Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

Jondo Gvasalia

ДЖОНДО ГВАСАЛИА

ШИДА КАРТЛИ И ОСЕТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА

С древних времен грузинский и осетинский народы связывали тесные экономические и политические отношения. Грузины были заинтересованы в нормальных отношениях со своими северными соседями, алан-осетинами, что гарантировало безопасность их страны со стороны севера. Грузия часто прибегала к помощи осетинских наемных отрядов для своих военных целей. Осетины за свое участие в войнах получали плату за наем, подарки, добычу; для стоявших на ступени военной демократии осетин война и организация к войне носили функцию регулирования жизни народа.

Интенсивным взаимоотношениям грузинского и осетинского народов способствовали династические браки, имевшие место в раннее средневековье. Особенно участились они в XI-

XII вв. Так, например, супругой Георгия I (1014-1027) была осетинка Алде; Баграт V (1027-1072) женился на Борене, дочери осетинского царя. Сестра Дэмэтрэ вышла замуж за осетина; своего сына Георгия III Дэмэтрэ женил на осетинке Бурдухан. Муж царицы Тамар – Давид Сослан – был “осетинским царем из рода Багратиони”225.

Кроме царских и феодальных кланов женились между собой и рядовые люди. До последнего времени смешанные браки в Восточной Грузии – это по большей части браки с осетинами или осетинками. Еще в первой четверти XX века в состоятельных тбилисских семьях наряду с грузинскими кормилицами нанимались кормилицы – осетинки. Так что, кроме родства по крови, среди грузин и осетин немало молочных братьев и сестер.

Осетин Грузия привлекала своим высоким уровнем экономической и культурной жизни. В VI-Х вв. христианство пришло в Осетию из Византии и Грузии.

Поскольку осетины в основном имели связи с Восточной Грузией, а в позднее средневековье стали селиться в Шида Картли, остановимся поподробнее на этой провинции.

Течение основной реки Грузии – Куры – определило деление исторической Картли на Земо (Верхнюю), Шида (Среднюю) и Квемо (Нижнюю) Картли.

Согласно грузинскому историку XI века Леонти Мровели, Шида Картли включала в себя территорию “от Тбилиси и Арагви до Тасискари и Паравани”226.

По утверждению того же летописца, древнейшее название Шида Картли было “Зена Сопели” (Верхняя Страна): “А Уплосу осталось владение отца его Мцхетоса – Мцхета. И владел он страной от Арагви до Тбилиси, от Тасискари до озера Паравани. И построил он Уплисцихе, Урбниси, Каспи; и назвал страну от Арагви и Армази до Тасискари Зена Сопели, которую ныне зовут Шида Картли”227.

По данным этого летописца, территория Шида Картли несколько уменьшена: с восточной стороны граница проходит не по Арагви и городу Тбилиси, а по Арагви и Армази.

Правда, Леонти Мровели не называет прямо северной границы Шида Картли, но тут подразумевается Кавказский хребет, т. к. по Леонти Мровели, доставшаяся в удел наследникам Таргамоса земля с севера граничила с Кавкасиони228.

Греческий географ I в. Страбон северной границей Иберии, а стало быть Шида Картли (по Страбону, Средняя Иберия) считает Кавказский хребет. Он пишет: “А эта гора (Кавкасиони) находится в конце двух морей, как Понта, так и Каспия, укрепляет тот перешеек, который разделяет моря. К югу от этой горы находятся Албания и Иберия, а к северу -сарматские низины… Некоторые отроги этой горы направлены к югу, и, сделав круг вокруг Средней Иберии, примыкают к горам Армении” (Страбон, XI, 2, 15).

Обратимся к сравнительно более поздним источникам и описаниям. Выдающийся грузинский историк и географ XVIII века Вахушти Багратиони пишет: “А местность ниже Ташискари и Лихской горы до Арагви и Тбилиси включает следующие три воеводства: левое – Мухрани, правое – Картли, а местность выше Тбилиси, к югу от Куры и Триалети до Паравани есть удел Уплоса, сына Мцхетоса, и назвал Уплос Зена Сопели Шида Картли. И это впервые составляло одно воеводство и под его (воеводы) наблюдением находились все эриставы и полководцы”229.

И здесь прямо не говорится о северной границе Шида Картли. Описывая границы доставшейся в удел Картлосу (эпоним Картли) страны, Вахушти отмечает, что северная граница Картли – Кавкасиони230. Кроме того, из описаний “садрошо” (военно-территориальных единиц в древней Грузии), сделанных Вахушти, можно заключить, что ученый полностью включал в эту “страну” ущелья Арагви, Ксани, Лехури, Меджуди, Большой и Малой Лиахви, Пронэ, Тана, Тедзами, Дзама и частично Терека, которое находится к северу от Главного Кавказского хребта.

231 Гюльденштедт. Путешествие в Грузию, Тб., 1962, с. 175, 267.

232 Армянская география, Венеция, 1881, с. 78.

На картах Вахушти в Шида Картли входят Хеви и Двалети (истоки рек Ардон и Фиагдон – в настоящее время – территория Северной Осетии), расположенные к северу от главного хребта Кавкасиони. То, что Двалети издревле входила в Грузинское царство, хорошо известно из “Обращения Картли”, в котором говорится, что “ворота осетинские” и “оба ворота двалетские” – территория Грузинского царства, которую в VI веке завоевали персы.

Немецкий академик И. Гюльденштедт, в 1772 году совершивший путешествие в Грузию, северной границей провинции Шида Картли называет Кавказский хребет231.

Как мы уже отмечали, древнейшее название Шида Картли было Зена Сопели, зафиксированное в грузинских агиографических памятниках раннего феодализма и в армянской географии VII века, отражающей ситуацию IV столетия. Армянский анонимный автор, описывая Картли, отмечает, что “Арагви впадает в Куру и таким образом оканчивает Верхнюю страну грузин”232.

Несомненно, что Верхняя страна армянской географии есть перевод “Зена Сопели”, ибо в древнегрузинском “сопели” и “страна” значило одно и то же.

Согласно армянской географии, “Зена Сопели” или Шида Картли состояло из следующих территориальных общин: Ачабетисхеви, Сацхумети, Гвердисдзири, Цхрадзма, Кснисхеви, Базалети, Танисхеви, Дванская долина.

Интересно, что все названия этих территориальных единиц объясняются на основе грузинского языка и оформлены по его же законам.

Территориально-административная единица Ачабети располагалась вдоль верхнего течения Большой Лиахви, Сацхумети – вдоль течения Малой Лиахви, Гвердисдзири – между Малой Лиахви и Меджудой; Цхрадзма, кроме верхней части Ксанского ущелья включала в себя Лехуру и Меджуду; Кснисхеви – кроме средней части Ксанского ущелья, среднее течение Лехуры и Меджуды; территория вокруг реки Нареквави и Душетско-Базалетское плато входили в Базалети. Территория к югу от Куры входила в состав Танисхеви, а побережье рек Дванисцкали и Пронэ называлось Дванской долиной.

Надо отметить, что на протяжении почти всего средневековья на территории Шида Картли не прекращалось возведение грузинских крепостей и церквей, многие из которых представляют сегодня замечательные памятники грузинского зодчества средних веков. На большинстве из них сохранились грузинские надписи, часто весьма интересного содержания, знакомящие нас с именами местных феодалов. Такими памятниками богата вся территория бывшей Юго-Осетинской АО (Армази, Эредви, Додоти, Тбети, Касагина, Сохта, Лиси, Цхавати, Цирколи, Икорта, Канчаэти, Тигва и другие церкви).

В античную и раннефеодальную эпохи вся Шида Картли была объединена в одну административную единицу – “саэриставо” или “саспаспето”. В ХI-ХIII вв. картлийское “саэристав-эриставство” включало в себя всю Шида Картли. С этой точки зрения интересен один документ, относящийся к эпохе правления Лаша-Георгия (начало XIII в.). Это грамота, выданная Георгием IV, в которой говорится, что во владения картлийского “эриставт-эристава” или в территорию Шида Картли входило владение “сакартлийского эристава”. А резиденция “сакартлийского эристава” – “Сакартлис-цихэ” упоминается в трудах Вахушти Багратиони, и развалины этой крепости, известные под тем же названием, существуют и поныне на северо-западе Шида Картли, к северу от истоков Дванисцкали, на дороге, ведущей из Имерети в Картли. Топоним “Сакартлис-цихэ” интересен с той точки зрения, что благодаря ему становится ясно: в XIII веке для людей, идущих из Рача-Имерети, территория этой крепости и местность, лежащая к востоку от нее, называлась собственно “Картли” или “Шида Картли.”

После XIII века в результате распада саэриставо Шида Картли возникли следующие княжества: Ксанское эриставство (XIII в.), Арагвское эриставство (XIV в.); Сацициано (конец XIV в.); Саамилахвро (XV в.), Самачабло (XV в.), Саамирэджибо (XV в.), Саджавахиано (XV в.),

233 Картлис Цховреба, II, Тбилиси, 1959, с. 296.

234 Вахушти Багратиони. Описание Царства Грузинского, с. 71.

Самухранбатоно (XVI в.). Наряду с этими княжествами в Шида Картли XVIII в. находился целый ряд мелких княжеств.

Отношения между Грузией и Осетией большей частью были нормальными и добрососедскими. Но стоило появиться посторонней или какой-то третьей силе, как сразу же возникала напряженность.

Так, например, в V веке подстрекаемые Ираном, осетины входят в Картли по Дарубандской (или Дербентской) дороге и в г. Каспи берут в плен сестру Вахтанга Горгасала Мирандухт, которую по Арагвскому и Дарьяльскому ущельям увозят в Осетию. Вахтанг идет походом на Осетию и разбивает врага.

Во второй половине XIII века во время борьбы двух монгольских государств – “Золотой орды” и Ильханского княжества – в окрестностях Шида Картли появляются вооруженные отряды осетин, которые действовали здесь от имени ильханского правителя.

В борьбе за свои политические цели монголы насильственным образом использовали воинов покоренных стран, сея между последними вражду. Отряды осетинских феодалов, выполняя функции “соратников и воинов” монголов, по своему служебному положению обязаны были противопоставить себя тем, кто в Картли противопоставлял себя нойонам, т. е. грузинским помещикам и князьям.

В условиях внутриполитического распада Картли отряды осетинских феодалов получили возможность развернуть свои действия. В частности, в 1292 году, когда в Картли не было царя и страной правили эристави и азнауры, по словам анонимного грузинского историка XIV века (“Летописца”) осетины впервые начинают “разорять, уничтожать и брать в плен грузин, а город Гори взяли и объявили своим осетины”233.

Решительные меры, которые в начале 20-х годов XIV века предпринял царь Георгий V Блистательный против насилия осетинских феодалов, преследовали цель установления внутреннего мира и восстановления сократившегося грузинского землевладения. По словам Летописца, Георгий “прогнал и истребил” осетин, отнял у них “крепости и села”, которыми они “завладели местами”. Борьба оказалась весьма жестокой и тяжелой. В боях на стороне централизованной власти принимало участие и горское население: войско Ксанского саэриставо с участием Виршела Эристави и “мтиулни арагвисани” (горцы Арагви). Для большей гарантии мира Георгий Блистательный закрыл все дороги, ведущие через Кавказский хребет. Благодаря энергичным мерам, принятым правителем Грузии, разбойничьи осетинские отряды были уничтожены или изгнаны из пределов Грузии. Возникновение осетинских поселений в Картли происходит в позднее средневековье. Переселение осетин в Грузию имело свои особые причины. Еще в ХIII-ХIV вв. осетины, жившие на полях Северного Кавказа, были разорены и частично уничтожены монголами и захватчиками тюркского происхождения. Большая часть уцелевших осетин укрылась в высокогорных районах Центрального Кавказа. Здесь условия их жизни были весьма неблагоприятны. Голые горы и низкий уровень хозяйственной техники не могли удовлетворить даже минимума их потребностей. Поэтому естественным было их стремление к Грузии с ее высоким уровнем социально-экономической жизни. Этот процесс активизировался с политической экспансией в позднее средневековье кабардинцев, которым ослабевшие в боях с монголами осетины не смогли дать отпора.

В поисках лучших условий жизни осетины прокладывали пути в горные грузинские села, часто селились на землях тамошних феодалов как “хизаны” (крестьяне, селившиеся на чужой земле и иногда добровольно шедшие в крепостное услужение). Этому способствовало, с одной стороны, то, что в результате нашествий внешних врагов грузинское население резко сократилось, либо же благодаря экономическому влиянию долин грузины с гор устремлялись в равнинные районы. Этот процесс верно подмечен Вахушти Багратиони, который пишет: “В этих горных местах, где селились осетины, поначалу жили грузинские крестьяне. Затем ими стали владеть осетины, а грузины спустились в долины, ибо из-за врагов население долин сократилось”234.

235 С. А. Белокуров. Сношения России с Кавказом, М., 1889, с. 508.

236 С. Кубанейшвили. Хрестоматия древнегрузинской литературы, I, Тб., 1946, с. 408.

237 Институт рукописей им. К. Кекелидзе АН Грузии, док.Hd – 1959; Документы из социальной истории Грузии, I, п/р Бердзенишвили, 1940, с. 364.

238 История Осетии в документах и материалах, т. I, Цхинвали, 1962, с. 103.

239 Центральный исторический архив Грузии, ф. 1448, док. № 10326.

Первое сведение о возникновении на территории Грузии компактного поселения осетин относится к началу XVII века. Согласно данным побывавшего в Грузии русского посла М. Татищева (1604-1615), небольшое число осетин к этому времени уже жили в истоках р. Большой Лиахви235.

Важную информацию содержит сочинение Виссариона, картлийского католикоса, “Мученичество царя Луарсаба” созданное на рубеже ХVII-ХVIII вв. Рассказывая о мученичестве Луарсаба (1622), автор характеризует сложную внешнеполитическую ситуацию, в которой находилась Грузия, и в связи с этим говорит о северной границе Картли: “Царь Луарсаб многое сделал для ее укрепления, ибо немало зла знала Грузия с севера. Сперва от турок, покоривших царство греков, затем от персов и потом от соседей наших, горных осетин, которые обосновались поблизости от нас и много бед принесли нам, ибо с летних урожаев до самой зимы убивали и пленяли явно и тайно грузин и столько зла причиняли им”236.

Из купчей, датированной первой половиной XVII в., видно, что к этому времени осетин еще не было в Верхней Джаве. Мы читаем в ней: “Заключительным этим письмом сообщаем, что мы Ч…тиа Иванэ и Закариа с нашими сыновьями Шермазаном, Индо, Гарсеваном и Арджабаном продаем наше имение Мачабели Куабулу и Заалу и братьям их и потомкам их. Вымерла Верхняя Джава и обезлюжена осетинами. Бог свидетель, вымерла так, что не осталось и следа человеческого. Продали вам дзиганидзевское имение в Верхней Джаве со своим кладбищем, пахотной землей, родником, мельницей, горами и домами, виноградником, со всем, что находится на этой земле. Дзиганидзе, наследник его, пропал, и мы взяли его долю. Итак, продали мы наше имение, которое не оспорит никакой господин, ни кто-либо другой… Продали в такое время, когда, бывало, мать съедала своего ребенка, муж продавал жену, чтобы самому выжить. И с нами такое же приключилось, из семьи в десять человек в живых осталось пятеро. Мы успели продать наше родовое поместье и сохранили себя, да благословит вас Господь, что вы купили наше имение и спасли нас, а не то мы вымерли бы. Отныне да будет оно вашим и будьте счастливы. Кто оспорит ваше приобретение, да падет на него гнев Божий. Свидетелями тому священник Свимон Эпениашвили, Гурджишвили Ломи”237.

Осетинские ученые Г. Тогошвили и И. Цховребов использовали вышеприведенный документ как доказательство того, что осетины жили в Джаве до XVII в. Строка документа: “Вымерла Верхняя Джава и обезлюжена осетинами” переведена ими тенденциозно и неверно. В их переводе она выглядит так: “Вымерла Верхняя Джава и не стало там осетин”238. Мысль диаметрально противоположная оригиналу.

Из грамоты, датированной серединой XVII в., мы узнаем, что царь Ростом приказывал своим чиновникам не трогать переселившихся из Осетии в местность севернее Джавы Томашвили Султана и его сына, ибо за ними не было никакой вины, и не мешать другим переселенцам из Осетии239.

Из этого же документа видно, что в середине XVII в. осетины заселяют истоки Большой Лиахви, к северу от Джавы, и происходит это с позволения царя Картли.

Расселение осетин в Картли в 30-е годы XVIII в. отражено на картах Вахушти Багратиони и в его “Описании…”, отличающихся большой объективностью. На картах Вахушти осетинские села отмечены в верхних поясах Большой и Малой Лиахви, истоках Меджуда, Лехура, Ксани, Терека. В Арагвском ущелье в то время не было ни одного осетинского села. Также чисто грузинские – Самухранбатоно и Саамилахвро. Это означает, что в предгорных районах и долинах Шида Картли в то время не существовало компактного осетинского населения, осетинские села находились только в верховьях ущелий. В 30-х годах XVIII в. осетины населяют компактно лишь верхний пояс Лиахви, а истоки Меджуда, Лехура и Ксани –

240 В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор, М., 1959, с. 501.

241 Гюльденштедт. Путешествие в Грузию, I, Тб., 1961, с. 277-279; II, 1964, с. 67.

242 В. Гамрекели. Межкавказские политические и торговые отношения Восточной Грузии, Тб., 1980, с. 35-36.

243 Центральный исторический архив Грузии, ф. 1448, док. 31

244 Акты Кавказской археологической комиссии, I, Тбилиси, 1866, с. 466-470.

спорадически. Обоснование осетин в Ксанском ущелье происходит сравнительно позднее. Известный иранист Василий Абаев писал: “Исторические и языковые факты подтверждают, что поселение ксанских осетин в теперешних местах по Ксанскому ущелью произошло не так давно, примерно в последние 200 лет. Они поселились гонимые малоземельем и нищетой из разных высокогорных районов Северной и Южной Осетии и принесли с собой мешанину говоров и наречий”240.

В 70-х годах XVIII в. положение несколько меняется. В Картли уже гораздо больше осетин, чем раньше. Этот период отражен в дневниках путешествия И. Гюльденштедта. Немецкий академик называет Северную Осетию просто Осетией, говоря о провинциях Шида Картли, он отмечает, что эти места, населенные грузинами, в горных же районах живут и грузины и осетины.

По данным И. Гюльденштедта, в 70-х годах XVIII в. в верховьях Лиахви наряду с осетинами жили и грузины241.

После посещения Гюльденштедта Грузии осетинское население в Картли увеличивается, ареал их расселения устремляется к югу.

Согласно данным описи населения за 1770 год, в Шида Картли имелось 2860 осетинских дымов, из них 2000 приходились на Ксанское саэриставо, 860 – на Самачабло. В самом Цхинвали проживали только “грузины, армяне и евреи”242.

В переселении осетин в Грузию (Шида Картли) позднего средневековья иногда были заинтересованы и сами грузинские цари и феодалы. В то время появление в грузинской среде чуждого этнического элемента (притом низкого культурного уровня) не представляло опасности для грузинского этноса, ибо грузины принадлежали самим себе. Вместе с тем в условиях грузинской государственности и с принятием сразу по переселении грузинского христианства (православия) осетины легко приспосабливались к грузинскому быту и культуре. Позволяя осетинам селиться на грузинской земле, грузинские цари и феодалы решали сразу две проблемы: экономическую и демографическую. Существует выданная в 1794 году Ираклием II жалованная грамота, согласно которой он дарует некоему осетину Туджуко Кудухашвили свободу от крепостной зависимости и дворянство за то, что последний переселил и обосновал на грузинской земле осетин243.

Подобного рода документов второй половины ХVIII века немало, согласно им грузинские помещики в горных районах Шида Картли в домах и деревнях, ранее населяемых грузинами, селили осетинских мигрантов.

К 1802 году в той части Шида Картли, из которой в 1922 году была создана Юго-Осетинская АО, компактно были заселены осетинами лишь следующие села: Корниси, Тбети, Кусирети, Гудиси, Потриси, Чвриви, Мгвриви, Сатихари, Кулбити, Хромисцкаро, Жамури. В селах Дзвилети, Свери, Эредви, Корди, Дици, Ацрисхеви, Чареби, Снекви, Белоти, Сацхениси, Ванати, Зардианткари, Мерети, Карби, Арбо осетины жили вместе с грузинами. Остальные села были заселены только грузинами.

К 1802 году в Ахалгори жили только грузины и армяне; в Джаве (Хевская Джавани) – только грузины, в Цхинвали – грузины, армяне и евреи244. И согласно “Кавказскому календарю” за 1900 год, в Цхинвали также проживали только грузины, армяне и грузинские евреи.

В начале XIX века осетины обосновывались лишь в горных районах Шида Картли. В первой половине XIX века они спустились в предгорную часть Шида Картли, а со второй половины XIX века интенсивно заселяют равнинные села.

Некоторые политики и исследователи считают, что Аланией или Осетией всегда называлась и определенная часть территории, лежащая к югу от Кавказского хребта.

245 Дж. Г. Гвасалиа. Территория Грузии на европейских картах Турецкой империи XVII века. Известия (“Мацнэ”) АН Грузии, 1987, № 2, с. 106.

246 Акты, т. IX, с. 749.

247 Акты, т. IX, с. 749.

На карте Турецкой империи и Кавказа, выполненной французским географом де Виттом во второй половине XVII века, на центральной части Кавкасиони сделана надпись – “Сваны” (“Scuani”), севернее которой – надпись “Карачаевцы” (“Caraccioli”), а на северо-западе от нее – “Аланы” (“Alani”)245.

На “Карте Грузии” (“Carte de la Gеоrgie”), изданной в 1775 году в Венеции французским географом и картографом Иосифом – Никола де Лилем, к северу от Кавказского хребта на территории, граничащей с Кабардо и Басиани, имеется надпись “Овсети” (“Ovseti”).

В 1783 году Восточная Грузия – Картл-Кахетинское царство признает над собой протекторат России. В том же году в Грузию направляется полковник С. Д. Бурнашов, который в 1784 году составил генеральную карту грузинских царств и княжеств, примыкающих к ним территорий и проживающих в горах Кавказа народов. На этой карте севернее вершины Казбек – надпись “Осетины”. Центральная часть Грузии помечена надписью – “Карталиния”, и в нее входит весь бассейн рек Картли и верховья реки Терек (“Хеви”). Оригинал карты хранится в Центральном государственном историческом архиве в Москве (фонд ВУА, № 20477).

В 1987 году в Орджоникидзе вышла солидная монография “История Северо-Осетинской АССР”, авторами которой являются весьма авторитетные осетинские ученые. К монографии приложена составленная ими карта – “Карта Кавказа 1801 г. (из актов Археологической комиссии).” На ней территория, лежащая к северу от Кавкасиони, более того, к северу от горы Казбек, отмечена надписью “Осетия”, а территории, лежащие к югу – “Имеретия”, “Карталиния”, “Кахетия”, “Абхазия”, “Сванети”, “Мингрелия”, общее название которых – “Грузия”.

Карта в основном верно отражает ситуацию 1801 года и свидетельствует о том, что еще в 1987 году осетинские ученые – историки – мыслили и писали сравнительно объективно.

В 1842 году гражданское управление Закавказья ревизовал военный министр Российской империи Чернышев. Ознакомившись на месте с положением дел, он пришел к заключению, что уровень гражданского развития жителей горных районов Восточной Грузии сравнительно ниже, чем в остальных ее районах. С целью создания более прочного управления этими районами он рекомендовал главноуправляющему на Кавказе выделить тушинцев, пшавов, хевсуров, мтиульцев, мохевцев и осетин из уездов, в которые они раньше входили, и составить из них особые округа с военно-гражданским управлением246.

На основе этой рекомендации южные склоны Кавкасиони, на которых жили горцы и которые раньше входили в Горийский, Тбилисский и Телавский уезды, составили два округа – туш-пшав-хевсурский и осетинский.

В осетинский округ поначалу оказались введенными мтиульцы и мохевцы, проживавшие вдоль Военно-Грузинской дороги, и центром этого округа избрано мтиульское село Квешети. В сентябре 1842 года в осетинском округе побывал Головин. Убедившись, что начальнику осетинского округа из его центра Квешети трудно было управлять населенными осетинами землями (Джавское ущелье, Магран-Двалети и Нар-Мамисони), он решил исключить из осетинского округа население горной полосы вдоль Военно-Грузинской дороги и создать Горский округ с центром в Квешети.

В 1843 году от Горийского и Тбилисского уездов отторгли принадлежавшие им верховья Ксанского ущелья и бассейн притоков, большей частью населенные грузинами, по обычаям своим весьма схожими с грузинами из Арагвского ущелья, и ввели в состав Горского округа. Затем обширная территория Горского округа была разделена на Хевский, Мтиульский и Ксанский участки. В том же 1843 году был официально учрежден Осетинский округ, который также поделили на три участка – Джавский, Мало-Лиахвский и Нарский. В 1843 году согласно специальной инструкции начальнику Горского округа было присвоено звание главы горских народов, которому подчинили и Осетинский и Туш-пшав-хевсурский округа247.

248 Центральный исторический архив Грузии, ф. 10, вып. I, д. 543, л. 3,6.

Во времена наместника Барятинского (1859) в округах Тбилисской губернии произошел целый ряд изменений территориально-административного характера.

Осетинский округ включал в себя часть территории созданной в 1922 году Юго-Осетинской АО и Ардонское ущелье (историческое Двалети). Резиденция начальника округа находилась в селе Джава, и поскольку историческое Двалети отделял от Джавы Главный Кавказский хребет, начальник Осетинского округа не мог соответствующим образом контролировать Нарский район.

В связи с военными походами на Северный Кавказ 3 апреля 1858 года было создано левое крыло Кавказской линии, в состав которого вошел и осетинский военный округ (Северный Кавказ). Ввиду того, что Нарский участок находился вблизи от Владикавказа и в любое время года связь между ними не прерывалась, Барятинский отторг Нарский участок от Тбилисской губернии и передал его Осетинскому военному округу “левого крыла Кавказской линии”, который впоследствии вошел в состав Терского округа (а с 1924 года – Северо-Осетинской АССР). Так оказалась отторгнутой от Грузии ее неотъемлемая в течение тысячелетий территория – Двалети.

Основные части Осетинского округа – полицейские участки Джава и Малой Лиахви остались в составе Тбилисской губернии. Поскольку полицейские участки Джава и Малой Лиахви отделяли от резиденции главы горских народов Ананури труднопроходимые горы, что затрудняло управление ими, участки Джава и Малой Лиахви вывели из его состава и в виде осетинского полицейского участка ввели в состав Горийского уезда248.

В созданную 30 апреля 1922 года Юго-Осетинскую АО вошла северная часть горных районов Картли и часть Рачи. В ее составе оказались исторические провинции Грузии – Самачабло, Ксанское эриставство, Сапалавандишвило, часть Саамилахвро.

Это был совершенно неоправданный с исторической и юридической точки зрения акт, направленный против грузинского народа, поскольку на протяжении многовекового существования грузинской государственности осетины никогда не имели на территории Грузии каких-либо государственных образований. Более того, две трети живущих в Грузии осетин (по крайней мере до 1989 года) находились за пределами т. н. “Южной Осетии” (в Кахети, Тбилиси, Боржомском ущелье), которые они заселяли во второй половине XIX и XX вв.

В 1989-1992 гг. произошел новый взрыв осетинского сепаратизма. Явление последнего времени перешло все границы – т. н. Южно-Осетинская республика объявила о своем полном суверенитете.

Налицо явная агрессия против Грузии. Осетинский сепаратизм прямо угрожает территориальной целостности Грузии, неприкосновенности ее границ, что несовместимо с государственным статусом республики Грузия как члена ООН.

Проф. Василий Абаев писал в “Независимой газете” от 22 января 1992 года: “Главный Кавказский хребет – естественная граница между Грузией и Осетией, и всякая попытка размыть эту границу повлечет за собой состояние перманентного конфликта между грузинами и осетинами… Надо прежде всего покончить с разговорами об отторжении Южной Осетии от Грузии. Ни одно грузинское правительство с этим никогда не согласится и будет право потому, что это будет означать нарушение территориальной целостности Грузии.

Кто хочет мира между южными осетинами и грузинами, должен навсегда отвергнуть идею присоединения Южной Осетии к Северной. Кто хочет мира между Грузией и Россией, также должен оставить эту идею. Такова реальность”.

Лучше не скажешь.

Шида Картли, естественно, с ее северной частью (“Цхинвальским регионом”, т. н. “Южной Осетией”) – эта колыбель грузинской культуры, языка, религии, государственности всегда была и будет неотъемлемой частью Грузии.

 

225 Картлис Цховреба (История Грузии), I, Тбилиси, 1955, с. 369.

226 Картлис Цховреба, I, с. 24.

227 Там ж1973, с. 48.е.

228 Там же, с. 4.

229 Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского, Тб., 1941, с. 84.

230 Картлис Цховреба, IV, Тб.,

დატოვე კომენტარი