Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

Parmen Zakaraia

ПАРМЕН ЗАКАРАЯ

К ИСТОРИИ ЗОДЧЕСТВА ШИДА КАРТЛИ

Античную и средневековую архитектуру Грузии характеризует формирование собственного лица для отдельных регионов на фоне общих признаков. Эта особенность вообще свойственна грузинскому искусству, является характерной его чертой. Однако из всех отраслей искусства наиболее ярко она проявляется в народной песне и архитектуре. Каждый регион поет по-своему: один регион – кахетинские песни, другой – гурийские, третий – рачинские и т. д., а все вместе и по отдельности – грузинские.

Такая же картина и в Шида Картли, которую превратное время нарекло “Южной Осетией”. Эта территория испокон веков была грузинской, и все, что происходило на ней – в политике ли, экономике или искусстве – было грузинского происхождения, грузинским вообще и ничем не отличалось от общегрузинского. Самачабло прежде всего имело общее с Шида Картли, а потом уже с остальной Грузией.

Некоторые осетинские историки утверждают, что осетины издревле живут на этой земле. Если это так, то их культура должна была оставить хоть малый след на этой территории, но его нигде нет: все, что в т. н. “Юго-Осетии” извлечено археологами из недр земли, и все, что искусствоведами замечено на ее поверхности – только грузинское!

Более того, налицо проявлявшееся в разное время с различной силой грузинское политическое или культурное влияние на Северный Кавказ вообще и на Осетию, в частности.

В данной статье мы попытаемся дать краткий обзор основных, достойных внимания памятников, сохранившихся на этой территории. Думается, это будет наглядной иллюстрацией сказанного.

Грузинская культура всегда отличалась высоким уровнем. Так, из созданных на рубеже III-II тысячелетий до н. э. памятников материальной культуры, наряду со многими, выделяется т. н. Майкопская серебряная чаша, хранящаяся ныне в Эрмитаже. Полагают, что она создана в южных отрогах Кавкасиони и какими-то путями оказалась по ту его сторону. Уже в ту эпоху, если не раньше, в этом регионе выделялась страна, лежавшая к югу от Кавказского хребта. Сегодня она известна как Грузия. Все лучшее и выдающееся создавалось именно по эту сторону Кавказского хребта, за всю историю, которую только можно окинуть взглядом, грузины не имели “учителей”, они сами выступали в роли последних.

Из многочисленных памятников, обнаруженных на этой территории, отметим еще один – это т. н. Ахалгорийский клад, найденный в 1900-х годах в Ксанском ущелье и датируемый IV в. до н. э. Предметы, обнаруженные в Ксанском ущелье, украсили бы историю любой страны. Ни один исследователь не усомнился в грузинском их происхождении.

Перенесемся в средние века. Из всех регионов Грузии Шида Картли первой приняла христианство. Здесь же отметим, что одним из первых храмов, возведенных на грузинской земле, является Никозийский храм близ Цхинвали.

Храм неоднократно перестраивался, но тем не менее первоначальный его вид можно представить. Как сообщает летописец Джуаншер, к концу V века царь Вахтанг Горгасал “возвел церковь Никози… и посадил там епископа”. На самой границе страны, в подножье горы он создал религиозный центр, который до конца исполнил возложенную на него миссию – быть “пастырем жителей Кавказа”.

В последующие эпохи Никозийская базилика претерпела большие изменения и дошла до наших дней в виде купольного храма. Стены его хранят местами фрагменты надписей из заглавных букв (“асомтаврули”) грузинского алфавита.

249 “Картлис цховреба”, т. IV, с. 175.

Храм воздвигнут вблизи от одного из древних языческих центров и, находящийся почти на границе со странами Северного Кавказа, он до конца стоял на страже христианства и Грузии.

Признанием этого места явилось строительство тут же, поблизости, на рубеже Х-ХI вв. купольной церкви. Она сравнительно хорошо сохранилась и представляет несомненный интерес. На ее стенах несколько надписей “асомтаврули”. Пространная надпись на северной двери сообщает, что строитель этого храма – епископ Микаэл. Построенный в ту же эпоху двухэтажный дворец никозийских епископов входит в ансамбль этих церквей. Это прекрасный образец строений подобного типа.

В связи с Никози Вахушти Багратиони рассказывает интересную легенду. Красота царицы Тамар, как передает он, была известна далеко за пределами страны. Желавшие взять ее в жены “многие цари восточные и западные сватались к ней и любили ее. Пришли два брата – цари осетинские, прекрасные, доблестные, юные и бесстрашные: что если Тамар пожелает одного из них и посчитает достойным себя; но напрасными оказались их намерения и отправились они обратно. Один из них умер от неосуществленного желания в Никози и похоронили его там же, во дворе церкви”249. Обратите внимание, речь идет о любви осетинских юношей, а не о вражде!

Весьма оригинальные памятники последующей эпохи стоят в этом регионе по обе стороны водораздела Ксани и Рехулы – в Армази и Цирколи. Это две купольные церкви, подобные которым в Грузии не возводились. Армази, согласно надписи, построена в 864 году мамасахлисом Георгием, а Цирколи возведена чуть позже.

250 Р. Меписашвили. Архитектурный памятник 906 г. Эредви, “Картули хеловнеба” (“Грузинское искусство”), № I, 1955, с. 101.

251 “Картлис цховреба”, I, 1955, с. 276.

ВIХ-Х вв. Шида Картли и, в частности, Самачабло переживает пору политического и культурного подъема. Если оставить все прочее, в это время только церквей в регионе возведено более двадцати. Правда, в последующие века бесконечные войны и сильные землетрясения превратили большую их часть в руины, но и то, что дошло до нас, свидетельствует о многом.

Приведем некоторые из них. Начнем со сравнительно хорошо сохранившегося великолепного храма Эредви. Он находится в центре большого села в ущелье Малой Лиахви близ Цхинвали и относится к типу трехцерковной базилики. В этот комплекс входит несколько маленьких церквей и развалины других строений. Пространная надпись, сохранившаяся на красивой декоративной колонне, говорит нам, кто и когда возвел этот комплекс. Приведу небольшую часть из нее, ибо она содержит несколько интересных исторических сведений: “Во времена правления… царя Константина… который обратил в бегство царя Эрети… исполнил заутреннюю в Алаверди, вечером был уже в Бредза… а потом… разгромил Веджинскую крепость”. Из этой же надписи мы узнаем, что Эредвийский храм возведен в 906 году по замыслу никозского архиепископа Стэпане250. Содействовали ему его ближние. В конце надписи говорится: “Я, Теодорэ Таплаисдзе заложил в основание камень”. Здесь можно сделать предположение, что Теодорэ не только заказчик, но и зодчий. В это время, согласно той же надписи, во главе Картли стоит Иванэ Тбели.

Князья Тбели, как выясняется, были довольно сильны, что подтверждается следующим фактом: когда Баграт III вступил на престол, картлийские дворяне во главе с Кавтаром Тбели осмелились оказать ему сопротивление251.

От дворца тбельских князей остались одни развалины. В 20-е годы нашего столетия стоявшая здесь прекрасная церковь, построенная на рубеже Х-Х1 вв., была разрушена цхинвальскими “деятелями”, а камни ее пошли на строительство бани и больницы.

О строительной деятельности князей Тбели свидетельствует также стоящая в тех же окрестностях, в ущелье Пронэ, Додотская Цхракара. Из надписи мы узнаем, что она возведена Иванэ Тбели на рубеже Х-ХI вв. К сожалению, в те же 20-е годы этот памятник сильно пострадал, и от него к настоящему времени остались одни руины.

252 Р. Меписашвили. “Берис сакдари”. “Картулихеловнеба”, № 7, 1971, с.91.

253 Р. Меписашвили, “Берис сакдари,” с. 77.

А что сотворили с “Берис сакдари”?! В 1941 году с нее сняли облицовку из тесаного камня и использовали на строительство безликих сельских зданий. Сегодня на нас смотрят лишь немые развалины былого величия!

“Берис сакдари” находится в окрестностях сел Эредви и Берула252. Она – один из последних образцов трехцерковной базилики, построена в середине X века. Судя по развалинам, церковь была богато украшена орнаментами и рельефами.

Наряду с Эредвийским храмом надо отметить и другой памятник этой эпохи – церковь св. Саба в Хеити. Построенная в первой половине X века, она дошла до нас в виде огромных руин. Разрушенную землетрясением церковь, как видно, потом разграбили местные жители.

Церковь Хеити – весьма оригинальное архитектурное строение. Она по плану крестово-купольная, но общее решение зальной церкви. Еще одна такая церковь известна в Хоби, но та датируется второй половиной XIII века. Сама церковь без купола. Что касается зодчего, то он был поистине талантлив. Церковь внутри и снаружи щедро украшена орнаментом и рельефами.

О том, что Шида Картли VIII-IХ вв. процветающий в экономическом и культурном отношении регион, свидетельствуют памятники Кударо, расположившиеся высоко в горах на переходе от истоков Большой Лиахви к Раче. Сегодня нам кажется поразительным, что небольшое местечко, затерявшееся так высоко в Кавказских горах, было поистине цветущим уголком. В этих, казалось бы, недоступных для человека местах, оказывается, кипела жизнь. Здесь, в Кударо находятся маленькие деревни – Касагина, Кобети, Сохта, Надарбазеви, КваисаДжвари, Цедиси и др., на каждую из которых приходятся руины превосходных памятников253.

Для описания этих памятников не хватило бы и целой книги, поэтому остановимся на некоторых из них. Все эти церкви были предназначены для обслуживания деревень и потому, казалось бы, должны были быть просты. Но в действительности это не так. Этот как бы забытый Богом уголок был носителем большой творческой потенции. Фасады всех церквей были так искусно украшены, словно готовились к выставке. Одно, когда церковь строится в центре страны или вблизи от главных дорог, где она доступна взорам многих и многих. Другое, когда она строится в отдаленном и неприступном месте. Там, казалось бы, ей не требуются особые украшения. Но в прежние века так не думали, экспозиция строения не имела значения для наших предков. Подход к украшению церкви был единым, а месту уделялось сравнительно малое значение.

Церковь Ломиса – еще один значительный памятник этой эпохи. Она расположена на высоком хребте, между Ксани и Арагви. Для жителей этих двух ущелий Ломисская св. Георгия церковь X века – самая большая молельня. Если местные жители клялись образом Ломисского св. Георгия, значит эта клятва была нерушима.

И вот эта святыня горцев-грузин была отдана в 20-е годы XX столетия нашими горе-руководителями Осетии. Возможна ли большая аполитичность?!

Следующий этап заметного расцвета Шида Картли и, в частности, Самачабло – ХII-ХIII века. В этот период времени возведены такие великолепные храмы, как Тигва, Икорта, Канчаэтский Кабени, Хопа, Тири и др. Это такие шедевры искусства, что о каждом из них надо сказать несколько слов.

254 Л. Рчеулишвили. Тигва. Тб., 1960.

255 П. Закарая. Грузинское зодчество, 1991, с. 40.

Стоящий в центре села Тигва большой купольный собор построен для дочери Давида Строителя, бывшей царицы Ширвана Тамар в 1152 году, которая, разочаровавшись в “земной жизни”, постриглась здесь в монахини254.

То, что Тамар решила отойти от земной жизны, видно уже по ее заказу. Такого типа центрально-купольные храмы строились по всей Грузии в течение восьми веков, начиная с XI века и, за исключением Тигвского, богато украшены и рельефом, и орнаментом. Разочарованная в жизни Тамар, как видно, не пожелала больших декоративных украшений и велела зодчему построить храм почти с голыми стенами.

С совершенно иным настроем возведен подобного же типа Икортский храм255. Здесь все торжественно. Единые арки фасада, орнамент, куда вплетены около ста мотивов, каждый из которых получил звучание – все это носит эпохальный характер, ибо явно соответствует тому настроению, которое владело каждым грузином в преддверии 1172 года.

256 “Картули хеловнеба”, Тб., 1942, кн. I, с. I.

257 П. Закарая. Хопский монастырский комплекс. “Мацнэ”, 1992, № 4, с. 106.

Следует отметить и тот факт, что Икорта в последние века превратилась в место погребения ксанских эриставов. Именно там погребены преданные Грузии сыны Элизбар и Шалва Эристави и Бидзина Чолокашвили. Главари Кахетинского восстания 1659 года, они погибли мученической смертью в Иране, и только после довольно продолжительного времени их останки тайком перевезли в Грузию и похоронили в Икортском храме.

Большая трагедия разыгралась в 1991 году во время сильного землетрясения. На длинном отрезке южного склона Кавкасиони, начинающимся приблизительно с Арагви и тянущимся вплоть до имеретинских гор, часть памятников вообще исчезла с лица земли, другая же пострадала в различной степени. В их числе и Икорта. Особенно пострадала верхняя часть, которая полностью разрушена. В настоящее время идут восстановительные работы в Икорта и других местах.

На правой стороне Ксанского ущелья в окрестностях села Канчаэти лежат развалины большой Кабенской церкви256. Внимательному глазу сразу видно, что первоначальный план постройки и общая композиция церкви изменены. Первоначально здесь в начале IX века был возведен купольный храм небольших размеров. В X веке к нему с трех сторон сделали пристройки. В начале XIII века храм значительно расширили. Надо сказать, что Кабени был знаменитым монастырем, одним из культурных центров Грузии. Одна рукопись псалмов – “Жамгулани” – чего стоит!

В том же Ксанском ущелье, но уже на левой его стороне в нескольких километрах от села Мосабруни находятся руины Хопского монастыря. Он основан в первой четверти XIII века в период расцвета страны. Именно в это время построены большая зальная церковь, трапезная и подсобные помещения257. Все это было окружено крепостной стеной. К концу того же столетия к ней был пристроен портик. Орнамент, украшающий фасад церкви, несомненно выполнен рукой большого мастера.

258 Н. Андгуладзе. Архитектурный ансамбль Тирского монастыря. Тб., 1976.

Время оставило на церкви свой след. Несколько лет назад она была восстановлена. Сегодня утопающее в зелени узкое ущелье словно озаряют строения некогда знаменитого монастыря.

В конце XIII века в этом регионе продолжалось строительство монастырей. Блестящее подтверждение тому – монастырь Тири258. В этот большой ансамбль, кроме церкви и ее пристроек, входят колокольня, кельи и остатки различных строений. Ансамбль интересен также надписями исторического значения. В часовне, пристроенной к церкви с южной стороны, на рубеже ХIV-ХV вв., найдена надпись, в которой упоминается “моларетухуцеси” (главный казначей) Хела Тавхелидзе и Махаташвили Бевроз.

С конца XIV века появляются следы заботы о монастыре владетелей этого региона Мачабели. В надписи на колокольне упоминаются несколько имен из этого рода. Фамилия Мачабели встречается и позднее в надписях этого памятника.

Грузинский народ в борьбе должен был отстаивать право жить и молиться в собственных храмах. Как малочисленному народу, ему постоянно приходилось защищаться, отражать набеги врага. А для этого необходимо было строительство оборонных сооружений, которые грузины испокон веков возводили на своей земле.

Владетели страны и, в частности, Самачабло перекрывали дороги, идущие вдоль ущелий по северному склону Кавказского хребта из Осетии, заградительными стенами. Перекрывающие ущелья дороги охранялись со стоявших тут же башен. Заградительные стены, проходившие через Хилака и другие места, выполнили свою историческую роль. Когда единство страны слабело, ослабевала и защита ее границ, и враги с севера часто пересекали их. Именно ослабление этой защитной линии и вызвало нашествие осетин на этот регион в последние века.

Грузинам, как мы уже отметили, постоянно приходилось заботиться об обороне. Этим они резко отличались от больших, экспансивно настроенных государств. Грузины только и думали об укреплении своих границ, с формированием грузинской государственности забота об укреплении страны никогда не оставляла грузинских царей. Это в равной степени относилось и к региону Грузии Шида Картли, и к ее части – Самачабло.

Начиная с V века, если не заглядывать еще глубже, на территории Самачабло идет постоянное строительство крепостей и башен.

Несколько слов об оборонной системе страны, которая была характерной для средневековой Грузии. Крепости возводились в стратегических местах, будь то пограничная линия или перекрестки внутри страны. Поскольку крепости располагались на большом расстоянии друг от друга, для быстрой мобилизации требовались связующие объекты. Таковыми являлись одиноко возвышавшиеся башни. В случае неожиданного нападения врага, необходимо было быстро известить об этом центр, чтобы во время была произведена мобилизация. Для этого использовали следующую систему сигнализации: на террасе самой высокой башни, стоявшей на углу крепости, разжигали костер. Увидев пламя его, то же повторяла следующая башня, и так по цепочке известие доходило до центра. Быстрая мобилизация была почти залогом победы над врагом.

Что касается средств сигнализации, надо сказать, они не всегда были одинаковы. В течение тысячелетий единственным средством был костер, но с XVI века, когда появилось огнестрельное оружие, к пламени прибавились ружейные и пушечные выстрелы.

На территории Самачабло – десятки крепостей и отдельно стоящих башен. Мною рассмотрены они в двух монографиях и отдельных статьях, в данной же работе я коснусь лишь нескольких.

Сразу оговорюсь, все эти крепости, к какому бы отрезку средневековья они не принадлежали, едины. На территории Шида Картли (правый и левый берег Куры) заметен одинаковый подход к ним, однородность стиля, исходя из эпох. Единство Шида Картли – это единство всей Грузии. Естественно, каждая эпоха и регион вносили свои нюансы, но в то же время все эти сооружения – общегрузинские, по всем параметрам отличающиеся от крепостей Осетии и других стран, находящихся на северной стороне Кавказского хребта.

Самые древние из крепостей этого региона, как видно, крепость Уканубани, стоящая в ущелье Цхрадзма в верхнем течении Ксанского ущелья, и крепость Карчохи в ущелье того же названия. Они датируются V-VI вв. Уканубани, которая сохранилась гораздо лучше, состоит из башни, церкви, ограды. Хорошо сохранившаяся башня – большое шестиэтажное строение. Она относится к башням с круглой спиной, распространенным только на территории Шида Картли. Обычно они стояли на горных склонах, обратясь плоской стороной к реке, а противоположной – к хребту. На ровной поверхности стены на каждом этаже только по одному окну. Оборонялись, как видно, с последнего этажа или боевой террасы. Последняя из подобного типа башен, построенная в XVII веке, стоит в Млета. Как и полагается для этой эпохи, этажи ее снабжены бойницами.

Лучшим образцом крепостей среднефеодальной эпохи является Кехви. Она расположена на правом берегу Большой Лиахви на довольно высокой горе. Отсюда ущелье как на ладони. Крепость, видоизменяясь, просуществовала приблизительно с X по XVIII вв. Лучше всего сохранился верхний участок крепости, а от восточного крыла нижней крепости остался лишь незначительный след. В верхней части крепости по оба конца ее стоят башни, из них западная – большая и сложной планировки, вторая же – небольшая и более поздней постройки. Нижняя часть первой башни древняя, лишенная боевых элементов, вторая, как и верхняя линия крепостной стены, снабжена бойницами.

Первоначальная резиденция ксанских Эристави находилась в Квенипневи, расположенной высоко в горах, в верховьях реки Ксани, на ее правом берегу. Затем они перенесли свою резиденцию в Даргвиси, место, где сливаются две ветви реки. Здесь и по сей день стоят руины большой крепости, дворец Эристави и купольная церковь. Крепостная стена и башни на ней свидетельствуют о высоком уровне фортифкации. А храм типа центрально-купольных церквей – по времени один из последних.

С осложнением политической ситуации с конца XVI века возникла необходимость, чтобы феодал, который в то же время являлся и главнокомандующим в своих владениях, находился ближе к народу, как бы в самой гуще его, а не где-то далеко, в неприступном месте. Поэтому резиденции феодалов стали переносить в более удобные низменные места. Так же

259 “Картлис цховреба”, II, Тб., 1959, с. 337.

поступили и ксанские Эристави. Из Ларгвиси они перенесли свою резиденцию вниз по реке в Ахалгори. Здесь река разливается.

В Ахалгори в радиусе приблизительно полкилометра сохранились три ансамбля. Один из них, самый большой и наиболее впечатляющий, стоит на юго-востоке, близ горы. Второй, чуть поменьше, находится приблизительно в двухстах метрах к северу от первого. Третий же, самый маленький, находится выше всех, в глубине ущелья. Первый, по-видимому, предназначался для Эристави. За крепостной стеной с башнями располагается двухэтажный дворец, который в середине прошлого века переделали в двухэтажный в стиле ампир. Тут же поблизости стояла довольно большая баня, построенная по системе, характерной для ХVI-ХVII вв.

Из множества башен, стоящих на земле Самачабло, скажем о некоторых из них.

В истоках р. Пронэ, на берегу ее притока Корниси лежит большая деревня Корниси, рельеф территории весьма сложен. Здесь имеется один замок и девять башен, построенны в XVII веке. Как видно, властитель края по возможности отвечал за его безопасность и противостоял нападениям врага.

Все башни пирамидальные. Этажность их колеблется о четырех до семи; выше первого этажа все они снабжены одинарными или двойными бойницами. О боях в Корниси и близлежащих пещерах, которые велись в последние века, сообщают несколько летописцев.

Второй образец – цилиндрическая башня. Из трех башен с. Кемерти мы коснемся той, что возведена в середине XVII века. Она пятиэтажная и использовалась как для обороны так и под жилье. Для того, чтобы она была надежно защищена, вход в нее был на третьем этаже, до которого можно было добраться только по приставной лестнице.

И еще об одной цилиндрической башне хотелось бы сказать. Она стоит в селе Хеити и входит в комплекс знаменитого монастыря св. Савы. Башня в первую очередь предназначалась для жилья, но в то же время, согласно эпохе, была снабжена всеми оборонными элементами. На первом этаже был даже источник. Там же – квеври в большом количестве, как и полагается, закопанные в землю. Их могли использовать и для воды, и для вина. Просторный второй этаж предназначался под жилье. Третий этаж – терраса, снабжена оборонными элементами. Башня, судя по всему, построена в первой половине XVIII в.

В народе сохранилось интересное предание, связанное с ней. Когда царь Вахтанг VI в 1724 году со своей свитой отправлялся в Россию, последнюю ночь в Грузии он, оказывается, провел на этой башне.

Под конец коснемся резиденции феодалов Мачабели. На страницах летописей “Ачабетис хеви” впервые упоминается в VII веке. Сведения последующего периода не сохранились, но, как видно, князья Мачабели активно вмешиваются в дела страны уже с XIV века. В боях с Тамерланом весьма отличился Халелампрэ Мачабели. Своего сына Архапоса он “поставил во главе войска… и напали они на войско Тамерлана и они понесли большие потери. Архапос Мачабели был бесстрашен в бою, и никто не смел встать на его пути: куда бы он ни направлялся, все разбегались, как стая гусей перед ястребом…”259

260 Б. Гвасалиа. Очерки исторической географии Восточной Грузии. Тб., 1983, с. 107-114.

Политико-административным центром рассматриваемого региона – Самачабло – был Ачабети. Историк Вахушти Багратиони пишет: “К Тамарашени сверху примыкает Тирский Монастрисхеви. Здесь в основании горы стоит Ачабети, дворец и крепость царские”.

Самачабло включало в себя довольно большую территорию. В него входили ущелья обеих Лиахви, Цхинвальское ущелье до Роки, западная часть Квирилы и истоки Двани260 и т. д.

В Ачабети до сих пор сохранились следы большой крепости, церкви и других строений. Несмотря на то, что в последнее время руины прошлого безжалостно уничтожаются, они все еще хранят былое величие.

261 Вахушти Багратиони. География, с. 76.

262 Гюльденштедт. Путешествие по Грузии, Тб., 1962, с. 99.

263 Т. Жордания. Хроники, II. с. 197.

Фамильная усыпальница Мачабели находилась в Тирском монастыре, в километрах трех от Ачабети. Церковь Тирского монастыря была построена в конце XIII века и является прекрасным образцом грузинского зодчества этой эпохи.

Несколько слов надо сказать и о Цхинвали. Он расположен в среднем течении Большой Лиахви. Вахушти Багратиони писал о Цхинвали: “На берегу Большой Лиахви есть маленький городок Кцхинвали… живут в нем грузины, армяне и евреи. Вокруг сады и виноградники, плодами богатые”261. В этой короткой справке Вахушти говорит о многом. Во-первых, о щедрости природы, что явилось одним из условий возникновения здесь города, во-вторых, сообщает этнический состав его населения – грузины, армяне и евреи, что типично для городов Восточной Грузии позднего средневековья. Наряду с грузинами торговлей занимались армяне и евреи. И еще одна интересная деталь: в первой половине XVIII века в Цхинвали не было ни одного осетина. То же самое говорит и Гюльденштедт в 70-х годах того же века262.

Вопрос о происхождении города, как таковой, не решен, но о том, что здесь в III-II тысячелетиях до н. э. уже жили люди, наглядно свидетельствуют археологические раскопки. Что же касается упоминания самого Цхинвали, то в исторических источниках он появляется лишь с XIV века263.

Цхинвали, как и другие средневековые города, был обнесен крепостной стеной с башнями. До нас дошли лишь незначительные ее фрагменты. Что касается церквей, то они в городе строились по кварталам. Эти маленькие церкви с незначительными изменениями сохранились до наших дней.

В старых кварталах города еще до недавнего времени стояли жилые дома, построенные в прошлом веке, с характерными для Картли начала XIX века аркадой в стиле ампир на первом этаже и ажурными балконами на втором.

Как явствует из всей статьи, все, извлеченное из недр земли археологами в т. н. Южной Осетии, этом регионе Шида Картли, и все памятники, стоящие на этой земле, – принадлежат всей Грузии. Это говорит о том, что здесь испокон веков жили грузины и, если кто-либо создавал или строил, то это опять-таки были грузины. Представители осетинской национальности только разрушали и разоряли страну.

Advertisements

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s