Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Роланд Топчишвили: ТРУСО- Древнейший Ареал Расселения Грузин

 

Topchishvili

Роланд Топчишвили

 

ТРУСО – ДРЕВНЕЙШИЙ АРЕАЛ РАССЕЛЕНИЯ ГРУЗИН

Куда бы ни ступала нога осетина в Грузии, эту землю осетинские историки объявляют древней осетинской территорией.

Исторически ареал расселения грузинского народа был достаточно обширен. Под влиянием внешних факторов он постепенно уменьшился, в особенности на юге. С севера территория, принадлежащая грузинскому этносу, ограничивалась природными преградами. Поэтому на протяжении длительного исторического времени этот рубеж оставался фактически неприкосновенным. Однако Российская империя сумела его нарушить…

В 1859 году край Двалети (Нарский участок), входивший в состав Горийского уезда Тбилисской губернии, был передан Теркскому округу. Тем самым Российская империя отторгла от Грузии одну из ее историко-этнографических областей.

Российская империя и сегодня старается перенести границы вглубь территории Грузии, делая это руками осетин. С читателями научно-исторического журнала «Историани» мы и ранее беседовали о территориальных претензиях недобросовестных осетинских историков и этнографов, которые объявляют исконной осетинской землей все левобережье реки Куры и правый берег реки Арагви. Мечтая о присвоении этих территорий, они видят в будущей Южной Осетии поселок Гудаури, города Душети, Гори и даже древнюю столицу Грузии Мцхета. Гордость грузин, мцхетский кафедральный собор Светицховели («животворящий столп») был, оказывается, творением предков осетин, имевшим якобы прежнее название Остцховели. Следуя логике псевдоисториков, и две основные магистрали Грузии – Военно-грузинская дорога и современный автобан – тоже должны оказаться в составе проектируемого будущего «Осетинского государства». Не следует также забывать, что эти претензии были сформулированы еще в имперско-державных кругах России. Осетины же просто озвучивают эти идеи.

truso.jpg

За последнее время активизировался вопрос и о другой исторической области Грузии – Трусо, которую они называют «Восточной Осетией». Еще раз обратим внимание, что претензии предъявляются ко всем территориям, где когда-то жили осетины. Действительно ли область Трусо принадлежит осетинам? Разве там никогда не жили грузины?

Важно особо подчеркнуть тот факт, что осетины не являются исконными кавказцами. Вышедшие из Средней Азии, они проделали долгий путь до Кавказа. В Кавказские горы они проникли только во времена нашествий монголов. Постепенно проникая на территории расселения грузин, сначала они в XVI веке заняли край Двалети, а с середины XVII века расселились и на нагорье Шида Картли (Внутренней Картли). Упомянутая нами область Трусо входит в нагорье Шида Картли.

Как уже отмечалось, ареал расселения грузин с северной стороны ограничивали природные преграды. Часто ошибочно пишут, что эта естественная граница пролегает на Водораздельном Хребте Кавказа. Пролегает, но не везде. В ряде мест на севере Восточной Грузии Кавказский Водораздельный Хребет находится ниже параллельного северного хребта, и более удобен для перехода. Выдающийся грузинский ученый Иванэ Джавахишвили этот последний хребет, высокий и непроходимый, определял как «находящийся по ту сторону». Расположенные севернее от него территории, где Водораздельный Хребет ниже, исстари являлись ареалом расселения грузин. Здесь располагались территории краев и областей: Двалети, Тушети, Пирикита Хевсурети и Хеви (По-русски – ущелье). Хеви входит в состав современного Казбегского муниципалитета. Это исток реки Терги (По-русски – Терек), где жили и поныне живут грузинские горцы – мохевцы (Собирательное название коренных жителей Хеви). Здесь же расположена область Трусо, которая охватывает крайнее верховье Терги. Трусо граничит с ущельем Заха исторического края Двалети, который ныне входит в состав Российской Федерации. С оборонительной точки зрения этот рубеж должен был бы быть самым серьезным образом укреплен нашим государством.

Именно здесь, в Тергском ущельи находится укрепленный пограничный пункт Дариали, который был построен грузинскими царями задолго до рождения Христа. Кроме Хеви, согласно грузинским источникам, существовала и существует поныне историко-этнографическая область Трусо, в которой в течение длительного времени менялся этнический состав населения, и окончательно, с середины XVII века, она превратилась в ареал расселения мигрировавших с севера осетин. В изданной во Владикавказе в 2013 году «Осетинской этнографической энциклопедии» читаем, что Трусо сейчас находится на территории Грузии – как будто область Трусо когда-либо входила в состав Осетии…
Следует подчеркнуть, что Трусо (верховье Тергского ущелья) никогда не находилась вне пределов грузинского государства. В период позднего средневековья она, как и Хеви, входила во владения Арагвских Эристави (Князь, правитель административно-территориального единицы в феодальной Грузии) . На рубеже XVIII-XIX веков, по данным Иоанэ Багратиони (писатель и просветитель, сын последнего грузинского царя Георгия XII Ираклиевича), в области Трусо было восемь осетинских деревень. Автор же вышеуказанной энциклопедии упоминает тринадцать деревень. Эти восемь деревень превратились в тринадцать в XIX веке.

Естественно, как и в других местах проживания осетин (алан) в Грузии, они объявлены древнейшими коренными жителями этого ущелья, что якобы подтверждают оставленные поселения, а также историко-архитектурные и эпиграфические памятники. Авторы энциклопедии не могут опровергнуть, что эти осетины являются потомками переселенцев XVI-XVIII веков. Непонятно, на какие источники они опираются, когда пишут о наличии в 1770-х годах в Трусо 400 осетинских дворов. Известно, что в 1776 году в Трусо проживало 71 дворов осетин, в 1780 году – 73 двора, а к 1886 году численность осетин достигло 240 дворов.

Осетинские историки давно спекулируют на этой теме. Они вводят читателя в заблуждение, объявляя, что в Трусо был найден могильный камень, датированный XIV-м веком. Его фотоснимок давно напечатал в своей книге Борис Калоев, окрестив памятником аланской культуры. Согласно интернет-сайтам, надпись на камне выполнена на аланском языке сирийско-несторианской письменностью («халдейский» или «ассирийский» шрифт, консонантный полуслитный алфавит семитского типа, восходит к арамейской ветви восточносирийского письма. Появился в начале VII в.). Правда, иллюстрация мала в размерах, но на ней явно просматривается грузинский алфавит – мхедрули. Более явственно это видно на иллюстрации в книге Бориса Калоева «Осетины» (М., 1971, стр. 59). Надпись не имеет ничего общего с сирийско-несторианской письменностью. Об этом могильном камне нет никаких научных исследований, и как выясняется, сейчас он «покоится» в г. Владикавказе. Камень был вывезен из Грузии в советскую эпоху. Между прочим, на размещённом на сайте фотоснимке вообще не видна никакая письменность, а в энциклопедии и в других изданиях у фотоснимков малый масштаб. И в этом случае мы имеем дело с явной подтасовкой. Согласно Борису Калоеву, камень был вывезен из села Шуатиси области Трусо. Сомнительно и его датирование – 1326 год. Еще одно обстоятельство: в статье читаем, что потомственными мастерами могильных камней в ущелье Трусо были проживавшие в селе Окрокана представители рода Гудиевых. Гудиевы по происхождению не были осетинами. Они были грузинами Гудиа-ур-ами, часть которых «обосетинилась» в осетинской языково-этнической среде. Сохранилась перепись населения деревни Мна вблизи Окрокана ущелья Трусо от 1774 года. В эту перепись вместе с другими грузинскими фамилиями (Бабеури, Арджинаури, Бададзе, Нокараули, Наскидаури, Бадилаури, Варзоури, Тадиаури) внесена и фамилия Гудиаури. Значит, в Хеви и Трусо род, представители которого традиционно изготавливали могильные камни, был грузинским.

Также о дате прихода осетин в Трусо (XV-XVIвв.) указывают и негрузинские авторы – Вольдемар Пфаф (юрист, библиограф, этнограф) и Наталья Волкова (этнограф, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа ИЭ АН СССР – ИЭА РАН). Согласно их этнографическим материалам, осетины переселились в Трусо из общины Куртат . Отток грузинского населения из Трусо произошел во времена нашествий Тамерлана (конец ХIVв.), а выжившее грузинское население полностью собралось в Хеви. Можно назвать не одну грузинскую фамилию, являющуюся изначально коренной для населения Трусо. Этими фамилиями являются: Закаидзе-Загашвили, Бабашвили, Паджишвили, Арджинашвили, Бадашвили, Кобиашвили, Тучашвили… Имеющими грузинские корни считают себя Касоевы и Сухиевы, которые своими прежними фамилиями называют Касошвили и Сухушвили. Эти предания были записаны в 50-х годах ХХ века этнографом Георгием Джалабадзе. Ряд представителей и других осетинских фамилий также указывали ученому, что переселение их предков с Ардонского ущелья произошло три-четыре поколения назад. Следует подчеркнуть, что сопредельная с сегодняшним Хеви часть Трусо и в XVIII веке была населена грузинами. На это указывают и названия сел (Шевардени, Окрокана). Выше были указаны упоминающиеся в переписи 1774 г. грузинские фамилии. Вместо современного топонима «Адос Миндори» (По-русски – поле.) в «Гергетской Летописи» (летопись храма Гергетской Троицы 1439г.) указано село Адо, где проживал род Цискаришвили.

Под Трусо сегодня обычно подразумевают территорию от села Абано вверх по течению Терги. Изначально область Трусо охватывала сравнительно меньшую территорию – от истока Терги до теснины Кашара. Согласно «Дзегли Эриставта», между Хеви и Трусо выделялась территориальная единица Мна. Трусовцы и мнаевцы находились в противостоянии между собой. Жители ущелья Мна не считали себя трусовцами. Следовательно, в XIV веке выделяются три «страны» – Трусо, Мна и Хеви (В античной и в средневековой эпохах в грузинском языке термин «страна» также употреблялся для обозначения определенного края или области Грузии.). Повествование «Гергетской Летописи» свидетельствует, что религиозная святыня Хеви – храм Святой Троицы в Гергети – распространяла свое влияние также на Мна и Трусо. То есть в XV веке жители всех трех территориально-географических единиц ущелья Терги были духовной паствой этого храма.

Если заглянуть вглубь истории, то, как по грузинским, так и по иностранным источникам, выясняется , что коренным населением ущелья Терги (на всей территории нынешнего Казбегского муниципалитета) являлась грузинская этнографическая группа цанаров. В IX веке цанары массово переселились в предгорье и долину Кахети. Затем упоминание цанаров исчезает из исторических источников. Но сами цанары не исчезли. В «Мокцеваи Картлисаи» ( «Обращение Картли (Грузии) » – древнейшая грузинская хроника X века.) использован термин «Цанаретис Хеви (По-русски – ущелье Цанарети.)». С течением времени из «Цанаретис Хеви» выпало слово «Цанарети» и осталось просто «Хеви». Заглянем в «Гергетскую Летопись»: «…и услышали мохевцы и пришли на битву». Можно привести множество аналогичных примеров, где упомянуты область Хеви и ее жители мохевцы. Но нынешние осетинские историки утверждают, что мохевцев не существовало вовсе, что они – насильственно «огрузинившиеся» в недалеком прошлом осетины. Наверное, недалеко то время, когда этими псевдоучеными будет объявлено, что и храм Святой Троицы в Гергети был построен осетинами.

Итак, единый Цанарети (Цанаретис Хеви – Цанарское Ущелье) после X века распался на три «страны»: Трусо, Мна и Хеви. К концу XVIII века Трусо охватило и Мна, что было обусловлено заменой в этот период грузинского населения Мна осетинским. Ранее, в начале XVII века население Трусо было не осетинским. Здесь проживали грузинские горцы – двалы, которые также «обосетинились» в результате инфильтрации осетин с Куртатского ущелья Северного Кавказа. Между прочим, топоним «Трусо» объясняется исключительно грузинским языком, а не осетинским. Это старое грузинское слово. В словаре Сулхана-Саба Орбелиани (князь, грузинский государственный деятель и дипломат, писатель.) читаем: «…Друсо – ограда каменная, с высокими, прочно выстроенными башнями». Аналогичное определение дает этому слову и Давид Чубинашвили. Трусо, наряду с другими горными краями, был регионом, где строились именно такие башенные ограды. Здесь мы имеем дело с фонетическим чередованием звонкого согласного «д» на глухой парный звук «т». Георгий Чубинашвили пишет: «…в местном говоре вместо «д» употребляют «т». В отдельных грузинских диалектах, например, в кизикском диалекте, «Трусо» означает «точильный камень для косы». Этот камень имел синеватый оттенок и для заточки использовался в сухом виде, без предварительного увлажнения. Ущелье Терги был богат именно такими точильными камнями.

В науке топонимы считаются языком Земли. Именно таковым является «Трусо». Несколько топонимов были упомянуты выше. Например, можно назвать село Гимара. «Гим» на сванском диалекте означает «земля», «сгим» – «кислая вода (Минеральная вода)», а «ар» является суффиксом, характерным для картвельских языков.

Трусо не соединен территориально с так называемой «Южной Осетией». Ведь между Трусо и «Южной Осетией» находится область Мтиулети, а точнее, исток реки Белой Арагви. Осетинские историки и здесь нашли выход, и исток Белой Арагви, который мтиульцы называют Гуда, считают неотъемлемой частью Осетии, поскольку там в XVIII веке жили мигрировавшие осетины. В действительности, в Гуда изначально проживали мтиульцы Бутхузи и Сисвелаури, из которых первые переселились в расположенное неподалеку село Млета, а вторые – в село Жинвали. Именно представитель фамилии Бутхузи Джабан Бутхузи дал право на поселение первому пришедшему из Магран-Двалети (название истока реки Диди Лиахви, которое охватывало девять горских сел) осетину Рубаеву. Осев в этом селе, впоследствии осетины изменили название Гуда (впрочем, как и другие грузинские топонимы) и нарекли его «куди ком» («Кудыком»). Между прочим, Гуда вместе с Двалети («туала-гом») («Туалгом») и Трусо («тирсигом») («Тырсыгом») в осетинской этнографической энциклопедии упоминается как «Центральная Осетия». Подобных наименований географических населенных пунктов не существовало ни в каких-либо документах, ни в фольклоре. Так что раньше Трусо именовали «Центральной Осетией», а сейчас ввели новое понятие «Восточная Осетия».

В «Энциклопедии» указано 11 сел, которые находились под властью Арагвских Эристави. В верховьях ущелья Арагви – Гуда – существовали только пять горских деревень: Ганиси, Микети, Урмис (Уреми – арба, воз) Сопели, Хатис (икона. У грузинских горцев также обозначает место для молений, святыню). Сопели (деревня, село, селение.) и Эрето.

По статистическим данным XIX столетия, численность осетин в Гуда колебалась от пятидесяти до шестидесяти дворов. По этнографическим материалам Михаила Кеделадзе, первый осетинский мигрант, бежавший из Магран-Двалети от кровной мести, поселился в Гуда без спроса. Когда Бутхузи и Гагадзе обнаружили на своей территории осетинского беженца, тот по горской традиции попросил принять его в качестве аманата (чужака, принятого в горскую общину). Горцы не смогли ему отказать. В конечном итоге поселившимся здесь осетинам была вменена подать в пользу Гудской Богородицы, т.е. обязанность резать скот и накрывать стол для пришедших на богомолье мтиульцев.

Таким образом, куда бы в Грузии ни ступала нога осетин, все эти территории объявляются ныне ареалами их расселения и древней осетинской территорией. Аппетит приходит во время еды – присвоили же они руками Российской империи принадлежащие Грузии земли. Жили же осетины поблизости грузинских территорий? Значит, они, эти области, должны войти в состав мифического «Осетинского государства». Недобросовестные осетинские историки просто озвучивают созданные в империи «научные шедевры». Результатом пропаганды этих идей является то, что осетинское общество уверено в истинности этих фальсификаций.

 

Автор: Роланд Топчишвили
Журнал «Историани», Октябрь 2018 г. №10(94