посланные на поиски Медеи; они не достигли цели и сами себя осудили на изгнание, как говорит Каллимах:

 …маленький город, который грек бы назвал «Изгнания градом», а на их языке он Полою назван» (V.I.9).

Пола существует и в наше время, только называется немного по-другому – Пула. Этот город находиться на самой южной точке  полуострова Истрия. В наше время это территория Хорватии, а в древние времена он находился между поселениями венетов и иллирийцев. Недалеко находится остров Црер, который в древности назывался островом Апсирта – брата Медеи. Но Пола и остров Апсирта находятся далеко от Этрурии. А может, в древности полуостров Истрия был окраиной района проживания тирренов-албанцев. В северной Италии, в Альпийских горах была найдена надпись, которая обнаруживает параллели с письменами этрусков. На этом основании некоторые исследователи делают вывод о том, что на Апеннинский полуостров предки этрусков попали с севера. Но большинство  ученые не поддерживают эту версию. Некоторые лингвисты считают, что эта надпись, обнаруженная в Альпах, принадлежит венетам, язык которых, скорее всего, был иллирийским, и относился к особой группе индоевропейских языков. Конечно, нельзя полностью доверять сведениям античных авторов, особенно в  историческом аспекте. Возможно, какая-то часть населения Северо-Западной Италии была в чем-то этнически родственна колхам – жителям Западной Грузии, а античные писатели через мифы пытались как-то объяснить этот факт. А.И. Немировский обращает внимание на сходство знаков, вероятно чисел, у этрусков и колхов: «Продолжением той же традиции можно считать знаки на амфорах местного производства из центров Колхиды – Вани и Эшери: 

 Грузинские археологи, обнаружившие эти знаки, не находят им аналогий и называют их «загадочными». Или определяют как знаки «гончара». Между тем можно указать точные соответствия   между этрусскими цифрами и колхскими знаками. Поэтому можно думать, что колхские знаки – цифры, указывающие объем сосудов в пока неизвестных нам мерах, или номера партий. Примечательно, что на находимых тут же привозных сосудах имелись буквы греческого алфавита, т.е. действовала обычная система, выработанная под влиянием финикийского и греческого алфавитов. Этот параллелизм свидетельствует о сосуществовании в III – I веках до н.э. в Колхиде двух систем чисел, древнейшая из которых восходит к малоазиатской и в конечном счете к клинописной».

 А.И. Немировский обращает внимание на имя героя этрусских сказаний Тархона и считает его малоазиатским по происхождению: «Само имя Тархон уводит нас в Анатолию II тысячелетия  до н.э., где мы встречаем в хеттской мифологии Тархуна, бога грозы и главного бога пантеона, а  в лувийской мифологии – Тархунта…. В составленном чехословацким лингвистом Згустой каталоге малоазиатских личных имен зафиксированы 23 имени с основой «тарх» (Тархулара, Тархумина, Тархунцили и др.) (382, стр. 175-178). Имена и апеллативы с этой основой и в наше время бытуют лишь в Закавказье: имя Тархон у абхазов и грузинское название травы «тархун». Возможно, название травы связано с ее ланцевидными стеблями (так этруски изображали молнию).

Поскольку этруски не могли узнать о Тархоне от греков или заимствовать это имя у местного населения Италии, перед нами случай, когда мифологическая традиция сохранила воспоминания об анатолийской родине этрусков». 

Что касается этнической принадлежности колхов, то она до сих пор не определена. Геродот писал о сходстве языка и внешнего вида колхов и египтян. Но грузинский язык относится к картвельской языковой группе, которая не связана с египетским языком, относящимся к семито-хамитской (устаревшее название), или афроазианической семье. А вот язык иберов – древних жителей Испании,  предположительно относился также к этой группе, что и древнеегипетский.  Возможно, древние колхи были в языковом плане хамитами, а  не картвелами. Но не исключено, что Геродот, который часто записывал сведения, полученные от других, ошибался в родстве колхов и египтян по причине неверной, или искаженной информации. Греческий поэт и ученый Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» описывает обычай колхов подвешивать тела умерших мужчин, завернутых в шкуры, на деревьях. Такой обычай существовал до недавнего времени у абхазов. Правда, так поступали не со всеми умершими, а только с пораженными молнией. До сих пор непонятно, были ли колхи одним народом, или греки так называли разные в этническом плане племена западного побережья Черного моря. Название «Колхида» пошло от древних греков. Но это название невозможно объяснить посредством греческого языка. Правда считается, что это более позднее название. Ранее эта страна называлась греками Эйя. На вейнахских языках «калхи» означает «низменность». Цари Урарту называли Колхиду «страной Кулха». На грузинском языке Колхида называлась Эгриси, т.е. «колхидская река», а на армянском Егер. Грузинский ученый Шота Дзидзигури исследовал проблему происхождения восточных иберов. В одной из его ссылок на грузинскую летопись мы встречаем название тирренов Грузии: «…Ведь в «Картлис Цховреба» сказано, что Фарнаваз[2] «создал грузинскую письменность». Далее мы читаем «…а собственную письменность имеют каппадокийцы, иберы, называемые также тирранийцами (выд. автором), латиняне, (письмом) которых пользуются и римляне, сарматы. Испанцы, скифы, эллины, бастарны, мидийцы, армяне». Акад. С. Каухчишвили полагает, что здесь, безусловно, подразумеваются иберы Грузии, а не Испании». Далее Ш. Дзидзигури приводит доказательства того, что восточные иберы были народом Западной Грузии, а не Восточной, как считают многие ученые, а их язык был диалектом западногрузинского языка, к которым в наше время относятся мегрельский и лазский – язык грузинов, живущих в Турции. 

Еще один факт, который роднит колхов и этрусков – это тип морских судов. Об этом пишет А.И. Немировский: «Изображения кораблей на этрусских памятниках и сохранившиеся их описания, естественно ставят вопрос об истоках этрусского кораблестроения. Использовали ли местные мастера греческий или финикийский опыт, или имеются основания говорить о каких-то этрусских морских традициях, возникших за пределами Италии? Первая попытка ответить на этот вопрос дана в статье Ф. Мильтнера (262, с. 71). Он полагает, что этрусские памятники с изогнутым носом и большой неподвижной мачтой происходят из района Трапезунда и идентичны «камарам», описанным Страбоном (Strab. XI, 2,12) и Тацитом (Tac. Hist. III, 47). С этим предложением прекрасно согласуются увеличившиеся в последние десятилетия данные о предметах урартийского типа в Италии. Речь идет о котлах с протомами в виде сирен, находимых в Западной Анатолии, на островах Эгейского моря и на Пелопоннесе. На основании таких находок могут быть восстановлены сухопутно-морской и морской пути  из Урарту в Этрурию».   

А.И. Немировский приводит гипотезы некоторых  европейских и советских ученых о кавказском происхождении  этрусков: «Иное объяснение времени и обстоятельств появления этрусков в Италии дал С. Ферри, который выделил в топонимике и этнонимике древней Этрурии два слоя. К древним топонимам, прежде всего названиям городов, он присоединил этнонимы, либо дошедшие в римских преданиях, например, рутулы и каски, либо могущие быть восстановленным по топонимам: от Агиллы – агулы, от Сованы – соаны и т.д. Соответствия этим легендарным и производным этнонимам он отыскал в этнонимике Дагестана и Грузии: рутулы, агулы, сваны и т.д. Переселение рутулов, агулов, сванов в Италию, характеризуемое как «туско-сабинско-расенское», С.Ферри отнес к средине I тысячелетия до н.э. Следы этих переселений итальянский ученый видит также в предании позднего автора Иоанна Лида о двух Тарконах: одном – прибывшем до грека Эвандра и втором – появившимся в Италии после Эвандра. В работах С. Ферри мы не находим ни ссылок на труды Н. Мара, постулировавшего  этнические передвижения с территории Кавказа двумя волнами, ни каких либо попыток привлечения лингвистического материала предполагаемой родины переселенцев – Кавказа и Анатолии. 

Поддерживает гипотезу С. Ферри грузинский историк и лингвист Р. Гордезиани. В отличие от С. Ферри он оперирует широким лингвистическим материалом, как этрусским, так и кавказским, прежде всего картвельским. В этрусском языке он выделяет не два, а четыре слоя, соответствующие четырем переселениям в Италию. Кавказско – пеласгское переселение Р. Гордезиани связывает с появлением Апеннинской культуры  и датирует началом II тысячелетия до н.э.». Вывод, который напрашивается из анализа различных версий происхождения этрусков в конечном итоге приводит к древней Малой Азии и Кавказу. Мигрировавшие их этих мест тиррены, в ходе дальнейшего расселения на запад, смешивались с различными народами. Конечный пункт, куда прибыли тиррены – Италия, где,  тиррены смешались с покоренными племенами пеласгов и другими индоевропейцами, в результате чего образовался новый этнос – этрусков, народ со своим непохожим на другие наречия языком и своеобразным укладом жизни и быта. 

 ———— 

[1] сестра и дочь колхидского царя Ээта

[2] грузинский царь (III век до н.э.)

 

***

 

 

Некоторая информация об авторе

Заурбек Ужахов родился в 1957 году в Акмолинске (ныне Астана). Его родители, как и другие вейнахи (ингуши и чеченцы), были сосланы в Казахстан в 1944 г. Многонациональность народов Казахстана, разнообразие языков и культур не могли не сказаться на интересах человека, выросшего в этой среде. В ходе изучения английского языка автор столкнулся с необъяснимым сходством между его родным ингушским языком и европейским английским. И хотя автор не является специалистом в гуманитарной сфере, он использовал все материалы, к которым имел доступ. Это помогло ему, хотя бы немного, приоткрыть завесу тайны над многовековой загадкой.

 

***

Пикты – последние иберийцы Британии

Альпийский лабиринт древних языков Европы

 

 

 

 

One Response to “•Ужахов- Иберийская атлантида”

  1. iberiana said

    Ознакомиться с книгой и заказать ее можно на сайте http://irisbook.ru/shop/UID_54.html (раздел История и политика) или в книжном магазине в Москве Библио-Глобус.

    Like

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s