Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

● Колхида и Иберия

Колхида и Иберия

 

 

i2   i1

***

Восточная Грузия, VI — III вв до н.э.

 

Объединение восточно-грузинских племен и Персидская держава

Ахеменидская Персия в VI в. до н. э., наряду с другими племенами, подчинила себе южное объединение грузинских племен — сасперов. Включенные в состав Персидской державы, сасперы несли на себе все тяготы порабощения — платили дань, производили «царские работы», выставляли при надобности воинов. Нет сомнения, что в их области стояли персидские войска и распоряжались там персидские чиновники.

Достоверно не установлено, как далеко распространялось на север господство персов, однако известно, что население северной части Восточной Грузии, так же, как и население одной части Западной Грузии (Колхидское царство), сохранило свою независимость от Персии. В этой части Восточной Грузии был расположен город Мцхета, который впоследствии сделался столицей восточногрузинского государства. Греческий писатель Плутарх говорит, что «иберы не покорялись ни мидянам, ни персам» («иберами» иностранцы называли население современной Восточной Грузии).

Персидская держава, в состав которой входило южное объединение восточногрузинских племен, просуществовала свыше двух столетий — с середины VI в. до 30-х годов IV в. до н. э., когда она была разгромлена греко-македонской армией, вторгшейся в Азию во главе с Александром Македонским.

Государство Ахеменидов являлось мировой державой. В него входили Иран, Месопотамия, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет и др. Существование такой обширной империи способствовало развитию торгового обмена в странах, входивших в ее состав. Центральная власть внесла упорядочение и в дело чеканки монет. Производилась чеканка золотых, серебряных и медных монет, получивших широкое хождение на всей территории империи. Все это ускорило процесс общественного развития среди тех восточногрузинских (картских) племен, которые входили в состав Персидской державы или являлись ее соседями.

Развитие имущественной и социальной дифференциации

Развитие производительных сил, дальнейшее общественное разделение труда и рост торгового обмена привели к углублению имущественного и социального неравенства среди населения, обитавшего на территории Восточной Грузии.

В Восточной Грузии шел процесс разложения первобытнообщинного строя. Археологические раскопки отчетливо выявляют различие между бедными и богатыми погребениями, свидетельствуют о том, что в руках местной знати, выдвинувшейся из рядовых членов общества, сосредоточивалось значительное движимое и недвижимое имущество. В Ксанском ущелье, например, возле сел. Садзегури (Ленингорский район), обнаружено много ценных предметов, которые, по-видимому, представляли инвентарь из погребения знатной женщины. В погребении найдено много ювелирных изделий и украшений высокохудожественной работы (золотые браслеты, ожерелья, кольца, золотые подвески головного убора, серьги и др.), посуда, часть конской сбруи, сердоликовые, из горного хрусталя, агатовые и янтарные бусы. По соседству с богатыми погребениями археологи нашли погребения людей малоимущих, которые почти никаких вещей не содержали.

i4

Части женского головного украшения, Садзегури, ок. IV в. до. н.э. Золото.

Погребения, подобные Садзегурскому, относящиеся к той же эпохе, обнаружены и в других местах Восточной Грузии, например, в сел. Казбеги и возле сел. Цинцкаро (Тетрицкаройский район).

На территории Восточной Грузии и по соседству с ней существовало несколько крупных племенных объединений, которые вели борьбу, как с иноземными захватчиками, так и между собой. В результате военных столкновений победителям, в виде добычи, помимо другого имущества, доставались пленные, которых наиболее влиятельные, богатые члены общества превращали в рабов.

Образование Картлийского (Иберийского) царства

В IV в. до н. э., после того как жившие здесь племена освободились от персидского господства, на территории Картли возникло крупное политическое объединение грузинских племен, власть которого распространялась на значительную часть современной Восточной Грузии. Постепенно в этом крае все больше возрастает роль мцхетского района. В Мцхета скрещивались дороги из Западной Грузии, Месхети, Армении, Азербайджана и Северного Кавказа. Через Мцхета проходил также большой торговый путь, который, через черноморские порты, вел из Индии к бассейну Средиземного моря. Товары из Индии по р. Аму-Дарья доставлялись до Каспийского моря (куда впадала тогда Аму-Дарья), оттуда по р. Мтквари (Кура) шли вверх по течению в Восточную Грузию. Из Восточной Грузии индийские товары уже сухим путем через Сурамский перевал завозились в Западную Грузию, где они по р. Риони достигали причерноморских городов, в частности Фасиса (Поти). Сведения об этом торговом пути мы находим уже у греческих писателей, живших на рубеже IV — III вв. до н. э.

 Кроме того, Мцхета и её окрестности занимали весьма выгодное положение и в смысле обороны края. Это было удобное место для возведения взаимосвязанных крепостных укреплений.

В политической жизни Восточной Грузии в тот период определенную роль сыграло грузинское племя мосхов («мушки» в древневосточных источниках). Часть мосхов (месхов) под напором киммерийцев передвинулась на северо-восток, в глубь Закавказья, осела в юго-восточных районах Грузии, в долину среднего течения Куры, в частности, в район Мцхета. Многие названия в этом районе имеют месхское происхождение. Само название Мцхета происходит от племенного наименования мосхов. В древних верованиях месхов сильно сказывалось влияние хеттско-малоазийских культов. Через месхов почитание многих хеттско-малоазийских божеств проникло в древнюю религию грузин. Некоторые из древнегрузинских божеств носят хеттские имена, как, например, Армази — бог луны, считавшийся верховным божеством в Восточной Грузии, Заден — бог плодородия и др.

 В 30-х годах IV в. до н. э. на территорию Персидского царства вторглись греко-македонские войска во главе с Александром Македонским. Держава Ахеменидов была разгромлена. Возникшая на ее развалинах империя Александра Македонского вскоре после его смерти (323 г. до н. э.) распалась на самостоятельные отдельные царства, в которых захватили власть военачальники Александра. Передняя Азия досталась Селевку, знатному македонянину из города Эвропа, положившему начало династии Селевкидов.

Таким образом, распад державы Александра Македонского привел к возникновению новых государств, которые оказались более устойчивыми, чем «мировая монархия» Александра. Эти государства называют эллинистическими. Эллинистическим в истории древнего мира принято называть период, начиная от завоеваний Александра Македонского до покорения Римом последнего крупного эллинистического государства — Египта (30-е годы I в. до н. э.).

В эллинистическом мире имело место слияние и взаимодействие греческих (эллинских) и восточных элементов экономического и социального строя, политических учреждений, обычаев и идеологии.

Согласно грузинским источникам, образование Восточно-грузинского царства (Картлийского, или Иберийского) произошло в условиях ожесточенной борьбы с «греками». Древнегрузинская история донесла до нас сведения о том, что «греческие» отряды захватили Южную и Восточную Грузию. Одновременно они распространили свою власть и на население нагорий, обложив его данью. Древнегрузинские источники в мрачных красках рисуют разгул захватчиков.

Против них и Картли вспыхнуло восстание, которое возглавил Фарнаваз, находившийся, по преданию, в родстве с низложенным «греками» мамасахлисом (старейшина) Мцхета. К участию в борьбе против захватчиков Фарнаваз привлек и горные племена. Фарнавазу оказал помощь также правитель Эгриси Куджи.

Существовавшее в Грузии Колхидское царство, которое население Восточной Грузии называло Эгриси, в то время пришло в упадок. Власть его правителя распространялась теперь всего лишь на ограниченную территорию, расположенную к северу от Самцхэ (Месхети) и Аджара.

Захватчики, изгнанные из Мцхета, укрепились в Южной Грузии, откуда пытались вернуть утраченные земли. Однако Фарнаваз был поддержан правителями крупнейшего эллинистического государства — Селевкидами, направившими в помощь Фарнавазу армянские отряды, и вскоре он изгнал захватчиков и из пределов Южной Грузии.

Одержав победу, Фарнаваз и в дальнейшем сохраняет дружественные отношения с монархией Селевкидов, которой и то время правил Антиох I. Таков рассказ грузинских источников о Фарнавазе. Династия Фарнавазианов, основателем которой является Фарнаваз, царствовала в Восточной Грузии с первой половины III в. до н. э. в течение ряда веков. Столицей этого царства стала Мцхета.

Усиление Картлийского (Иберийского) царства

В царствование Фарнаваза и его преемника Саурмага, в течение III в. до н. э., Картлийское царство являлось значительным государственным объединением. Оно не только охватывало всю современную Восточную Грузию, но и владело соседними с ней областями. Ему принадлежали, в частности, Тао-Кларджети, Спери и др.

Картлийское царство включило в себя часть Западной Грузии. Здесь, на территории, смежной с Восточной Грузией, в районе Сурамского перевала, образовалась одна из военно-административных единиц Картли (Иберии) — Аргветское саэристао[1]. Собственно Эгрисское царство (Колхида) также оказалось под влиянием Картли.

Социально-экономические отношения в Картлийском царстве

Картлийское царство, как и Колхидское (Эгрисское), представляло собой раннерабовладельческое государство с сильными пережитками первобытнообщинного строя. Основную массу производителей материальных благ составляли свободные и полусвободные земледельцы, жившие сельскими общинами. Они несли разнообразные повинности и все чаше и чаще попадали в зависимость от царской власти, знати и жрецов.

Возникновение и упрочение Картлийского царства не могло быть достигнуто мирным путем. Это была эпоха постоянных войн, которые в большинстве случаев были успешными для Картли. Войны сопровождались обращением многих пленных в рабство. Захваченная живая добыча попадала в распоряжение царского дома и военно-служилой знати. Рабовладение все более и более проникает в социально-экономическую жизнь Картлийского царства. Правители Иберии начинают строить крупные оборонительные укрепления и другие сооружения. Напротив современного города Мцхета, на горе Багинети был выстроен город-крепость Армазцихе, ставший резиденцией царей. В окрестностях столицы и во многих стратегических пунктах Картлийского царства были воздвигнуты мощные крепости и другие сооружения. Это большое строительство цари Картли осуществляли руками рабов.

  

Кроме того, рабский труд широко применялся и различных мастерских; рабы использовались царским двором и семьями знати также в качестве слуг.

В хозяйстве рабский труд применялся в меньших масштабах. Здесь основную массу эксплуатируемых составляли члены покоренных общин. В результате многочисленных победоносных войн в Картлийском царстве появляются захваченные и покоренные общины, земли которых объявлялись царской собственностью. Число таких общин, увеличиваясь, привело к тому, что значительную долю земли в государстве стали составлять царские земли, доход с которых поступал в царскую казну. Эти общины производили для правящей верхушки общества — царского дома и его приближенных— «все, что необходимо для жизни».

С образованием царства в Картли появляются и развиваются города с мощными крепостными центрами, рынками, общественными зданиями и водопроводами. Эти города становятся центрами ремесла и торговли. Жители городов наряду с ремеслами и торговлей все еще занимались земледелием.

Господствующими слоями населения являлись царский род, военно-служилая знать и жречество. Военно-служилая знать пополнялась за счет царских дружинников и, частично, теми общинниками, которые выделялись в процессе социально-имущественного расслоения в среде самой общины. Некоторые должности времен родового строя, например, старейшины общины, после образования Картлийского царства, имеют тенденцию превратиться в государственно-чиновничьи должности.

Усиление процесса консолидации грузинских племен

Еще в эпоху средней и поздней бронзы, когда началось образование союзов племен, было положено начало консолидации (объединению) грузинских племен. Этот процесс усилился с III в. до н. э., после возникновения Картлийского царства, включившего в себя, наряду с Восточной Грузией, значительную часть Западной Грузии, что способствовало постепенному сближению населения страны и образованию единой грузинской народности.

Элементы общности грузинских племен, которые достаточно ярко проявились уже в раннерабовладельческую эпоху, в дальнейшем, в феодальную эпоху, легли в основу процесса формирования грузин как единого народа.

Территория, на которую постепенно распространились власть и политическое влияние Картлийского царского дома, была заселена не только грузинскими племенами. Наряду с грузинами здесь жил ряд племен северокавказского, североиранского, хеттского, хурритского и урартского происхождения. Образование грузинского государства ускорило процесс ассимиляции этих племён. Очутившись в сфере политического влияния Картлийского царства, часть этих племён слилась с грузинскими племенами, утратила свой язык и другие типичные черты. Вместе с тем, язык и культура грузин испытывали на себе влияние ассимилируемых племён. В лексике грузинского языка до настоящего времени можно проследить хеттские, урартские языковые элементы.

***

Файл:Herodotus Massimo Inv124478.jpg

 

Геродот о Колхиде, о народах кавказа и северовосточного причерноморья

Не позже 424 г. до н.э.2

Книга I2.

Таким то образом Ио прибыл в Египет.., это было первым началом обид.3После сего некоторые эллины,… прибыв, говорят, в финикийский Тир, похитили царевну Европу и сим образом воздали обидою за обиду. А потом и второй обиде виновниками стали эллины: ибо, приплыв на длинном корабле в Эю Колхидскую на реку Фасис (Риони – сост.) и исполнив прочие дела, для коих прибыли, похитили они оттуда царевну Медею.4 Когда же царь Колхидский послал в Элладу глашатая просить удовлетворения за похищение и требовать дочь обратно, эллины отвечали, что как им никакого удовлетворения не сделано за похищение аргивской Ио, то и они того не сделают.104. От Меотического озера (Азовское море – сост.) до реки Фасиса и колхидян считается 30 дней пути для доброго путника, от Колхиды же до Мидии не более того, и один только народ между ними, саспиры,5 а прошед их страну, очутишься в Мидии…201. … Сей народ (массагеты – сост.),6 почитаемый великим и мужественным, обитает к востоку солнца за рекою Араксом, супротив исседонов.7 Некоторые говорят, что массагеты суть народ скифский.202. Об Араксе же иные говорят, что он более, иные – что менее Истра (Дунай – сост.) … А река Аракс вытекает из гор матиенских.., устьев же она имеет сорок, но все они кроме лишь одного теряются в болотах и топях… Одно лишь устье Аракса, не смешиваясь с болотами, течет в Каспийское море…От сего моря на запад простирается Кавказ, из всех гор пространнейший и высочайший. В том Кавказе народы живут многоразличные, а питаются большею частью от диких плодов…204. Сей Кавказ облегает названное Каспийское море с запада; к востоку же солнца простирается равнина необозримойобширности. Сей-то великой равнины немалую часть занимают те массагеты…

Книга 11.

 … Говорят, что скифы – пастыри, обитавшие в Азии, быв оттуда во время войны с массагетами вытеснены, перешли через реку Араке и пришли в землю Киммерийскую, ибо киммерянам в древние времена принадлежала сия страна, ныне занимаемая скифами…820. За Герром (р. Самара – прим. к док.) находятся так называемые Царские земли, где живут благороднейшие и многочисленнейшие скифы, почитающие прочих скифов своими рабами. Расселяются они к югу от Таврики,9 к востоку до того рва, который прокопали рожденные от слепых, и до торжища при Меотийском озере (Азовское море – сост.), именуемого Кремнами,10 частью же прилежат к реке Танаису (Дон – сост.). Выше царских скифов к северу обитают меланхлены, народ чужой и не скифский; выше же меланхленов болота и безлюдье, насколько нам известно.21. По ту сторону реки Танаиса земля уже не скифская, но первая из стран савроматов.11 Сей народ занимает землю от меотийской впадины к северу на 15 дней пути, всю лишенную как диких, так и садовых дерев. Выше сих савроматов во второй стране сей живут будины,12 населяющие землю, изобильную всяким лесом.22. А повыше будинов к северу сперва простирается безлюдье на семь дней пути, далее же, поворотя более к востоку, живут фиссагеты,13 народ многочисленный и особый, питающийся звериною ловлею. В смежности с ними в сих же самых местах живут так называемые иирки… А еще выше сих народов к востоку живут другие скифы, отложившиеся от скифов царских и перешедшие в сии места.23. До страны сих скифов вся описанная мною земля плоска и тучна; оттоле же идет каменистая и неровная. Если пройти великое пространство сей неровной земли, то у подошвы высоких гор, как сказывают, обитают люди, кои все от рождения плешивые,14 как мужчины, так и женщины, плосконосы и с большими подбородками; язык-они употребляют особенный, а одежду скифскую. Питаются они древесными плодами. Дерево, коим они живут, называется “понтик”, величиною оно почти со смоковницу, плод носит похожий на боб и имеющий ядро; когда сей плод созреет, то процеживают его сквозь ткань и вытекающий из плода ,густой и черный сок, называемый “асхи”,15, лижут и пьют, смещав с молоком, а из отжимков делают лепешки и едят. Скота у них немного, потому что пажити здесь не хороши. Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседов своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды; имя же сему народу – аргиппеи.24. До страны сих плешивых и народов, впереди их живущих, земля достаточно известна… Скифы же, посещающие сих людей, производят с ними дела посредством семи переводчиков на семи языках.16 25. Доселе, стало быть земля известна; но что находится выше сего плешивого народа, о сем никто ничего достоверного сказать не может, ибо путь туда пресечен высокими горами, коих никто не переходил. Плешивые же сии говорят, чему впрочем, я не верю, будто на сих горах живут люди козьеногие,17 а прошед их, другие люди, которые спят по шесть месяцев, чего я и вовсе принять не могу.Страна же, лежащая от аргиппеев на восток и обитаемая исседонами, известна достаточно; неизвестна лишь лежащая выше на север, кроме разве того, что о ней сказывают аргиппеи и исседоны.26. … Впрочем же, исседоны почитаются народом справедливым; и женщины у них имеют власть, равную с мужчинами. Стало быть, и сей народ известен.27. Выше сего народа, как сказывают сами исседоны, живут люди одноглазые и грифы-злотохранители;17 от исседонов сей рассказ переняли скифы, а от скифов мы, и называем мы их по-скифски “аримаспами”, ибо у скифов “арима” значит “один”, а “спу” – “глаз”.28. Во всей описанной здесь стране бывает столь жестокая зима, что восемь месяцев продолжаются несносные морозы… Замерзает даже море и весь Боспор Киммерийский (Керченский пролив – сост.)…37. Персы в Азии обитают у южного моря, называемогоЧерным; выше к северу от них живут мидиане, от мидиан саспиры, от саспиров колхи,18 обитающие у северного моря, в которое впадает река Фасис: так сии четыре народа простираются от моря до моря.1938. К западу от сих народов протягиваются в море два мыса, каковые я и опишу. Первый мыс, начинаясь на севере от Фасиса, простирается в море по Понту (Черное море – сост.) и Геллеспонту троянского Сигея, а на юге, начинаясь от Мириандрского залива, что возле Финикии, простирается в море до оконечности Триопии; населяют сей мыс 30 народов.39. Второй мыс, начинаясь от персов, … идет вдоль нашего моря по Сирии Палестинской к Египту, где и оканчивается;населяют его только три народа.40. Таково протяжение Азии к западу от персов. К востоку же от персов, мидян, саспиров и колхов простирается Черное море; а к северу – Каспийское море и река Араке, текущая к восходу солнца…106. Андрофаги из всех народов имеют нравы лютейшие, не признавая никакой правоты и никакого закона. Они суть кочевники, одежду носят подобную скифской, язык имеют особливый и один из сих народов питается человеческим мясом.107. Меланхлены все носят черные ризы,20 отчего и получили название свое, обыкновения же у них скифские.108. Будины суть народ великий и многочисленный, голубоглазый и красноволосый. У них есть город деревянный по имени Гелон… Ибо гелоны по происхождению своему суть эллины, изгнанные из торжищ своих и поселившиеся у будинов; язык у них частию скифский, частию же эллинский.109. Равно и образом жизни гелоны с будинами не схожи: будины, будучи природными тамошними жителями, суть народ кочующий и один из всех народов страны сей едят вшей; гелоны же возделывают землю, едят хлеб, имеют сады и нимало не походят на будинов ни образом своим, ни цветом лица. Однако эллины и будинов называют гелонами, хотя неправильно…

***

 

Гомер о Колхиде

IX в. до н.э.

Одиссея. Песнь десятая.Мы напоследок достигли до острова Эй2. Издавна Сладкоречивая, светлокудрявая там обитает Дева Цирцея, богиня, сестра кознодея Ээта.Был их родителем Гелиос, бог, озаряющий смертных; Мать же была их прекрасная дочь Океанова, Перса… Той же порой как в святую долину спустятся уж был яБлизко высокого дома волшебницы хитрой Цирцеи, Эрмий с жезлом золотым пред глазами моими нежданный Стал, заступив мне дорогу..,Слушай однако: тебя от беды я великой избавить Средство имею: дам зелье тебе; ты в жилище Цирцеи Смело поди с ним; он охранит от ужасного часа…Сими словами растенье мне подал божественный Эрмий…Моли3 его называют бессмертные; людям опасно С корнем его вырвать из земли, но богам все возможно.

 Песнь одиннадцатая. Все карабельные снасти порядком убрав, мы спокойно Плыли; корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру. Были весь день паруса путеводным дыханием полны. Солнце тем временем село, и все потемнели дороги. Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана; Там киммерян4 печальная область покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков…Славная Леда, супруга Тиндара, потом мне явилась; Ей родилися от брака с Тиндаром могучим два сына: Коней смиритель Кастор и боец Полидевк5 многосильный. Оба землею они жизнедарною взяты живые; Оба и в мраке подземном чистимы завесом; вседневно Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает, То воскресает другой; и к бессмертным причислены оба.

Песнь двенадцатая. Мне же Цирцея приветливо руку дала; и когдя я Сел в отдаление от прочих, легла близ меня и вопросы Стала мне делать; и ей об всем рассказал я подробно…Светлая так напоследок сама мне сказала богиня: Дело одно совершил ты успешно; теперь со вниманием Выслушай то, что скажу… Две вам дороги представятся… Опишу я и ту и другую…  Все корабли к тем скалам подходившие гибли с пловцами; Только один, все моря обежавший, корабль невредимо Их миновал-посетитель Ээта, прославленный Арго; Но и его на утесы бы кинуло море когда б он Там не прошел, провожаемый герой любившей Ясона.

***

 ЗАПАДНАЯ ГРУЗИЯ В ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ

СЕВЕРОКОЛХСКОГО (ЭГРИССКОГО) ЦАРСТВА

(VI — III ВЕКА ДО Н. Э.)

Колхидское (Эгрисское) царство. Отношения с Персией.

Вслед за киммерийцами, которые вторглись на территорию Южной Колхиды в VIII в. до н. э., объединению грузинских племен стали угрожать новые завоеватели — мидийцы и персы. В Южной Колхиде исчезли условия для существования крупных объединений местных племен.

Более благоприятная обстановка сложилась и в северной Колхиде, захватить которую завоеватели не смогли. В VI в. до н. э. именно здесь возникает в качестве преемника древней Колха Колхидское царство, занимавшее значительную часть современной Западной Грузии.

Персидским царям не удалось включить Колхиду в состав своей империи и назначить туда своих правителей. Тем не менее Колхидское царство в первый период своего существования (конец VI в. и первая половина V в. до и. э.) вынуждено было принять на себя перед Персией определенные обязательства: время от времени, один раз в пять лет, колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь в количестве 100 юношей и 100 девушек. В случае войны колхи обязаны были выставить вспомогательное войско. Так, например, когда персидский царь Ксеркс в 480 г. до н. э. пошел походом на Грецию, в его войсках, наряду с мосхами, тибаренами, макронами, моссиниками, марами и сасперами, находились и колхи.

Во второй половине V в. из-под ига персов освободились «многие грузинские племена, обитавшие к югу от Колхидского царства, в том числе макроны, моссиники, тибарены, халды, халибы и ряд других племен. Разумеется, Колхидское царство в это время полностью освободилось от всякой зависимости от Персии.

Большое Колхидское царство просуществовало до начала III в. до н. э., т. е. до того времени, когда значительная часть Западной Грузин оказалась в сфере влияния вновь возникшего Иберийского царства.

 

Развитие хозяйственной жизни в Западной Грузии в период

Колхидского царства

В этот период в Западной Грузии орудия труда и оружие изготовлялись, главным образом, из железа, что способствовало повышению производительности труда и подъему хозяйственной жизни страны.

В земледелии, которое являлось главной отраслью хозяйства в низменных районах Западной Грузии, в это время применялось пахотное орудие с железным наконечником, что привело к быстрому росту полеводства.

Кроме хлебных злаков, в Западной Грузии широко культивируются идущие на пряжу растения, в частности, лен и конопля. Развиваются садоводство и виноградарство.

В горных и низменных районах широкое развитие получает скотоводство, хотя главной отраслью хозяйства оно являлось лишь для горцев. В горных местностях из домашних животных помимо овец и коз разводились коровы и лошади, а также собаки — верные помощники пастуха. В низменных районах разводится главным образом, крупный рогатый скот, а также свиньи. Как горцы, так и жители долин занимаются пчеловодством.

Дальнейшее совершенствование получает ремесленное, производство. Дошедшие до нас металлические и керамические изделия дают представление о незаурядном мастерстве тогдашних ремесленников. О высоком развитии ремесла свидетельствует также тот факт, что найденные в Даблагоми (Самтредский район) глиняные винные кувшины (квеври) имеют клейма изготовивших их мастеров или ремесленных мастерских. В отдельную отрасль профессионального ремесла выделяется производство льняных тканей. Тончайшая колхская ткань, изготовляющаяся на ткацких станках, славилась далеко за пределами Колхиды.

Интенсивному разделению общественного труда сопутствовало развитие торговли.

 

Греческие колонии и местные торгово-ремесленные центры

Греки издревле имели торговые связи с племенами Причерноморья. Это подготовило почву для образования здесь греческих колоний. Греков привлекали сюда природные богатства края, а также возможность приобрести рабов.

Первые греческие колонии на побережье Черного моря возникли в VIII в. до н. э. В VIII — VI вв. до н. э. образовались такие крупные по тому времени колонии, как Трапезунд, Керасунт, Фасис (современный Поти), Диоскурия (современный Сухуми), несколько позже — Питиунт (современная Пицунда) и ряд других.

Греки обычно обосновывались в существующих поселениях или по соседству с ними. Поэтому население многих из греческих колоний на побережье Колхиды было смешанным: кроме иноземцев, оно включало в себя большое число коренных жителей.

Греческие поселенцы вывозили из Колхиды строевой лес, лен и льняные ткани, металлические изделия, кожу, золото и рабов. Греческие писатели неоднократно упоминают о рабах из Колхиды. В этой связи интересный факт сообщает древнегреческий историк Ксенофонт. Ксенофонт прошел через Южную Грузию в 401 г. до н. э. вместе с армией греческих наемников персидского царевича Кира. Когда греки приблизились к реке, за которой начинались земли грузинского племени макронов, последние, выстроившись на противоположном берегу реки, забросали камнями греков, подбодряя друг друга воинственными возгласами. Один из воинов, бывший некогда рабом в Афинах, понял их речь и догадался, что сам он по происхождению, наверное, был макроном. По-видимому, этот воин еще подростком был уведен в плен, продан греческим колонистам и отправлен ими в Афины.

Через греческие колонии в Грузию завозились, главным образом, предметы роскоши: чернолаковая керамика, вино, оливковое масло и т. п. Покупателями этих товаров являлись семьи местной знати.

Греческие колонии представляли собой рабовладельческие города. Население этих городов, несомненно, широко использовало рабский труд. Работорговля была одним из основных занятий колонистов. Развитие рабовладения породило охоту за людьми и способствовало обострению военных столкновений между отдельными племенами.

Греческие колонии возникли в период существования здесь большого и сильного Колхидского царства. Поэтому они не могли играть значительной роли в политической жизни страны. Однако, как торговые центры, которые имели важное значение для социально-экономического развития Колхиды. Колонии содействовали росту товарных отношений в стране, а это, в свою очередь, вызвало углубление процесса распада сельской общины.

На территории Колхидского царства в это время существовали и свои собственные торгово-ремесленные центры, расположенные, в основном, по р. Риони, являвшейся важной торговой магистралью. Один из таких пунктов находился, например, там, где ныне расположен районный центр Вани, другой — у села Даблагоми (Самтредский район). Здесь археологами обнаружены остатки оборонительных сооружений и построек с черепичной кровлей. Найдено также большое количество монет, довольно много предметов роскоши иноземного происхождения и т. п.

О сравнительно высоком уровне развития товарных отношений, наличии оживленного денежного обращения в Западном Грузии того времени свидетельствует и факт широкого распространения здесь серебряных монет местной чеканки. Это так называемые колхидки. Тысячи их обнаружены в Западной Грузии, в частности, в ее внутренних районах, вдали от морского побережья. Вне пределов Западной Грузии их находят очень редко. На одной стороне основного типа этих монет изображена голова человека, а на другой — голова животного обычно, быка. Чеканка колхидок производилась в течение нескольких столетий, начиная с VI в. до н. э.

Столь интенсивное денежное обращение чуждо родовому обществу и указывает на существование социального слоя торговцев. Развитие жизни в Западной Грузии достигло уже того уровня, когда общество распадается на классы и возникает государство.

Углубление имущественного и социального неравенства

В Западной Грузии, особенно в низменной ее части, усиливается процесс расслоения населения. Имущественное неравенство наблюдается не только в городских, но и в сельских поселениях. Если одна часть погребений того времени отличается немногочисленностью обнаруживаемых в них предметов, то другая, наоборот, поражает обилием различной утвари, среди которой встречаются дорогие украшения, выполненные с большим художественным вкусом, металлическая посуда и много иных предметов. Захороненные в богатых погребениях лица принадлежали к местной знати и обладали всеми этими предметами еще при жизни.

Именно богатая верхушка общества являлась главным покупателем и потребителем предметов роскоши. Ею же, в основном, использовался и рабский труд. Рабы даровая рабочая сила — главным образом добывались на войне. Верхушка общества эксплуатировала также многочисленный слой свободных и полусвободных земледельцев, составлявших основную массу непосредственных производителей материальных благ и все еще живших общинами. С течением времени община все более и более распадается: отдельные ее члены обогащаются, а большинство впадает в бедность, Однако старые общинные связи пока что оказывают большое влияние на жизнь общества.

Колхидское царство было государством раннерабовладельческим. Так называют такое, сравнительно малоразвитое, классовое общество, в котором все еще сильны пережитки первобытнообщинного строя и где количество рабов и сфера их использования незначительны.

Положение в горных районах Колхиды

Рабовладельческое государство охватывало не всю Западную Грузию. Оно в основном занимало низменные районы, а вокруг, в нагорьях пока что господствовал первобытнообщинный строй. Колхидским царям время от времени, по-видимому, удавалось подчинить себе горные племена, но это ничего не меняло в их жизненном укладе. У обитавших в северном нагорье Западной Грузии племен, и том числе у сванов, которые занимали здесь большую территорию, не только в ту эпоху, но и значительно позже, оставались порядки родового общества: главенствовали вождь, племенной совет и т. д.

Первобытнообщинный строй сохранялся также у большинства грузинских племен, живших в Причерноморье, хотя процесс имущественной и общественной дифференциации населения здесь зашел уже довольно далеко. Из описания Ксенофонта можно заключить, что не все горные племена стояли на одном и том же уровне развития. Ксенофонт в своих записях упоминает многолюдный, большой и богатый город Гюмнию, в то время как население других мест он характеризует как отсталое. Небольшие объединения горских племен вели между собой постоянные войны. Однако против общего врага горские племена часто выступали сообща.

Племена юго-восточного Причерноморья к тому времени завоевали себе свободу и независимость в жестокой борьбе с Персией. С какой самоотверженностью боролись они против иноземных захватчиков, предпочитая смерть рабству, можно заключить по одному интересному эпизоду, сообщаемому Ксенофонтом: возвращаясь из Персии на родину и проходя по этим местам, греческое войско под начальством Ксенофонта, беспощадно грабило местное население. Когда греки достигли земли одного из здешних племен—таохов, последние укрылись в укреплениях, возведенных на возвышенностях, захватив с собой продовольствие и скот. Грекам с большим трудом удалось взять одно из таких укреплений. Тогда, — рассказывает Ксенофонт, — страшное зрелище открылось перед нашими глазами: женщины со скалы бросали детей вниз и кидались за ними сами, так же поступали и мужчины. Один из греков, прельстившись красивой одеждой одного таоха, пытался помешать ему кинуться вниз со скалы, но таох увлек грека за собой в пропасть, и оба погибли. «Здесь, — заключает Ксенофонт, — людей было захвачено очень мало, но рогатого скота, ослов и овец много».

***

Колхидское (Эгрисское) царство (II — I века до н.э.)

 

Хозяйство. Торговля

В Колхидском царстве выработались богатые хозяйственные навыки. Дальнейшую дифференциацию претерпело ремесленное производство. Интересные образцы металлических изделий и чеканки сохранились, в частности, в Раче в погребениях Брили. В металлургии применялись восковые модели, каждый предмет отливался по особой форме. О своеобразии художественного литья бронзы свидетельствуют дошедшие до нас поясные прорезные бляхи. В керамическом производстве изготовлявшаяся ранее красивая чернолощеная посуда была заменена изделиями из красной глины. В качестве материалов, помимо железа и глины, применялись также бронза, золото, серебро, стекло, камни.

В хозяйстве важное место занимало судоходство. Оно было налажено в нижнем течении р. Риони. Теплые, лесистые и болотистые окрестности Колхиды были покрыты многочисленными каналами, на строительстве которых использовались рабы. По каналам ходили лодки, выдолбленные из цельного ствола, так называемые «оре». В Риме одобрительно отзывались о колхидских морских лодках. Колхи заготовляли на продажу лес, лен, коноплю, воск. Торговали рабами. Продолжалась чеканка монет. Наряду с колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей.

Центром Колхидского царства был город Айа на р. Фасисе (Риони), который, как указывается в одном из древних источников (III в. до н. э.) «и теперь стоит твердо». На площади г. Фасиса возвышалась монументальная статуя богини — покровительницы города. По описанию, относящемуся к 134 г. н. э., богиня восседала на престоле, в руках она держала кимвал (музыкальный инструмент), ее охраняли каменные львы. Эту скульптуру автор описания сравнивает с одним из произведений знаменитого греческого скульптора Фидия.

Река Квирила (по-гречески Главк) в то время считалась продолжением р. Фасиса. Большую крепость Шорапани (греческое Сарапаны) также представляли расположенной на р. Фасисе. Торговое судоходство велось от Поти до Шорапани. Выше этой крепости суда не шли из-за узости ущелья и порогов в верхнем течении реки. На р. Фасис-Квирила имелось 124 моста. Верхнее течение р. Риони, выше впадения в нее Квирила, называли своим настоящим именем — Риони. Город Цихе-Годжи лежал в ущелье р. Техури.

Политическое положение Колхидского царства

С III в. до н. э. в Колхидском царстве, подпавшем под влияние Картли, происходят значительные политические изменения. Колхские цари управляли страной через скептухов, которые получали от царей символ власти — жезл (греч. «скиптрон», откуда скептухи — буквальна «скиптродержцы»).

Из колхских царей III — II вв. до н. э. известны Аки (III в.), имя которого вычеканено на статерах — колхидских золотых монетах, и Савлак (II в.). Последний, «потомок Айэта», или Ээта, считался римлянами хранителем и владельцем неисчерпаемого клада золота и серебра.

На рубеже II — I вв. до н. э. Колхидское царство вступило в период непрерывных потрясений — социально-политических и военных. Борьба рабов, объединенных ненавистью к рабовладельцам, временами принимала характер массовых выступлений против угнетателей. Рост производительных сил, связанный с развитием ремесла и торговли, разложение общины в нагорных районах Причерноморья, населенных абазгами абшилами и др. В этих районах на первый план выдвигалась военная демократия, возглавляемая беспокойными вождями, местнические интересы которых сталкивались с общегосударственными. Царской власти уже не подчинялись и правители отдельных областей страны — скептухи. Ко времени нападения понтийского царя Митридата на Колхиду царская власть здесь была номинальной. Митридат легко завладел Колхидой, которой в течение нескольких десятилетий управляли его доверенные лица — Моаферн и другие. Скоро после окончательного поражения Митридата VI римлянами (63 г. до и. э.) Колхида стала зависимой от Рима. Римская власть в Колхиде опиралась, помимо зависимых правителей, на укрепленные приморские города, в которых стояли римские гарнизоны. Первым правителем Колхиды, после подчинения ее римлянами, был некий Аристарх. До наших дней дошла монета с именем этого Аристарха (52 г. до н. э.).

***

Колхида (Эгриси) в I — III веках н.э.

Социально-экономическое и политическое положение в Колхиде в I в. н. э. оставалось неустойчивым. Гнет понтийского, а затем римского господства ставил в тяжелое положение население Колхиды. По сведениям Тацита, когда (в 69 г.) вольноотпущенник бывшего понтийского царя (Полемона) Аникет, «раб-варвар», поднял восстание против императора Веспасиана Флавия с целью свергнуть его власть в Понте, к восставшим примкнули недовольные господством римлян «народы, жившие по берегам Понта». Впрочем, восстание скоро было подавлено. В общем, в положении страны не было прогресса. Пришли в упадок и греческие города в Колхиде. В I веке племя гениохов разгромило богатый торговый город Бичвинта («великий Питиунт»). Под натиском окрестных племен обезлюдел и город Диоскурия, некогда оживленный торговый центр.

 

Политическая обстановка

Политическая жизнь в I—II вв. претерпела значительные изменения. Для сохранения основных позиций в Эгриси римляне предпочли использовать новые политические силы — вождей отдельных племен, стремившихся к самостоятельности. Рим всячески поддерживал вождей военных демократий, способных своими силами противостоять царям Колхиды. Это, в первую очередь, относится к вождям приморских племен, поскольку главнейшие опорные пункты римлян лежали им Черноморском побережье.

Наместник Каппадокии Флавий Арриан в 134 г. представил императору Адрияну отчет о военно-политической обстановке, сложившейся на побережье Черного моря. Из его описания явствует, что к тому времени «басилевсы» — зависимые «цари», получившие власть от римского императора, уже возглавляли племена абшилов, абазгов и санигов. Такие же «басилевсы» стояли во главе лазов, живших в районе Поти по ущельям рек Риони и Энгури, макронов и гениохов, которые населяли земли за р. Чорохи. Только за период с 98 по 134 год четыре басилевса, назначенные римским императором, возглавили племена, обитавшие к северу от от Чорохи, в то время, как ранее этими племенами от имени царя колхов управляли скептухи.

Так завершился процесс распада Колхиды на отдельные племенные княжества. Из них впоследствии самым могущественным стало племя лазов, образовавших довольно сильное государство; их цари считали себя преемниками великих колхидских царей.

Племя санов (чанов), сохранивших первобытнообщинный строй, жило к югу от гениохов и макронов. С первых же дней своего владычества в Колхиде римляне наложили дань на санов, однако, как отмечает Арриан, саны упорно уклонялись от платежей и проявили непримиримую вражду к «трапезундцам». Арриан угрожал покарать племя санов, выселив из родной страны, если они не перестанут упорствовать. Тирания рассчитывала путем насилия сохранить свое господство. Согласно описанию Арриана, для предотвращения нападений со стороны внутренних областей Закавказья, в Поти и некоторых приморских городах стояли римские гарнизоны. Стены и башни городских укреплений Поти, некогда деревянные, были теперь заменены кирпичными и усилены боевыми машинами.

Это укрепление города, особенно Бичвинта (Питиунт), не раз разрушалось восставшим местным населением, а также внешними врагами, в частности, скифами (256 — 260 гг.). Но римляне, не желая сдавать ключевых позиций, вновь отстраивали свои укрепления.

Культура Колхиды

Естественно, что культура Колхиды была весьма близка по своему характеру и культуре Восточной Грузии. Это обусловливалось и одинаковым уровнем социально-экономического развития (раннерабовладельческий строй), и этническим родством населения, и постоянством взаимных отношений.

Утрата политического единства привела к заметному застою в культурной жизни колхов. Но творческие традиции помогли им сохранить веками накопленный опыт и мастерство. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Колхиде даже в период ее политического упадка хозяйственная жизнь, различные отрасли ремесленного производства, архитектура и искусство стояли на высоком уровне. Об этом свидетельствуют предметы, найденные, в частности, на территории Верхней Имерети, в Гурии в ущелье р. Супса. Из клдеетских погребений извлечены боевое оружие, серебряные чаши и блюда тонкой чеканной работы; золотые браслеты, кольца, серьги; изделия местных мастеров украшены драгоценными камнями, портретными изображениями.

Городское строительство характеризовалось в то время, главным образом, восстановительными работами. Обновлялись крепости и городские стены Кутаиси, Цихегоджи, Шорапани. Возле древней Диоскурии, после частичного ее разрушения, был основан город Севастополь. Восстанавливался и Поти.

В Колхиде существовали эллинистические гимназии, в которых обучали, гимнастике, философии, ораторскому искусству. Константинопольский философ и ритор Фемистий (IV в.), по его свидетельству, учился риторике «неподалеку» от Поти. Стоявшую на высоком культурном уровне Колхиду он сравнивал со знаменитой Элладой.

http://lazare.ru

***

i3

Золотое украшение, Вани, ок. IV в. до н.э. Альмандин (гранат), эмаль.

i5

Части женского головного украшения, Вани, ок. IV в. до. н.э. Золото.

big[1]

Серьги. Вани, ок. V в. до н.э. Золото.

 

3 Responses to “● Колхида и Иберия”

  1. Boydayelderly said

    Занятно. Ждем новых сообщений на эту же тему 🙂

    Like

  2. Nino said

    Divine Heritage,is not it?

    Like

  3. Заур said

    http://zaurmargiev.sitecity.ru

    Like

დატოვე კომენტარი