Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Юрий Мосенкис – ГРУЗИНЫ

 Юрий Мосенкис 

 
 
 

 

 

 ГРУЗИНЫ – “ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ”

 

В науке давно спорят о филистимлянах и их языке. Кто они были и откуда пришли? Изучение языка и культуры древней Грузии дает нам возможность ответить на этот вопрос.

Известен филистимский царь Ахиш, известны и другие близкие по звучанию филистимские имена – Икавсу (или Икавшу), Экашо. Их можно сопоставить с титулами, употреблявшимися в древности в Малой Азии: -ahšu «правитель, князь» и –haššu «царь». Зная о древнем грузинском населении Малой Азии, привлечем к сравнению и название старейшины рода в Сванетии – ma-hvš-і. Можно предполагать, что древние родовые вожди сохранились на Кавказе и постепенно превратились в царей на юге – в Малой Азии.

Современными исследователями установлено, что печально знаменитый Молох (molk)– не имя божества, как считалось долгое время, а название самого ритуала жертвоприношения. Сравним малоазийские термины – хеттск. malhašš(i)- «жертва», лувийск. malhašš(a)- «магический ритуал» и, наконец, этрусск. mlac, mlak-, mlakh- «священное подношение, посвятительный дар» (происхождение этрусков из Малой Азии известно еще древним авторам и доказано в ХХ веке). Но приведенные термины трудно объяснить без грузинского языка, где locva – «молитва», mi-locva – «поздравление».

В названии филистимлян и их страны (ассирийск. Palašta, древнеегипетск. Pelešet и др.) можно выделить корень Pala-. Он совпадает с названием страны Пала или Бала в древней Малой Азии. Но еще более впечатляющая параллель – сванское общество Бал.

Без объяснения долгое время оставалось имя филистимской девушки – Далила, известной из легенды о Самсоне. Это имя, как указывают комментаторы Библии, не имеет объяснения в древнееврейском языке. Предполагается, что оно – собственно филистимское и может означать «кудри»1. Тут надо вспомнить главную сванскую богиню – Дали с золотыми волосами, и грузинское слово dalali – «коса».

Филистимским считаеся слово qovah «каска»2. Оно похоже на древнегрузинское xviri «покрывало», «головной убор» (от глагола xurva «покрывать»).

Название древнего сирийского города Халеб (Алеппо) может означать по–грузински «дома»: в слове saxli «дом» Н.Я.Марр справедливо выделял префикс sa- и корень –xal- (название дома хал встречается и в дагестанских языках). Итак, название Халеб может содержать этот корень и суффикс множественного числа –eb-. Вполне логично, что город состоит из множества домов. Здесь можно вспомнить для сравнения и грузинское слово sasaxle «дворец», буквально означающее «место домов» (дворец возникает из слияния отдельных домов – это хорошо известно археологам, например, на Крите).

Название реки Иордан можно сравнить с названием реки в Грузии – Иори. А вторую часть названия – -dan можно сопоставить с грузинским dineba «течение», dens «он течет».

Конечно, высказанные здесь сравнения – только гипотезы. Но они заслуживают изучения, если хоть одна из них может оказаться правильной. Путь в науке невозможен без предположений. Особенно это касается древней истории, в данном случае – вопроса о границах расселения грузинских племен и распространения пракартвельского языка в древнем мире.

Юрий Мосенкис,

доктор филологических наук

________________________________________

1 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 171.
2 Марр Н.Я. Избранные работы. – Л., 1933–1937. – Т. 3. – С. 217.

 

***

 

ГРУЗИНЫ – СОЗДАТЕЛИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫЮ

 

The Georgians as Creators of Ancient Egyptian Culture

(Из цикла «Грузинские истоки первых цивилизаций»)

 

В древнем Египте почитался бог луны и знаний Тот (Thoth), более древняя форма имени которого – Джехути (Dehuti). Он считался «владыкой чужеземных стран» и создателем всей интеллектуальной жизни Египта. Он руководил временем, создал письменность и счет, бог магии. «Происхождение культа Тота относится к древнейшему периоду»1. Форма его имени – Джехути – соответствует реконструированному лингвистами пракартвельскому названию луны *dus1te, лучше всего сохранившемуся в сванском – došd-ul «луна». Другая форма имени – Тот – находит яркие параллели в других картвельских языках: грузинск. ttue (ththue) и мегрельск. tuta (thutha) «луна». Исключительно важна параллель в шумерском – itud «луна».

Культ луны на древнейшем Кавказе хорошо известен, и он вполне мог быть заимствован с Кавказа или из Малой Азии (где за несколько тысяч лет до н.э. жили картвелы – согласно Н.Я.Марру, А.С.Хаханашвили, А.С.Сванидзе и др., и где была древняя картвельская государственность – согласно И.А.Джавахишвили) в Египет. Очевидно, это произошло еще в догосударственный (додинастический) период египетской истории.

Было бы ошибочным думать, что египтяне до прихода картвелов не имелисвоего обозначения для такого важнейшего небесного объекта, как луна (имеющего и календарное, и магическое значение). В древнеегипетском языке имеется другое обозначение луны (в том числе как божества) – Ях, имеющее соответствия в других афроазиатских языках. Картвелы принесли в Египет, надо предполагать, свой особый культ луны, связанный с мудростью и магией.

Общими для древнеегипетского и картвельских языков являются такие важнейшие термины культуры, как «строить» (д.-ег. ked – пракартв. *ked-), «хлеб» (д.-ег. berry, сопоставляемое с чадским bur-«мука» – груз. puri) и др. Особое внимание надо уделить таким параллелям, как груз. upali «всевышний»(корень up-) – д.-ег. uben «поднимающийся» (есть соответствие и в древнеэламском – верховный бог Hupan, давно сопоставляемый с груз. upali).

Груз. batoni «господин» (когда-то, очевидно, было царским титулом – вспомним batoni-švili «царевич») соответствует д.-ег. титулу biti «царь» (титул царя нижнего – по течению Нила, то есть северного Египта). Египетский титул обычно сопоставляют с древнеливийским batt- «царь» (известным, в частности, по древнегреческим источникам). Соответствие грузинского термина именно северноегипетскому вполне понятно: северный Египет ближе к малоазиатско–кавказскому региону – древнейшему очагу пракарвельского языка и культуры.

Главная идея древнеегипетской религии – вечное возрождение, воплощенное в образе Осириса (д-ег. Usir), для которого предполагают неегипетское происхождение2. Это имя, как считают, возникло в доисторическую эпоху и означает «произрастание»3. Это имя соответствует грузинскому обозначению роста: zrda «рост», vzrdi «я его выращиваю», vizrdebi «я расту».

«Царствуя над Египтом, он Осирис отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов… Первоначально, видимо, Осирис был местным богом города Джеду (Бусирис) в восточной части Дельты Нила…»4 Здесь упомянуты хлеб и строительство, обозначаемые терминами, общими для древнеегипетского и картвельских языков. А восточная часть дельты Нила, где появился культ Осириса, – место на пути с Кавказа в Египет. Осирис, по древнеегипетской мифологии, пользуется поддержкой бога Тота5, о картвельском происхождении которого говорилось выше.

Итак, два главнейших египетских бога, считавшиеся в Египте чужими и принесшие туда культуру, мудрость, религию, оказались грузинскими (картвельскими). Параллели в грузинском языке имеют многие важные термины древнеегипетской культуры, в том числе царский титул. Мы можем предположить, что в IV тысячелетии до н.э. (а, может быть, и ранее) в Египет пришли, принеся с собой основы культуры и государственности, грузины-пракартвелы.

Юрий Мосенкис,

доктор филологических наук

 

________________________________________

1 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 547.
2 Мифологии древнего мира. – М., 1977. – С. 73.
3 Мифологии древнего мира. – М., 1977. – С. 70.
4 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 418–419.
5 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 547.

 

 ***

ГРУЗИНЫ В ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ

(“The Georgians in Ancient Britain”)

(Из цикла «Грузинские истоки первых цивилизаций»)

Археологи подчеркивают, что «на вопрос об этнической принадлежности древнего догерманского населения ни один из исследователей не может ответить»1.

Академик Н.Я.Марр пишет о «племени kas’ов или каспов, гнездившиеся на Кавказе, но имевших издревле большое распространение по Средиземноморью, по Европе, вплоть до Британских островов»2.

 В английском языке есть ряд древних и весьма важных слов, происхождение которых считается неизвестным. В подобных случаях обычно предполагают, что такие слова могут быть унаследованы из так называемого субстрата (буквально «подслоя», «нижнего слоя»), то есть из более древнего языка этой территории. Ряд английских слов такого типа имеет яркие параллели в картвельских. Например:

 англ. boy «мальчик» – груз.bavšvi, диалектн. bovšvi3, мегрельск. boši «парень»;

 англ. girl«девочка» – груз. col-, мегр. čir-, čil- “жена”;

 англ. body «тело», «ствол дерева»(древнеангл. bodig, древневерхне-немецк. botah4)– груз. bodzi«колонна, столб»;

 англ. dog“собака” (древнеангл. docga) – груз. dzaghli, мегр. džoghori, сван. džeg “собака” (и баск. zakur«собака», u-dagara «выдра», буквально «водяная собака»).

 Есть и другие параллели германских и картвельских языков:

 немецк. Qualm, готск.quulm«дым» – пракартвельск. *kam-l- «дым» (сопоставление Г.А.Климова);

 западногерманск. *tuga-, *tugi- «стая» – груз. džogi, сван. džegw(и чеченск. džuga) «стая» (сопоставление А.В.Маловичко).

 Для сравнения интересно отметить, что древние слова неизвестного происхождения есть и в кельтских языках (которые в І тысячелетии до н.э. были очень распространены в Западной Европе). Но такие кельтские слова находят соответствия в основном в языках Дагестана:

 галльск. gobed-«кузнец» (соответствия в других кельтских, без индоевропейской этимологии)5 – аварск. къебед «кузнец»6;

 пракельтск. *ord- «молот» (без этимологии)7 – кортІа-, куртІа-, квартІа- «молот» в дагестанских языках8. Сюда же, очевидно, относится груз. грдэмл- «наковальня», соответствующее табасаранскому гирдим «большой камень»9 и, возможно, восходящее к каменному веку (подобно тому, как восходит к каменному веку германское обозначение молота hammer, родственное славянскому камень);

 пракельтск. *kwenno- «голова» (неиндоевропейское)10 – гъвани, гвана-, ‘ун «голова» в дагестанских языках (ботлихском, багвалинском, чамалинском);

 пракельтск. *makwkw- «сын» (неиндоевропейское)11 – макІ, мачІ «ребенок», «мальчик» в дагестанских языках (багвалинском, чамалинском);

 пракельтск. *dago- «хороший» (неиндоевропейское)12 – чеченск. дика «хороший», адыгейск., кабардинск. дахэ «красивый», хурритск. dagi«красивый», шумерск. dug«хороший, добрый». Есть параллель и в германских языках (готск. audags, древневерхненемецк. otag«счастливый»), причем немецкие слова считаются догерманскими, доиндоевропейскими13;

 пракельтск. *wrak- «женщина» (неиндоевропейское)14 – прасеверокавказск. *hrVk’wV«женщина»15.

 Итак, картвельские и близко родственные им северокавказские языки были распространены в предысторической Западной Европе вплоть до Британских островов.

 ——————————————————————————–

 1 Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. – М., 1974. – С. 331.
 2 Марр Н.Я. Избранные работы. – Л., 1933–1937. –  Т. ІІІ. – С. 14. Однако нет, очевидно, основания считать греческое название олова, привозившегося в том числе с Британских островов, – kas-siteros – буквально “кас-ским железом” (“железом касов”): это скорее “небесное железо” от распространенного в кавказских языках корня kas-/kaš- «сверкать (о небесных явлениях)».
 3 Слово по: Марр Н.Я. Избранные… – Т. IV. – C. 261.
 4Безэтимологии: The Concise Oxford Dictionary of English Etymology / Ed. by T.F.Hoad. – Oxford; N.Y., 1996. – S.v. body.
 5 Королев А.А. Древнейшие памятники ирландского языка. – М., 1984. – С. 159.
 6 Слово по: Языки народов СССР. – Т. IV. – С. 258.
 7 Иванов В.В. К истории древних названий металлов в южнобалканском, малоазийском и средиземноморском ареалах // Славянское и балканское языкознание: Античная балканистика и сравнительная грамматика. – М., 1977. – С. 22.
 8 Слова по: Алексеев М.Е. 1988. – С. 74.
 9 Климов Г.А. Кавказские языки. – М., 1965. – С. 73. Остается неясным отношение к приведенным словам грузинских названий молота uro, k’veri.
 10 Калыгин В.П., Королев А.А. Введение в кельтскую филологию. – М., 1989. – С. 23.
 11 Калыгин В.П., Королев А.А. Введение… – С. 23.
 12 Калыгин В.П., Королев А.А. Введение… – С. 23.
 13 Брим В.А. Состав и характер неразъясненных элементов в германских языках // Яфетический сборник. – Петроград, 1923. – Вып. 2. – С. 28.
 14 Калыгин В.П., Королев А.А. Введение… – С. 158.
 15 Прасеверокавказская реконструкция по: NikolayevS.L., StarostinS.A. – P. 530.

 ***

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ КАРТВЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК И 600-ЛЕТНЕЕ ПРАВЛЕНИЕ ГРУЗИНСКОЙ ДИНАСТИИ В МЕСОПОТАМИИ

В древневосточной истории известно племя касситов (коссеев, киссиев). Название этого племени Н.Я.Марр справедливо сравнивал с грузинским kaci, мегрело–чанским kočiи баскским kison(на письме kizon) «человек»1. Сюда можно добавить еще слово cissonв древнеаквитанских надписях (Гасконь, рубеж эр).

 От касситского языка осталось всего около сотни слов, но их сравнение с картвельскими и баскским дает важные результаты.

 Касситские слова da-kaš «звезда» и da-gigi«небо» содержат известный картвельский префикс da-.

 Касситск. buri«владыка» соответствует баскскому buru«голова», а касситск. burna«покровительствуемый» – грузинскому sa-bur-avi, sa-bur-veli «то, что накрывается сверху».

 Касситск. Harbe«бог–бык» соответствует грузинскому xari«бык» (ранее это слово писалось с особой буквы, происходящей от иероглифического изображения быка2).

 Касситск. Gidar«бог войны» соответствует баскскому gudu “война”, gudari «воин», шумерскому gud «воин» и, возможно, грузинскому čidi«поединок».

 Касситск. Sah«бог солнца» соответствует грузинскому корню в словах si-cxe«жара», cx-eli«горячий», cx-adi«ясный», cx-ivi«луч» (с надежными соответствиями в других картвельских языках).

 Касситск. kukla«раб» (с начальным частичным удвоением) соответствует грузинскому glexi«раб»3, «крестьянин».

 Итак, можно предполагать, что касситский язык – еще один древний язык картвельской семьи. Династия его носителей правила Вавилонией с середины XVIII до середины XII века до н.э.

  ——————————————————————————–

 1 Марр Н.Я. Избранные работы. – М.; Л., 1933–1937. – Т. 5. – С. 5.
 3 Об этом значении слова см.: Марр Н.Я. Избранные… – Т. 5. – С. 156, 464.
 
http://trypillia.narod.ru/
 
 

***

 

 

10 Responses to “• Юрий Мосенкис – ГРУЗИНЫ”

  1. потомок скифов сарматов и аланов said

    Я спасибо автору этого интересного рассказа ! Я так сильно никогда не смеялся !!! вы сами себя читали _ * Грузины – “Древние жители восточного побережья средиземного моря”
    * Грузины – создатели древнеегипетской культуры
    * Грузины в древней британии
    * Неизвестный картвельский язык и 600-летнее правление грузинской династии в месопотамии
    Я вам скажу откуда грузины на кавказе ))))
    В нальных веках нашей эры Аланские войска возвращались из очередной наемной службы с персии и по пути было захвачено в плен одно племя и во времена своего рабства они жили в раселеном для них рабском поселе под названием мцхета. Слово – грузин на осетинском языке говорится так – гурджиаг ,что в переводе на руский – гурдж означает раб а иаг просто окончание.

    Like

    • irakli said

      gruzin რას ნიშნავს არ იცი და საიდან მოდის სიტყვა ამაზევე გეტყობა რომ ტყუი , რა მონა ბევრი უნდა იკითხო განა მარტო ანტიქართული ეგეთი ცოდნა ვერ გაადიდებს ოსეთს , რა უქნა მითრიდატემ მერე ვახტანგმა მაგ სკვითებს თუ იცი გადაშენებულები რომ ხართ ვერ ატყობ მაგაზე, თუ გგონია კოლხიდის ჭაობიდან წამოსულმა ხოლერამ გადაგაშენათ მართლა და იმიტომ ხართ მასე ცოტა…

      Like

    • Георгий said

      Гордж слово (грузин) идет от персидского и означает волк, Гордж Арслан ( называли так персы Вахтанга Горгасали) у которого был шлем, носил он в битвах, На шлеме была изображена волчья голова, от этого стали называть персы грузинского цары Горгасал а страну гурджи-стан.
      Нести чушь это твоя обязанность “потомок скифов и аланов”, вспомни и битву Вахтанга против аланов и скифов и поймешь, кто раб и кто нет.

      Like

    • eto ia u osetin mnoga raz slishal okazivaetso esli grurj eto rab na ruskom togda nam alani nazvali na ruskom rabi ? A GDE BILI TOGDA RUSKI ? A KROME OSETIN KTO GAVARIT ETO VERSIA ? i vafshe gde eto prochitali ? mozet ukazesh istochnik ? a na teritorii gruzii esli zili osetini gde ani sichas i pochemu ne ostalas ixnaia toponimika ? a ti vafshe znaesh shto skifi unichtozili alani a alani bili neskolko plemena saedinenie ? mozet atrkoish svoi tupoi golovi i prochitaesh gerodote strabon i drugie ? ti isho zabil skazku gruzini ze malenki bili i rizie eto zabil vas ze tak uchili i isho interesno tvaia familia naselenia cxinvali eto bovshie gruzini goreci mozet ti toze adin iz nix ….. tupoi mozesh skazesh adin bitva katori osetini ili alani viigrali krome tavo shto grabili ludei i dosixpor grabiat

      Like

    • а ты не рано ли смеешься иронец?) какие вы аланы- вы цыгане из персии… кударцы и иронцы… вы вообще не кавказцы , язык у вас не кавказский.. вы пришлое племя на земли настоящих кавказцев- грузин и ингушей…это ты будешь нам рассказывать сын осла откуда на кавказе грузины? ))) лучше мы тебе расскажем откуда взялось на кавказе твое неблагодарное племя иранских кочевников.. вы остатки тех персов которые нападали на кавказ… последние из последних -которые плелись за военным обозом персидскких шахов)

      Like

  2. nino said

    Юрий Мосенкис,
    доктор филологических наук -Украинец не Гзузин

    Like

  3. Ganin Zenoni said

    etot sovremenni Gerodot-potomok skifov sarmatov i alanov-polzuetsa naiverneishim istochnikom “skazkami babki”, i ukazivaet naitochneishuiu datu “v nachalnikh vekakh nashei eri”; i glavnoe, maleishchego predstavlenia ne imeet kak sozdavalis natsii; (takoi nevezhda i eshchio smeiotsa?!) to chto mnogie narodi ne mogut tochno vigovorits slovo: georgia v etom ne gruzini vinovati; georgia-g(e)urgia-gurgia-gurjia-gurzia-gruzia (takshe i osetini na svoi lad vigovorili slovo georgia-gurjia-g (gurgia)…

    Like

    • доктор филологиеских наук Мосенкис не имеет представления как создавались нации – зато некий ганин зенони имеет представление и даже смеет указывать профессионалу… слушай ты вася -иди читай книжку вовки путина – майн крах..)))

      Like

  4. miriani said

    მორდა ოსეტინსკაია ჩუკჩა

    Like

  5. Bu hər kimdirsə, dəli olub.

    Like

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s