Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

Anzor Totadze

ОСЕТИНСКИЙ  ВОПРОС

 

АНЗОР ТОТАДЗЕ

ОСЕТИНЫ НА ГРУЗИНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Первоначально появление осетин в Грузии было вызвано разгромом и уничтожением их монголами и Тамерланом в центральных долинах Северного Кавказа. В результате этих набегов осетины вынуждены были покинуть места своего проживания и искать убежище в высокогорных ущельях Центрального Кавкасиони.

Во второй половине XIII века нашествие и господство монголов значительно ослабило Грузию, резко сократилось население равнин, что создало благоприятные условия для набегов осетинских военных отрядов в окрестности Шида Картли. Это входило и в сферу интересов монголов, считавших осетин своей опорной силой для проведения захватнической политики в Грузии. Как повествует грузинский летописец, в 1292 году “осетины начали разорять, уничтожать и брать в плен грузин”.

В начале XIV века, когда царь Георгий Блистательный осуществил ряд значительных мер по установлению мира в стране и освободил всю Грузию от монголов, были изгнаны и опустошавшие страну осетинские отряды. По словам летописца, Георгий Блистательный

“согнал и изгнал” осетин. После этого на протяжении почти двух веков в грузинских источниках не упоминается о компактных массах осетин.

Как выясняется из соответствующих литературных источников, новые осетинские поселения в горных районах Картли возникают в конце XVI века. Это подтверждает и сведение русского посла в Грузии о поселении в этом районе до 200 осетин. На протяжении XVII-XVIII веков осетины постепенно заселяют горные районы Картли. Но эти места были малоземельные с неблагоприятными для существования условиями.

Как отмечает Вахушти Багратиони, историк первой половины XVIII в., плодородие этих мест весьма незначительно, осетины зерно “в большом количестве сеять не могут из-за отсутствия земли и ее скалистости”. Поэтому стремление осетин к югу было вполне естественным. Этому способствовало и то, что население картлийских равнин все более сокращалось в постоянной борьбе с врагами и восполнялось за счет грузинских горцев, брошенными домами которых завладевали осетины. Этот процесс наблюдался и в нашем столетии. Известно, что результатом массового переселения грузин с горного региона Восточного Кавкасиони в долины были попытки самовольного перехода и занятия грузинской территории со стороны населения Северного Кавказа.

Указанный процесс подтверждается соответствующими источниками. Согласно одной купчей первой половины XVII века население села Верхняя Джава по какой-то причине оказалось истребленным и впоследствии князья Мачабели заселили его осетинами. Этот процесс не укрылся и от внимания Вахушти Багратиони: “В этих горных местах… поначалу жили грузинские крестьяне. Впоследствии ими стали владеть переселившиеся сюда осетины, а грузины спустились в долины, поскольку население долин сократилось из-за нашествий врагов”375.

Таким образом, в этот период в горных районах Картли в брошенных грузинами домах обосновываются осетины. Анализируя карты Вахушти Багратиони, доктор исторических наук Дж. Гвасалиа справедливо отмечает, что “компактных поселений осетин в предгорных районах и долинах Шида Картли не существовало, такие поселения были только в начале ущелий”. Территория, заселенная осетинами, составляла лишь северную горную часть бывшей автономной области.

Процесс заселения осетинами низин Шида Картли начинается с конца XVIII века и продолжается по сей день. Стремление осетин поселиться в плодородных долинах Картли не противоречило интересам грузинских феодалов: в их опустевших в результате вражеских набегов и внутрифеодальной борьбы имениях появились крепостные крестьяне. Именно об этом свидетельствует одно из сведений, приведенных в “Жизни-завещании” Иэсе Бараташвили, секретаря царя Ираклия: “Я послал человека в Осетию за осетинами. Пришлось потратиться, обещают привезти их, но пока не видно – возможно крепостные ваши умножатся”.

В XVII, XVIII и в первой половине XIX веков в Грузии проживало незначительное число осетин. Массовое их переселение в Грузию из Северной Осетии, их исторической родины, начинается с 1860 года. Достоверные сведения об этом приведены в энциклопедии Брокгауза и Ефрона и основаны на заслуживающих доверия источниках. В частности, число осетин, проживающих в Северной Осетии в 1860 году, составляло 47 тысяч, а проживающих в Грузии, в горных районах Картли – 19 тысяч. Таким образом, число северных осетин в 2,5 раза превышало число осетин, проживающих в Грузии. Известно также, что в 1833 году в Российской империи проживало 36 тысяч осетин и, если иметь в виду указанную выше пропорцию, то можно заключить, что в 1833 году в Грузии проживало 14 тысяч осетин.

В связи с переселением осетин в Грузию представляют интерес сведения о численности осетин к 1880 году, приведенные в той же энциклопедии. В частности, в 1880 году в Северной Осетии проживало 59 тысяч, а в Грузии – уже 52 тысячи осетин. Следовательно, за двадцать лет – с 1860 по 1880 год – число осетин в Северной Осетии возросло на 12 тысяч, или только в 1,2 раза, в Грузии же – на 33 тысячи, или в 2,7 раза. Примечательно то, что число проживающих в

Северной Осетии осетин (47 тысяч) за двадцать лет увеличилось лишь на 12 тысяч, а осетин, проживавших в Грузии (19 тысяч), – на 33 тысячи. История человечества не знает такого естественного прироста населения в столь короткий промежуток времени. Это свидетельствует о том, что именно в этот период происходит массовый переход осетин из Северной Осетии в Грузию. Можно определить точное число осетин, переселившихся в Грузию. В частности, известно, что в конце 70-х годов прошлого века в Грузии на каждую тысячу осетин в среднем в год рождалось 35,7 ребенка и умирало 14,3 человека376. Таким образом, естественный прирост на каждую тысячу составлял 21,4 человека. Вместе с тем, если в 1860 году число осетин в Грузии равнялось 19 тысячам, а в 1880 году – 52 тысячам, то в этот период в Грузии ежегодно в среднем проживало 35 тысяч осетин. Следовательно, естественный прирост за год составлял 749 человек (35×21,4). Если в 1860-1880 гг. число осетин в Грузии увеличилось на 33 тысячи, то естественный прирост равнялся 14980 человек, а остальные 18020 осетин переселились из Северной Осетии, т. е. почти столько же, сколько их проживало в Грузии в 1860 году. При этом следует принять во внимание один момент. Как было отмечено, в 1870-е годы на каждую тысячу проживавших в Грузии осетин умирало 14,3 человека. Для того периода это очень низкий показатель смертности, поскольку на каждую тысячу представителей других национальностей умирало почти вдвое больше. Это объясняется тем, что из Северной Осетии в Грузию переселялись в основном молодые или средних лет люди, среди которых смертность невелика.

Таким образом, с 60-х годов XIX столетия осетины массово переселяются в Грузию. Они беспрепятственно селятся и в картлийских долинах. Компактные поселения осетин возникают на правом берегу Куры в нынешнем Карельском районе, в Боржомском районе (например, в Бакуриани в 1885 году проживал 71 осетин) и т. д. Как свидетельствуют соответствующие документы, к концу прошлого века осетинские деревни возникают и в Кахети.

Интенсивное заселение осетинами картлийских и кахетинских равнин продолжается и в XX веке. Если в 1926 году число осетин в Грузии равнялось 113 тысячам, из которых 60 тысяч проживали на территории бывшей Юго-Осетинской АО, а 53 тысячи – за ее пределами, то в 1989 году их число возрастает до 164 тысяч, из них 65 тысяч проживали на территории бывшей области, почти 100 тысяч – за ее пределами, в основном в городах и районах Восточной Грузии.

Анализ приведенных выше данных показывает, что за 1926-1989 гг. численность осетин в бывшей АО повысилась незначительно – на 4,8 тысячи, или на 8%, осетин же, проживающих за ее пределами – на 47 тысяч, т. е. на 87%. Это результат того, что осетины из Северной Осетии и бывшей Юго-Осетинской АО переселялись в города и районы Грузии. Следовательно, этническое освоение осетинами территории Грузии на протяжении XX столетия происходит весьма интенсивно. Именно поэтому в Карельском районе осетины составляют 15% всего населения, в Ахметском районе – 11%, в Горийском и Каспском – по 10%, в Лагодехском и Боржомском – по 8%, в городе Гори – 12% и т. д. Возросло число осетин и в Тбилиси. Если в 1886 году в Тбилиси проживало 314 осетин, в 1922 году – 1446, то в настоящее время – уже 33 тысячи осетин, т. е. за столетие их численность в Тбилиси увеличилась в 105 раз, а за последние 60 лет – в 23 раза. Действительно, как показали материалы переписи населения 1989 года, половина проживающих в Тбилиси осетин (16 тысяч) родилась в Тбилиси. В самом Цхинвали в прошлых веках осетины никогда не проживали. Цхинвали всегда был грузинским городом.

Археологические раскопки в Цхинвали и его окрестностях свидетельствуют о том, что это был один из древнейших населенных пунктов Грузии. По мнению профессора Ш. Месхиа, известного исследователя истории городов и городского уклада феодальной Грузии, Цхинвали являлся важным населенным пунктом и в дохристианскую эпоху.

Название Цхинвали происходит от растения “рцхила” (граб). В древнегрузинском это растение называлось “крцхила”, поэтому в древних грузинских источниках Цхинвали упоминается как Крцхинвали. В одной из грамот 1344 года он назван как пункт, населенный купцами, чему, несомненно, способствовало его расположение. Как город Цхинвали впервые

упоминается в Мцхетской грамоте 1392 года. По сведениям исторических источников, в ХIV-ХVI веках в Цхинвали проживали крепостные монастыря Светицховели. Еще в XVIII веке мцхетский католикос имел в Цхинвали крепостных купцов.

Согласно Вахушти Багратиони, в первой половине XVIII века в Картли было 14 значительных торговых пунктов, главнейшими из которых были два города – Тбилиси и Гори. Остальные двенадцать были “малые города”, из них особенно выделялся Цхинвали. Грузинский политический деятель второй половины XVIII века Ал. Амилахвари в своей “Истории Грузии” упоминает о Цхинвали как о “всегда картлийском городе” и ставит его на второе после Гори место по своему значению. В тот период Цхинвали считался царским городом.

Цхинвали как город имел крепостные сооружения. В соответствующих документах упоминается Цхинвальская крепость и “крцхинвальская крепостная стена”, укрепленная специальным рвом. Как отмечает проф. Ш. Месхиа, к городам позднефеодальной Грузии, защищенным, кроме крепости, городскими стенами и другими крепостными сооружениями (рвы, башни), относились Тбилиси, Гори, Ахалцихэ, Кутаиси, Цхинвали.

Интересно, что согласно Вахушти Багратиони, Георгий Саакадзе был “моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети”. Вместе с тем цхинвальское моуравство в течение довольно долгого времени было даровано царем членам княжеского рода Амилахвари, однако иногда Цхинвали обходился без моурави, обязанности которого выполнял какой-нибудь чиновник. Именно об этом свидетельствует документ 1766 года, согласно которому моуравскую подать делили между собой царь и цхинвальский цихистави (глава крепости).

С учетом вышеуказанного и множества других документов и свидетельств можно с уверенностью утверждать, что Цхинвали наряду с другими городами активно участвовал в экономической жизни Грузии.

Не имеется сведений о численности населения Цхинвали в XVIII веке и в более ранний период. Известно лишь то, что по переписи 1770 года в Цхинвали было 700 дымов. Однако из литературных источников и документов различного периода нам точно известен национальный состав населения города. В частности, здесь с древнейших времен проживали грузины, евреи, позднее появляются армяне. Представители других национальностей никогда не проживали в Цхинвали. Как отмечал Вахушти Багратиони, “на берегу Большой Лиахви есть небольшой городок Крцхинвали, живут в нем грузины, армяне, евреи”377. Аналогичные сведения о национальном составе населения Цхинвали встречаются и в “Дасхурламали” царя Вахтанга VI. В частности, цхинвальское население обязано было ежегодно поставлять царю 28 кувшинов вина, обрабатывать виноградники помещика и др. Вместе с тем они “иногда должны были поставлять куницу, и грузин, и армянин, и еврей; и урожай, который они получают, привозить”378. Цхинвали и в целом Шида Картли во всех грузинских источниках рассматривается как неотъемлемая часть Картли. Например, у Вахушти Багратиони читаем: “И стоял царь Луарсаб (речь идет о царе Картли Луарсабе II, царствовавшем в 1606-1614 гг. – А. Т.) в Крцхинвали, так как карталинские цари временами объезжали свои владения”379.

Несколько слов о том, что обусловило такой сравнительно высокий уровень еврейского и армянского населения в Цхинвали. Цхинвали, как и Они, где также в большом количестве проживали евреи, находился на перекрестке дорог, ведущих из Северного Кавказа в Картли и Верхнюю Рачу и потому с самого начала являлся значительным пунктом. В грузинских же городах, как известно, торговля находилась в руках в основном армян и евреев.

Национальный состав населения Цхинвали оставался неизменным на протяжении всего XIX века. Как подтверждают переписи населения и другие документы, в Цхинвали проживали опять же только грузины, евреи и армяне. Хотя в этот период он уже упоминается не среди городов, но среди грузинских сел. В частности, об этом сообщают русские чиновники, проживавшие в Грузии в XIX веке.

Еще в первой половине XIX века русские генералы неоднократно сообщали о разорении осетинами грузинских сел, грабежах, насилиях и убийствах грузин со стороны осетин. Для искоренения этого зла они считали необходимым проведение соответствующих мер. Так, генерал Тормосов приговаривает в 1809 году к смертной казни через повешение пятерых осетин-разбойников. Позднее, в 1824 году, генерал Хонев докладывает генералу Ермолову: “Для того, чтоб прекратить беспрестанные нападения и грабежи со стороны осетин, предоставить жителям Карталинии защищать себя от хищников, подобно как жители Кахетии защищаются от лезгин, т. е. силою оружия, а за убийство ими хищника не подвергать преследованию законом, а посему и внушить как помещикам так и жителям Карталинии, чтобы они безбоязненно преследовали злодеев, не страшась за то ответственности, но с тем, чтобы о каждом случившемся происшествии немедленно сами доносили местному начальству для произведения только дознания, что такой-то осетин точно убит при нападении и во время грабежа. Мщения же за кровь со стороны осетин жители Карталинии не должны страшиться, ибо ручаться можно, что осетины, видя их неустрашимость и всегдашнюю готовность отразить силу силою, никогда не посмеют и посягать на их жизнь”380.

Как видно, так часты были в Горийском уезде случаи убийств, грабежа, увода в плен грузин осетинами, что генерал Ахвердов в своем рапорте генералу Тормосову считает необходимым, “чтобы осетины, имеющие надобность быть в селениях грузинских, а особливо в селе Цхинвали, где они производят торговлю их изделиями, впускаемы были по билетам кн. Реваза Мачабели, а казенные кн. Эристова!381.

Таким образом, русские генералы называют Цхинвали селом, в которое доступ осетинам был запрещен без специального разрешения.

Конкретные данные переписи населения отражают количество и национальный состав населения Цхинвали. В частности, согласно посемейным спискам в 1886 году в Цхинвали проживало 3832 человека, из них 1135 грузин, 1953 еврея и 744 армянина382.

Национальный состав населения Цхинвали изменяется, лишь в начале 1920-х годов, особенно после 1922 года, когда была создана Юго-Осетинская автономная область, столицей которой объявили Цхинвали. По переписи населения городов Грузии, проведенной в 1922 году, в Цхинвали проживало уже 613 осетин, спустившихся в основном из горных сел. Это видно и из того, что согласно переписи большая часть осетинского населения пришлая и одна треть его и года не жила еще в Цхинвали383. Все население Цхинвали равнялось 4543 человекам, большинство из них опять же составляли грузины (1436), евреи (1651) и армяне (765). После этого начинается активное заселение Цхинвали осетинами. Это обусловлено уже необходимостью комплектования национальными кадрами органов управления автономной области, разместившихся в столице Цхинвали, и ее преобразования в политический, экономический и культурный центр. Уже в 1926 году население Цхинвали составляло 5818 человек, из них 1920 грузин, 1152 осетина, 1772 еврея и 827 армян. Согласно данным этой переписи, число грузин, проживающих в Цхинвали, во многом превышало численность осетин, однако в последующие годы количественное соотношение между ними быстро изменялось в пользу осетин. В 1959 году в Цхинвали проживали 4652 грузина и 12432 осетина, а в 1989 году – лишь 6905 грузин и 31537 осетин. Таким образом, раскинувшийся “на берегу Большой Лиахви” древнейший грузинский город почти полностью стал осетинским. Помимо резкого нарушения количественного соотношения следует принять во внимание тот факт, что Цхинвали как столица автономной области превратился в центр только осетинской культуры.

НАСЕЛЕНИЕ ЦХИНВАЛИ

  1886 г. 1922 г. 1926 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г.
ГрузиныЕвреиАрмяне

Осетины

Русские

11351953744

1436 1651765613

64

19201772827

1152

114

46521649860

12432

1583

54751475768

25346

1180

5584652712

25319

1737

6905396734

31537

1836

ВСЕГО 3882 4543 5818 21641 30311 34311 42333

 

375 Вахушти. Описание царства Грузинского, Тб., 1973, с. 353-364.

376 Сборник сведений о Кавказе, т. IX, Тифлис, 1885, с. 238, 267.

377 Вахушти. Указанный труд, с. 370.

378 “Дастурламали” царя Вахтанга VI, Тб., 1888, с. 122.

379 Вахушти. Указанный труд, с. 421.

380 Акты Кавказской археологической комиссии, т. VI, Тифлис, 1874, с. 690.

381 Там же, т. IV, Тифлис, 1870, с. 460.

382Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 года, Тифлис, 1893.

383 Итоги переписи населения городов Грузии от 30 ноября 1922 года, часть I, выпуск 2, Тбилиси, 1923, с. 36.

 

 

   ОСЕТИНСКИЙ  ВОПРОС

  1. Vakhtang Itonishvili – “ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ – В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГРУЗИИ?!” 
  2.  Noe Apkhazava – “КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ШИДА КАРТЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ” (На основе археологических материалов)
  3. Jondo Gvasalia – “ШИДА КАРТЛИ И ОСЕТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА”
  4. Parmen Zakaraia – “К ИСТОРИИ ЗОДЧЕСТВА ШИДА КАРТЛИ”
  5. Giorgi Otkhmezuri – “ЭПИГРАФИКА СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ШИДА KАРТЛИ”
  6. Koba Kharadze – “ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОПОНИМОВ ШИДА КАРТЛИ”
  7. Bakhva Gamkrelidze – “К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ ОСЕТИН В ГРУЗИИ”
  8. Anzor Totadze – “ОСЕТИНЫ НА ГРУЗИНСКОЙ ЗЕМЛЕ”
  9. Vakhtang Itonishvili – “ОСЕТИНШИНА”
  10. Solomon Lekishvili – КОГДА ВОЗНИК ТЕРМИН “ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ“?
  11. Avtandil Menteshashvili – “ОСЕТИНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ В 1918-1920 ГОДАХ”.
  12. Levan Toidze -”ОБРАЗОВАНИЕ ОСЕТИНСКОЙ АВТОНОМИИ В ГРУЗИИ”
  13. Levan Mataradze – “О ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНОСТЯХ ЕГО МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ”.
  14. Solomon Lekishvili – ПРИЛОЖЕНИЕ

2 Responses to “Anzor Totadze”

  1. AFXAZI said

    GAIXARET ROGOR MWIRDEBODA ES MASALEBI RUSULAD…

    Like

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s