Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Древнее Закавказье

 

Древнее Закавказье

 

 Автор: Умар

 

­­0038.jpgИстория Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.

 Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
 III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство. he107.png Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI-V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

  

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

 
 
 

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.

Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ас­сирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.

Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.

chasha-so-lvami-xvii-xvi-vv-dne.jpg Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделя­лосьkuvshin-raspisnoy-xviii-xvii-vv-dne.jpg

организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…
 
 

Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья kubok-vii-vi-vv-dne.jpg

Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это ста­бильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).
 
 

Однако угроза урарт­скому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.

Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

 

Замечательными были достиже­ния урартов в области культуры.

История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подно­жия высоких холмов, вершины ко­торых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских 0042-1.jpgгородов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирова­ния существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естествен­ными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный0042-2.jpg 0042-3.jpgзал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урарт­ской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульпту­ры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

usten18-erebuni-1-viii-vv-dne.jpgНаиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий кругusten18-erebuni-2-viii-vv-dne.jpg

переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказыва­ющиеся в применении определен­ных стереотипов при изображении живых существ и растений, исполь­зование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая во­едино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.
0047-2.jpg
 

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художе­ственных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработ­ки.
 
 
 

 

slem-tsarya-agishty-1-viii-vv-dne.jpg

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материко­вой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных укра­шений высокого художественного уровня.
 
 

Урартская культура сыграла ис­ключительную роль в последу­ющих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

 

В после урартское время завер­шается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добав­ляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатиче­ских союзов.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государст­венности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого реги­она— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Алба­ния (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя во­оруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды ши­роко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арме­нией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.
 
 

Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынуж­ден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем.

Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Арме­нию, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано приня­тие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…

 

Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен 0047.jpg

храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.
 
 

Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и ме­стных художественных принципов.

 

 

Религия Армении характеризова­лась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.

Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ ди­настии, который должен был слу­жить средством объединения населения под властью армянских владык.

 

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракото­вые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разни­ца между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В ду­ховной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.

 

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземно­морских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.

colchisnike.jpgПроблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, гре­ки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

0048-11.jpgОсновным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие произ­водительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выяв­ляется на0051.jpg материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая ве­ликолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Поселения городского типа скла­дываются и в материковой части, вдали от 022_1.jpgпобережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия

местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.
На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечатель­на всем необходимым для кораблестроения».
 
 

 

Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились 007.jpgдля торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обра­щения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и 053.jpg

греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…
 
 

Колхида была центром своеоб­разной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памят­ники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

 

 По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.

038.jpgВажным и своеобразным госу­дарственным образованием Закавказья античной0041-11.jpg

эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники име­нуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.
 
 

Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).

В эллинистическую эпоху проис­ходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью око­ло 6 га, обнесенный стеной…

Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный об­ширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвя­щен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

 

 

Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строитель­ство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согла­суется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологи­ческие раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробни­цы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня раз­вития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма
 
 

2000-1500-b-c.jpg Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, раз­личных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и гео­метрический орнамент, пояснительные надписи.

 

goldlion.jpgДионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

 Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных ис­следований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

 

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, го­родские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

 
 
 

… В Албании развивалось сельское хозяйство, ре­месло, торговля. Средством обра­щения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных ста­туй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно ши­роко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно из­ящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные со­суды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской импе­рии в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

 

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического раз­вития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.
Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органиче­ски слились как древнейшие куль­турные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.
 

 

Фрагменты главы «Древние цивилизации Закавказья» и некоторые имеджи взяты из «Древние цивилизации» Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина Издательства «Мысль» 1989г.
 
 
 

 

http://art-blog.uz/archives/1422#

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s