Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

Roland Topchishvili-VI

♥ სამაჩაბლო – Samachablo

Роланд Топчишвили – Грузино-осетинские этноисторические очерки

topchishvili

 

Роланд Топчишвили

 К этнической истории Центрального Кавказа

Кавказ отличается этнической и языковой пестротой. Так было на всех отрезках истории. Но языково-этнический состав Кавказа не был постоянным. Он часто менялся как на равнине, так и в предгорьях и горных областях. Демографические процессы, происходящие в мире, влияли и на Кавказ. Рядом с местным кавказским населением здесь проживали и проживают пришлые этнические общности. Немало коренных этносов Кавказа до нас не дошли. Часть из них была ассимилирована пришлыми туркоязычными и ираноязычными этническими элементами, а часть слилась между собой.

В данном случае в сфере нашего внимания находится Центральный Кавказ и некогда проживающие здесь двалы, прекратившие свое существование и ассимилированные ираноязычными мигрантами – осетинами (Гамрекели, 1961; Топчишвили, 1997; Гамкрелидзе, 1998).

Двалы, как и остальные грузинские горцы, на протяжении веков принимали активное участие в создании общегрузинской культуры. Со дня образования грузинской государственности Двалети всегда являлся составной частью Грузии. В грузинской науке никогда не возникал вопрос о принадлежности двалов к негрузинскому этническому миру. Но ученые – негрузины, имеется в виду осетины, их относят к осетинскому этническому элементу, преследуя цель, как можно дольше отодвинуть в прошлое свое присутствие на Кавказе и, конечно, в Грузии. Дело дошло до того, что осетинский этнограф Б. Калоев этот исторический край горной Грузии вместе со смежными грузинскими землями, окрестил Центральной Осетией. Этнической принад-лежности двалов свои исследования посвятили грузинские ученые: Д. Гвритишвили, В. Гамрекели, Р. Топчишвили, В.В. Итонишвили, Б. Гамкрелидзе. Не будем повторять здесь мнения и аргументы вышеуказанных авторов, заинтересо-ванный читатель может ознакомиться с ними в соответ-ствующих работах. Из осетинских авторов только В. Абаев и Г. Тогошвили не признавали двалов осетинами. По нашему мнению, двалы были одним из грузинских племен, говорящих на ныне не существующем картвельском языке, который находился между занским и сванским языками, ближе к занскому. Думаем, не все источники и документы, подтверждающие грузинское происхождение двалов, выявлены. На сегодняшний день обнаруженный нами в последнее время исторический источник (приписка того же времени на евангелии XV века) со всей ясностью подтвердил, что Двалети этнически, культурно-исторически являлся грузинской областью; двалы были включены в общегрузинскую культурную, политическую и церковно-духовную жизнь; что двалы носили такие же грузинские имена и фамилии, как и другие жители горной части Восточной Грузии (Топчишвили, 1999).

В последнее время наше внимание привлекли памятники материальной культуры, распространенные на Северном Кавказе, тесно связанные с духовной культурой. Это надземные погребальные сооружения – склепы. Кроме надземных склепов встречаются также полунадземные и подземные склепы. Надземные склепы были распростра-нены в Чечне, Ингушетии, Осетии, Балкарии и Карачае. Таким образом, надземные погребальные сооружения принадлежат представителям трех этнолингвистических общностей коренному кавказоязычному населению – чеченцам и ингушам, ираноязычным осетинам и туркоязычным карачаевцам и балкарам. Эти памятники материальной культуры, разумеется, в свое время, принадлежали одной из этих этнолингвистических общностей, а затем распространились и среди других народов.

Следует подчеркнуть, что ареал распространения надземных склепов ограничивается лишь горной частью Северного Кавказа. На равнине и в предгорьях такие склепы не встречаются. Они и не могли быть характерными для равнины, так как в природно-географических условиях гор, помещенное в склеп тело мумифицируется. В равнинных условиях мумифицирование исключалось. Надо отметить, что ученые различают три типа надземных погребальных сооружений: а) удлиненное строение с двухскатным перекрытием; б) четырехугольная постройка с пира-мидальной крышей и в) круглое здание с конусообразным перекрытием. Надземные склепы первых двух типов были перекрыты сланцем. К тому же удлиненные двухскатные склепы своей конструкцией напоминают христианские молельни раннефеодальной эпохи, четырехугольные же, покрытые сланцем склепы, – усеченные боевые башни, распространены в Чечне и Ингушетии. Все эти склепы имеют по два или три лаза, через которые заносили внутрь покойника. Внутри склепов были устроены дощатые или каменные нары, на которые клали покойника (Кокиев, 1928; Мизиев, 1970; Марковин, 1978).

Надземные склепы на Северном Кавказе, в основном были фамильными. Среди чеченцев и ингушей неимение склепа считалось признаком безродности. Когда выдавали дочь замуж или женили сына, родители в первую очередь выясняли, имела ли семья будущих родственников фамильный склеп, если такого не имелось, свадьба расстраивалась. В Ингушетии бытовало такое присловье: «Человеку при жизни необходима башня, а после смерти – склеп». Вайнахи надземный склеп называют местным термином – «каш», что в переводе означает – «солнечную могилу».

Мы не станем перечислять существующие в научной литературе мнения о причинах возникновения надземных склепов, отметим лишь то, что обычай захоронения в склепе противоречит христианским нормам и, естественно, христианская церковь боролась с ним. Часть ученых склепы считает местным, кавказским явлением, другие – возникновение склепов связывают с ираноязычными осети-нами, что, следует отметить, не выдерживает никакой

критики. Некоторые исследователи подчеркивают, что надземные и полунадземные склепы возникли до эпохи строительства христианских храмов и жилых башен. Сооружение склепов на Кавказе В. Марковин и Е. Алексеева относят к доаланскому периоду. В научной литературе отмечено, что склепы домонгольского периода имеют схожие конструкции и типологически одинаковы, что указывает на то, что на территории распространения упомянутых памятников материальной культуры первона-чально проживали представители одной этнической общности или родственных этносов.

Русский автор Л. Нечаева этот обычай захоронения и погребальные сооружения относит к аланам. Кавказские катакомбные гробницы и надземные погребальные сооружения она считает показателем этничности аланов. По мнению Л. Нечаевой захоронения в катакомбах и склепах домонгольского периода совпадают с территорией расселения аланов и, по мнению автора, подтверждают существование многочисленного населения и этническую однородность собственно аланов, обитающих в Алании в домонгольский период (Нечаева, 1972, стр. 288). По мнению того же автора, прекращение традиции склепового захоронения на территории Балкарии позднее в VIII-IX вв. и в Карачае в XII-XIII веках было вызвано изгнанием аланов кочевниками (болгарами, половцами, монголами). Итак, вышеуказанный автор распространенные на Северном Кавказе склепы объявляет принадлежностью осетинского этноса, которые, якобы, широко были расселены в горах Северного Кавказа.

Воззрение Л. Нечаевой является полным нонсенсом. Известно, что предки осетин до поселения в горах Северного Кавказа прошли долгий и сложный путь миграции. Мигрировав из Средней Азии, они вели кочевой образ жизни сначала на обширной территории между Волгой и Азовским морем, затем лишь в 70-ых годах IV в. н.э. спустились на равнину и предгорья Северного Кавказа: «… немногочисленность комплексов V в. говорить за то, что гунны не столько отогнали в горы алан, сколько увлекли их за собой в своем движении на запад, а в горы ушло местное кавказское население» (Евразийское… 1981, стр. 85). Осетины в горы ушли только после нашествия монголов (Топчишвили, 1997). Несколько раньше, в IX-X вв. н.э. предки осетин расселились на территории нынешнего Карачая и Балкарии, захватив земли местных кавказцев.

Возникает вопрос: как могли принадлежать вышеуказанные памятники материальной культуры (катакомбы и склепы) аланам-осетинам? Они же были «степняками» и до V в. н.э. не вели оседлый образ жизни. Катакомбы и склепы являются принадлежностью местного кавказского этнического сообщества. Возведение надземных и полунадземных погребальных сооружении чеченцы и ингуши переняли от пришлых ираноязычных осетин? Но как, ведь склепы являются характерными для гор памятниками материальной культуры?

Вышеприведенные воззрения Л. Нечаевой справед-ливо отверг В. Марковин, который отмечал, что склеповые сооружения продиктованы не только идеями, но и строительным мастерством горцев. Тот же автор подчерки-вает, что ни в коем случае нельзя взаимосвязывать катакомбы и склепы; склеп не может быть результатом развития катакомб, так как катакомбы были вырыты в грунте (Марковин, 1978, стр. 123-124). «Аланские катакомбы, очевидно, не имеют отношения к происхождению склепов. Склеповые постройки возникли на Северном Кавказе задолго до появления алан, а к моменту их расселения уже прошли длительный путь развития – от примитивных сооружений до гробниц, снабженных лазом и полками». Другой автор подчеркивает: «Можно только сказать, что рассматривать предкавказские катакомбные могильники ираноязычных сармат-алан у нас нет оснований» (Абрамова, 1987, стр. 177).

Следует учитывать и то обстоятельство, что осетинские предания строительство надземных склепов приписывают другому народу, проживающему здесь до их прихода (Кокиев, 1928, стр. 10, 34). Правда, осетины склепы (подземные и полунадземные) строили и сами, но известно, что в старину строительством склепов славились ингуши и их, как искусных мастеров приглашали для построек склепов и боевых башен (Кокиев, 1928, стр. 41). По осетинским преданиям, по всем ущельям горной Осетии, до их прихода, проживал неизвестный им народ, который вымер в основном в результате эпидемии. В Дигорском селе Галиати после гибели местного населения сначала поселились двалы, которых постигла та же участь, а затем обосновались здесь осетины (Кокиев, 1928, стр. 43). Здесь следует обратить внимание и на то, что в осетинских преданиях двалы не были признаны осетинами, двалы и осетины противопоставлялись друг другу. О надземных склепах Куртатского ущелья в научной литературе отмечается, что «Эти два типа надземных склепов, как видели выше, встречаются по всей нагорной Осетии, но, несмотря на это, на них нигде не претендуют осетины, и они являются забытыми». В научной литературе отмечают также, что «Многообразные памятники горного Кавказа – каменные ящики, склепы, грунтовые ямы, скальные захоронения – отнесены в «горно-кавказский вариант» этой же аланской культуры, хотя они ничего общего с культурой алан не имеют» (Мизиев, 1986, стр. 147).

Примечательно, что в нагорной Осетии, по осетинским преданиям, некоторые надземные склепы принадлежали ногайцам, которые, когда-то проживали здесь вместе с осетинами. Антропологический тип, сохранившаяся одежда многих погребенных здесь тел, утварь, находившаяся в склепах, указывает на их этническую принадлежность к ногайцам. Предания о проживании ногайцев рядом с осетинами в Курталинском, Тагаурском и Дигорском ущельях были зафиксированы в 20-ых годах XX столетия (Кокиев, 1928, стр. 46, 50-56). Примечательно, что ногайцы до переселения в горную Осетию, проживали на равнине нынешней Осетии, а в горы перебрались после падения Золотой Орды (XV в.). В научной литературе отмечается, что с равнины в горы ногайцы мигрировали вместе с осетинами на рубеже XIV-XV вв. (Кокиев, 1928, стр. 54). Поселившиеся в горах осетины (вместе с ногайцами), карачаевцы и балкары ввели в собственный обиход культуру склепового захоронения, так как «Культура склеповых сооружений – это не степная, а специфическая горная культура…» (Кокиев, 1928, стр. 56).

Таким образом, северокавказские надземные (и полунадземные) склеповые сооружения принадлежали местным кавказцам. Пришедшие кавказские, ирано и тюркоязычные этнические единицы их освоили, когда начали хоронить в них своих покойников.

Вернемся к двалам и Двалети. Как отмечается в научной литературе «Обращает внимание полное отсутствие склепов по всей Центральной Осетии в Нарской котловине, Мамисонском, Зругском, Туртикомском, Джинатском и Труссовском ущельях» (Калоев, 1984, стр. 95; Калоев, 1999, стр. 206). Территориальные единицы, ущелья, перечис-ленные осетинским ученым – это историческая Двалети. Двалети осетины сегодня именуют Центральной Осетией, спрашивается: если в Двалети издревле проживали осетины, если Двалети была Осетией, если двалы являлись осетинами, почему здесь нет надземных могильников (склепов) также, как на остальной территории Осетии? Ответ однозначен: двалы не являлись осетинами и поэтому не были знакомы с означенными памятниками материальной культуры. Сказанное указывает и на то, что осетины на территории Двалети поселились достаточно поздно (как нами установлено, в основном, в XVI веке). Здесь они не находили склепов, чтобы могли освоить, использовать их, в отличие от четырех осетинских ущелий Северного Кавказа, где их ожидали готовые склепы и они ввели их в собственный обиход. Если бы осетины сами являлись творцами-строителями склепов, их не затруднило бы, мигрировав в Двалети, соорудить и там надземные могильники. Двалы являлись грузинскими горцами (одним из грузинских племен), в среду которых глубоко проникло христианство и по обычаю всех грузин-христиан, они также хоронили своих покойников в земле.

Отсутствие в Двалети надземных склепов дает нам возможность сделать еще одно важное заключение. По одному из научных мнений, двалы являлись вайнахами, затем (в VII в.) огрузинившимися (Гамрекели, 1961). Здесь не будем останавливаться на том, что автор этого соображения, отвергнув его, двалов признал занами. Отсутствие в Двалети склепов, полностью исключает принадлежность двалов к вайнахам. Как отмечалось выше, склепы были распространены в Чечне и Ингушетии, а сами чеченцы и ингуши считались искусными строителями и строили склепы не только на родине, но и в соседней Осетии. Не вызывает сомнения, что если бы двалы принадлежали к вайнахам, то культура склеповых соору-жений распространена была бы и у них.

Некоторые ученые отсутствие на территории Двалети склепов объясняет тем, что местное население до XVIII в. постоянно переселялось на южные склоны Кавказского хребта, в Грузию, а позднее, с конца XVIII в. на равнину Северной Осетии (Калоев, 1984, стр. 95). Эта точка зрения, разумеется, не выдерживает никакой критики. Естественно, двалы, как и любые другие грузинские горцы, мигрировали в другие части горной и равнинной Грузии, но местное население двалов проживало здесь постоянно до конца XVI века и традиционные бытовые реалии не прекращали существование. Одно совершенно ясно: осетины, мигриро-вавшие из горной Осетии, в Двалети не смогли внедрить культуру склепового захоронения, так как она не являлась их творением. Они просто стали пользоваться оставшимся от проживавшего здесь раньше населения надземными склеповыми сооружениями. Из литературы известно, что осетины строили лишь полунадземные склепы, а для сооружения надземных склепов приглашали ингушей. Справедливости ради следует отметить, что в Двалети, в одном из сел Захского ущелья засвидетельствованы подземные и полунадземные склепы, сооруженные поселив-шимися здесь позднее (в XVII-XVIII вв.) осетинами.

Таким образом, распространенные на Северном Кавказе надземные склепы дают возможность прийти к серьезным выводам:

1. Надземные склепы в нагорной Осетии не являлись результатом созидания осетин. Склепы сооружались местным кавказским населением, в основном вайнахами и родственными ими племенами. Заселившие кавказские ущелья позже в XIII в. «степняки» – осетины освоили уже существующие, оставшиеся от проживающих до них кавказских племен, склепы. Пришлая ираноязычная этническая общность ввела в свой обиход, данные элемент традиционной культуры, ассимилировав оставшееся на месте кавказское население.

2. Совершенно очевидно, что Двалети не было изначально заселено осетинами, а двалы не являлись осетинами. Двалы не были знакомы с вышеуказанным элементом культуры, позже (с XVI в.), мигрировавшие в Двалети осетины своих покойников стали хоронить по местной традиций – в земле. Если бы двалы принадлежали к осетинскому этносу, то здесь, также были бы распространены склепы.

3. Отсутствие в Двалети склепов, исключает также принадлежность двалов к вайнахам, так как, как отмечалось выше, для чеченцев и ингушей надземные могильники-склепы были характерны издревле и являлись частью их традиционной культуры. Вайнахи считались искусными строителями склеповых сооружений.

4. Все вышесказанное подтверждает и укрепляет наше мнение о том, что двалы были одним из грузинских племен и этнически и культурно-исторически составляли неотъемлемую часть грузинской нации.

 

Использованная литература, источники и примечания

 1. Абрамова Т.П., Подкумский могильник, М., 1987.

 2. Гамрекели В.Н., Двалы и Двалетия в I-XV вв. н.э., Тб., 1961.

 3. Гамкрелидзе Б., Из этнической истории Центрального Кавказа (к вопросу о соотношении этнонимов «оси» и «двали»), «Саисторио дзиебани», I, Тб., 1998 (на груз. яз.)

 4. Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья, М., 1981.

 5. Топчишвили Р., Вопросы переселения осетин в Грузию и этноистории Шида Картли, Тб., 1997 (на груз. яз.).

 6. Топчишвили Р., Еще раз об этнической принадлежности двалов, – «Анналы», №2, 1999 (на груз. яз.).

 7. Калоев Б.А., Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII-начале XIX в., – Кавказский этнографический сборник, VIII, М., 1984.

 8. Калоев Б.А., Осетинские историко-этнгографические этюды, М., 1999.

 9. Кокиев Г.А., Склеповые сооружения горной Осетии (историко- этнографический очерк), Владикавказ, 1928.

 10. Марковин В.И., О возникновении склеповых построек на Северном Кавказе, – Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы, М., 1978.

 11. Мизиев И.М., Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая (XIII-XVIII вв.), Нальчик, 1970.

 12. Мизиев И.М., Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа, Нальчик, 1986.

 13. Нечаева Л.Г., Осетинские погребальные склепы и этногенез осетин, – Этническая история народов Азии, М., 1972.

 14. Шиллинг Е., Ингуши и чеченцы – Религиозные верования народов СССР (сборник этнографических материалов), т. II, М., 1931.

        

***

Об осетинской мифологеме истории

О книге В. Шнирельмана

2 Responses to “Roland Topchishvili-VI”

  1. hkgcfknf said

    клёво

    Like

  2. Tamica Denby said

    Comfortabl y, the article is really the best on that deserving topic. I fit in with your conclusions and also definitely will thirstily look forward to your next updates. Simply just saying thanks can not simply just be enough, for the incredible clarity in your writing. I will at once grab your rss feed to stay abreast of any updates. Fabulous work and also much success in your business enterprize!

    Like

დატოვე კომენტარი