Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Анчабадзе- КАВКАЗ

 ♥ კავკასია – Caucasus

Г. З. Анчабадзе – “Вайнахи” 

 

КАВКАЗ

 

1. Страна и население

Кавказ – одна из крупных географических и историко-культурных областей Передней Азии. С запада Кавказ омывается Черным и Азовским морями, с востока – Каспийским морем, что делает его перешейком между Европой и Азией. Северная географическая граница региона – Кумо-Манычская впадина, протянувшаяся от Нижнего Дона до низовьев р. Кумы. Южную границу проводят по бывшей государственной границе Советского Союза, а ныне по границам независимых государств – Грузии, Армении и Азербайджана – с Турцией и Ираном. Однако южная граница Кавказа во многом условна, так как по обе ее стороны нет резких природных различий. Не соответствует эта граница и историко-этнографическим реалиям. В современном понимании южная граница сформировалась лишь в 1921 году В указанных пределах площадь Кавказа составляет примерно 450 тыс. кв. км.

Происхождение названия «Кавказ» нельзя считать окончательно установленным, несмотря на существование ряда гипотез. Однако это очень древний топоним. В письменных источниках он упоминается еще в сочинениях Эсхила и Геродота (VI-V вв. до н. э.). Примечательно, что древние греки именовали Кавказом не только высокогорный хребет, на одной из вершин которого, по их представленииям, был прикован Прометей, но и район более низких передовых хребтов, горных отрогов и межгорных долин. Племена же, населявшие этот край, собирательно называли «кавказцами». Таким образом, еще в античную эпоху возникло представление о Кавказе, как об определенном географическом регионе, с населением, хотя и многоязычным, но близким по культуре и общественному строю.

Центральное положение на Кавказе занимает горная система Большого Кавказа, осевую часть которой составляют хребты – Главный, или Водораздельный, и Боковой, ряд вершин которых превышает высоту в 5000 метров над уровнем моря. Высшая точка Кавказа – гора Эльбрус (5642 м). Гребень Водораздельного хребта делит регион на две части: Северный Кавказ и Южный Кавказ, или Закавказье. К северу и югу от Главного и Бокового хребтов простираются более низкие передовые цепи гор, носящие в своих отдельных частях различные названия. Параллельные хребты Большого Кавказа соединены между собой поперечными грядами или кряжами, вследствие чего образуется ряд более или менее обширных горных котловин.
По длине (ок. 1100 км) Большой Кавказ делят на три части: Западный Кавказ, Восточный и Центральный. Границами между ними считают сечения, проходящие через горы Эльбрус и Казбек. На Центральном Кавказе расположены высочайшие вершины этой горной страны: Эльбрус, Дых-Тау (5203 м), Коштан-Тау (5145 м), Шхара (5058 м), Джанги-Тау (5051 м), Казбек (5047 м) и др.
Многие вершины Главного, Бокового и ряда других хребтов Большого Кавказа покрыты вечным снегом и мощными ледниками. Нижняя граница постоянного снежного покрова (снеговая линия) повышается здесь при движении с запада на восток в связи с увеличением в этом же направлении сухости климата. Так, на склонах Западного Кавказа она проходит на высоте 2900-3000 метров, в пределах Центрального Кавказа поднимается до 3200 метров, а на Восточном Кавказе достигает 3700-3800 метров.

На юге Закавказья выделяется горная область Закавказского нагорья высотой до 4090 м (г. Арагац). Его северную и северо-восточную окраину образуют хребты Малого Кавказа (до 3724 м, г. Гямыш). Северную границу Малого Кавказа составляют долины рек Риони и Куры (в среднем течении), южную – долина Аракса. Горные системы Большого и Малого Кавказа соединены между собой единственной горной перемычкой, Лихским хребтом, в Грузии, который одновременно делит эту страну на Западную и Восточную части.

На Кавказе имеется также целый ряд обширных низменностей и предгорных районов. В Закавказье это Колхидская низменность, Картлийская равнина, Кура-Араксинская низменность и др. На Северном Кавказе степные пространства занимают значительную часть его площади, являясь преддверием великих евразийских равнин.

Основные реки Кавказа (с севера на юг) – Кума, Терек, Сулак, Самур, Кура с Араксом, текущие в Каспийское море, и Ея, Кубань, Ингури, Риони, Чорохи, впадающие в Азовско-Черноморский бассейн. Крупнейшая из них Кура, которая берет начало в Турции, но протекает в основном по территориям Грузии и Азербайджана. Длина Куры 1364 км, площадь бассейна – 188 тыс. кв.км. Самые значительные реки Северного Кавказа – Кубань (длина – 870 км) и Терек (623 км).

Крупнейшее озеро на Кавказе – Севан (в Армении), разумеется, если не считать Каспийского моря, омывающего перешеек с востока и представляющего собой величайший на Земле замкнутый водоем.

В климатическом отношении Кавказ находится на стыке умеренного и субтропического поясов. В целом Северный Кавказ принято относить к умеренному поясу, а Южный – к субтропическому. Рубежом между ними служит Кавказский хребет, преграждающий массам холодного арктического воздуха путь на юг, и, наоборот, задерживающий продвижение потоков теплого воздуха с юга на север. Однако общие данные не могут отразить всего многообразия климатических особенностей отдельных районов Кавказа. Например, в Закавказье влажный субтропитческий климат Колхиды и Юго-Западного Прикаспия сочетается с континентальным холодным и горным холодным климатом нагорий и возвышенностей.

Таким образом, на Кавказе в непосредственной близости друг от друга расположены, составляя разительные контрасты, высокогорные ледники и степные равнины, дремучие леса и голые скалы, напоенные влагой субтропики и высохшие от солнечного зноя полупустыни. Здесь можно встретить много эндемических форм растений и животных.

В хозяйственной деятельности населения низменности и предгорья имеют гораздо большее значение, чем горы: они гуще населены, полнее освоены для земледелия, по ним проходят важнейшие транспортные магистрали. На низменностях и в предгорьях добывают нефть и газ, – важнейшие из природных богатств Кавказа. Кроме того, в его недрах имеются залежи полиметаллических руд, марганца, строительных материалов, угля, целебные минеральные источники.

* * *

Население Кавказа отличается многонациональностью и большой языковой дробностью, что обусловлено особенностями его исторического развития и природными условиями. Средневековые арабы недаром называли Кавказ «Горой языков»: здесь живет около 50 народов с самостоятельными языками. В лингвистическом отношении они принадлежат, в основном, к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, или палеокавказской, индоевропейской и алтайской. Все они представлены как на Северном, так и на Южном Кавказе.

Кавказская семья делится на три ветви (группы): западную, или адыго-абхазскую; восточную, или вайнахо-дагестанскую; и южную, или картвельскую. Представители кавказской семьи являются древнейшими обитателями Кавказа (отсюда и название «палеокавказские») и связаны друг с другом общностью происхождения. Западная группа состоит из двух подгрупп: адыгской и абхазо-абазинской. Адыги, или черкесы, в прошлом один из самых многочисленных и широкоизвестных кавказских народов, еще до второй половины XIX века компактно населяли обширную территорию от Черного моря до Среднего Терека. Ныне на этой территории они живут отдельными группами. В советской этнонимической номенклатуре адыгский этнос был разделен на кабардинцев (391 тыс.), проживающих в бассейне Терека, черкесов (52 тыс.), в верховьях Кубани, и адыгейцев (125 тыс.), на Нижней Кубани и в Причерноморье. Однако адыгские народы четко осознают свое этническое единство и имеют общее самоназвание – адыге.

По сравнению с прошлым веком урезан также ареал расселения абхазов (105 тыс.) и абазин (34 тыс.). Причиной сокращения этнической территории адыго-абхазских народов в XIX веке явилось их массовое переселение в Османскую империю после завоевания Кавказа Россией, в результате чего опустели целые области, ранее занятые племенами западнокавказской группы, и эта территория была освоена другими народами. Потомки кавказских переселенцев проживают в ряде стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак и др.). Там существует многочисленная адыго-абхазская диаспора, насчитывающая, по разным оценкам, от одного до нескольких миллионов человек.

Восточная ветвь кавказских языков также распадается на две подгруппы: вайнахскую и дагестанскую. Вайнахи, как известно читателю, собирательное название чеченцев и ингушей. В эту лингвистическую общность входят также бацбийцы, или цова-тушины, малочисленная этнографическая группа, проживающая в Северо-Восточной Грузии. Бацбийцы считают себя грузинами, однако сохраняют в быту свой язык, близкий к горным диалектам Чечни и Ингушетии. При переписях населения они как отдельный народ не выделялись.

На языках дагестанской подгруппы говорят многочисленные народы горного Дагестана и, отчасти, сопредельных районов Азербайджана. Крупнейшие из них аварцы (601 тыс.), лезгины (466 тыс.), даргинцы (365 тыс.), лакцы (118 тыс.) и табасараны (98 тыс.), а также рутульцы (20 тыс.), цахуры (20 тыс.) и агулы (19 тыс.). Некоторые дагестанские этносы, имеющие собственный язык, непонятный соседям, насчитывают от нескольких сот до нескольких тысяч человек и размещены лишь в одном или нескольких селениях. В настоящее время они, большей частью, консолидируются с более крупными дагестанскими народами и в переписях населения не выделены как отдельные национальности, хотя в значительной мере сохраняют свою самобытность. Так, например, с крупнейшим дагестанским народом, аварцами, ассоциированы андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалцы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, гинухцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы, арчинцы. С даргинцами консолидируются кайтаги и кубачинцы.

Некоторые дагестанские народы частично проживают также в Азербайджане. Это лезгины, аварцы, цахуры. Кроме того, в Азербайджане живут удины (8 тыс.) и малочисленные народы «шахдагской группы» – будугцы, крызы (включая джеков и гапутлинцев) и хиналугцы. Они – остатки древнего населения Восточного Закавказья, говорившего на языках дагестанской подгруппы вайнахо-дагестанской группы народов.
Южную (картвельскую) ветвь кавказской семьи составляют грузины (3981 тыс.) – основное население республики Грузия. Грузинский народ делится на ряд субэтнических групп, часть из которых (мегрелы, сваны) в быту сохраняет собственные языки, близкие грузинскому. Картвельские языки частично распространены также в северо-восточной Турции, где в прошлом их носители занимали довольно значительную территорию. Грузинский язык – единственный древнеписьменный из живых кавказских языков (памятники с V в. н.э).
Надо отметить, что на протяжении эпох ареал распространения палеокавказских языков постепенно сужался. Несколько тысячелетий назад кавказскоязычные племена населяли, по-видимому, не только весь Кавказ (или большую его часть), но и выходили далеко за его пределы. Многие ученые полагают, что к различным ветвям палеокавказской семьи были этнически близки известные народы Древнего Востока – гутии, хатты (протохетты), каски, хурриты, урарты, мушки и др. Поэтому, в этногенезе большинства современных народов Кавказа, говорящих на языках индоевропейской и тюркской системы, приняли участие и палеокавказцы – аборигены мест оседания пришлых племен. Подтверждается это и антропологическими данными.
Интересно, что на Кавказе давно уже существует мысль о кавказском единстве, основанном на общности происхождения. Грузинский автор XI века Леонтий Мровели, начинающий свой труд по истории древней Грузии с мифических времен Кавказа, составил генеалогическое «древо» народов, его населяющих, согласно которому армяне, грузины, вайнахи, дагестанские племена и др. имеют общего предка – легендарного Таргамоса (Торгома). По сообщению Мровели, расселившиеся по всему Кавказу потомки Таргамоса, помня о своем братстве, долгое время жили в дружбе между собой и сообща выступали против внешних врагов, нападавших на их родину.

Уже в глубокой древности, задолго до нашего летоисчисления, на Кавказ стали проникать первые индоевропейцы. В результате сложных ассимиляционных процессов часть пришельцев была поглощена местными племенами, другая же часть, передав автохтонному населению свой язык, вошла в состав сложившихся с течением времени индоевропейских народов Кавказа. Самый многочисленный из них – армяне (4623 тыс.). Древняя Армения охватывала обширную область в Передней Азии, однако, в XX веке базой для этнического и государственного развития армянского народа осталась только территория Южного Закавказья (историческая Восточная Армения). Существует также многочисленная армянская диаспора, рассеянная по всему свету.

Некоторые народы Кавказа относятся к иранской ветви индоевропейской семьи. Древние иранцы проникали на Кавказ как с севера, из Евразийских степей, так и с юга, со стороны Иранского нагорья. Их потомки – осетины (598 тыс.) на Северном Кавказе, частично проживающие также в Грузии, и таты (31 тыс.) и талыши (22 тыс.) в Азербайджане. В Закавказье проживают также ираноязычные курды, основная масса которых, однако, находится на своей исторической родине, за пределами Кавказа.

То же самое можно сказать о греках, которые появились на Кавказе в основном в XVIII-XIX веках и не имеют прямой связи с античными греческими колонистами Восточного Причерноморья.

Наконец, сегодня самая многочисленная группа индоевропейцев на Кавказе – это славяне. В основном русские (первые казачьи поселения с XVI в.), а также украинцы (с конца XVIII в.) . Они проживают во всех регионах Кавказа, но наиболее компактно населяют Краснодарский и Ставропольский края Российской Федерации, где составляют около 90 процентов жителей.

Алтайская семья представлена на Кавказе в основном тюркской ветвью. Первые тюрки проникли на Кавказ во время гуннского нашествия (IV в.). Впоследствии из северных степей, а также с юга, происходили новые вторжения кочевых тюркских племен, оседавших в разных частях Кавказа. Уже в раннем средневековье на Северном Кавказе образовались значительные группы тюркоязычного населения, которые в результате длительных этногенетических процессов с участием местных племен, а также новых объединений тюрок, прибывающих в Предкавказье (особенно кыпчаков с XI в.), сложились в кумыкскую и карачаево-балкарскую общности. Кумыки (282 тыс.) проживают в равнинной части Дагестана, а карачаевцы (156 тыс.) и балкарцы (85 тыс.) – в зоне Большого Кавказа, поблизости от горы Эльбрус.

Единственный тюркоязычный народ Кавказа, сложившийся как этнополитическая общность за его пределами – это ногайцы (75 тыс.). Они потомки тюрко-монгольских кочевых племен, расселившихся в Азово-Каспийском междумории в XV веке. Здесь ногайцы сформировались в народ, проживающий сегодня отдельными группами от Кубани до Каспийского моря.

Самый многочисленный тюркоязычный народ Кавказа – азербайджанцы (6770 тыс.). Еще около 15 миллионов представителей этого народа проживает в Иране, в т.н. Южном, или Иранском, Азербайджане. В этногенезе азербайджанцев определяющее значение сыграли древние местные племена Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, с которыми позднее смешались, передав им свой язык, тюркские пришельцы (особенно с XI-XIII вв.).

Тюркоязычной этнографической группой являются также т.н. месхетинские турки. В своей основной массе это потомки одной части грузинского племени месхов, исламизированной и тюркизированной во времена турецкого владычества в XVIII-XIX веках. Выселенные из Южной Грузии – Месхети в 1944 году «месхетинцы» отдельными группами проживают сегодня в государствах Центральной Азии, в России, в Азербайджане. Небольшое количество их живет и в Грузии. Проблема репатриации месхов на свою историческую родину еще ждет своего решения.
Наконец, на самой северной окраине Северного Кавказа проживают тюркоязычные трухмены – часть среднеазиатских туркмен, перекочевавшая на Северный Кавказ в XVII или XVIII веке, а также небольшая группа калмыков (с XVII в.), народа монгольского происхождения, хотя основная часть страны калмыков охватывает степные пространства севернее Кавказа, до Волги.

Кроме вышеназванных народов, на Кавказе издавна проживали и проживают различные группы семитского происхождения. Особо нужно отметить местных евреев, которые в течение многих веков пребывания на кавказской земле забыли свою речь и в качестве родного пользуются языком окружающего населения: в Грузии – грузинским, в Дагестане и Азербайджане – татским…

* * *

В антропологическом отношении коренные народы Кавказа, за исключением ногайцев, у которых явственно проступают монголоидные черты, относятся к южной ветви европеоидной расы. Среди них выделяют четыре основных антропологических типа.
1. Кавкасионский тип. Распространен в областях Большого Кавказа, по обеим сторонам хребта. Отличается широким лицом, значительной примесью светлых оттенков волос и глаз (преобладают все же темные), круглой формой головы, довольно высоким ростом.
Кавкасионский тип преобладает у карачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов, западных дагестанцев и горцев-грузин (сванов, мохевцев, хевсур и др.).
2. Понтийский тип. В общем схож с кавкасионским, хотя характеризуется менее широким лицом и некоторыми другими признаками. Понтийский тип преобладает среди адыгейцев, его влияние чувствуется у абхазов и западных грузин (жителей Колхидской низменности). Кабардинцы, черкесы и абазины занимают промежуточное положение между характерными представителями понтийского и кавкасионского типов.
3. Каспийский тип. Отличается наиболее темной пигментацией волос, глаз, кожи. Лицо узкое, рост средний. Распространен среди азербайджанцев, татов, талышей, курдов. В Дагестане преобладает у кумыков.
4. Переднеазиатский тип. Характерен для армян, в меньшей степени для восточных и южных грузин – картлийцев, месхов, джавахов. По ряду признаков переднеазиатский тип занимает промежуточное положение между кавкасионским и каспийским. Вообще между перечисленными антропологическими типами нет резких границ. Аналоги трех последних типов обнаруживаются среди населения Средиземноморья и Передней Азии. Что же касается кавкасионского типа, то он нигде кроме Кавказа не встречается.

* * *

Находясь на стыке Востока и Запада, Кавказ испытывал политическое и культурное влияние обоих этих миров. Это выразилось и в религиозном составе населения. Тут широко представлены христианство (с первых веков н.э.) и ислам (с VII-VIII вв.). Православными христианами кроме представителей восточнославянских народов является основная масса грузин, большая часть осетин, не менее половины абхазов и небольшая группа кабардинцев. Подавляющее большинство армян – христиане-монофизиты, последователи армяно-григорианской церкви. Существуют также небольшие общины грузино- и армяно-католиков.

Ислам суннитского направления исповедует большинство представителей коренных народов Северного Кавказа, грузины-мусульмане (аджарцы и др.), а также часть абхазов, осетин и азербайджанцев. Большая часть азербайджанцев и незначительное количество лезгин – мусульмане-шииты. Кавказские евреи исповедуют иудаизм, калмыки – буддизм.
Вместе с тем у определенной части коренного населения Кавказа, например, абхазов, осетин, ингушей, грузинских горцев и др. сохранились сильные пережитки языческих верований, которых не смогли вытеснить христианство и ислам, а лишь, слегка видоизменив, приспособили к себе.

Несмотря на такую чересполосицу конфессий (а, может быть, отчасти, и благодаря ей), Кавказ не знал религиозного фанатизма и нетерпимости. Межнациональная рознь, которая, к сожалению, существует в отдельных частях региона, не связана с религиозным фактором, а вызвана социально-политическими причинами, корни которых уходят не глубже XIX-XX веков.

2. Исторический обзор

На Кавказе человек появился на заре своей истории. Об этом свидетельствуют уникальные открытия последних лет, сделанные в Грузии, в Дманисском районе (юго-западнее Тбилиси), где обнаружены останки древнейшего человека, которым примерно 1,8 миллиона лет. На сегодня это самый ранний памятник такого рода за пределами Африки, считающейся колыбелью человечества.

В Закавказье известны также стоянки древнепалеолитических людей, живших около 400 тысяч лет назад, однако, широкое освоение людьми всей территории Кавказа произошло, примерно, 150-180 тысяч лет тому назад.

В конце IV-начале I тысячелетия до н.э. Кавказ являлся одним из центров высокоразвитой металлургии бронзы. На Северном Кавказе и в Закавказье обнаружены погребения племенной знати, относящиеся к III-II тысячелетиям до н.э., которые содержат богатейшие ювелирные изделия, золотые и серебряные сосуды, оружие. Результаты археологических исследований свидетельствуют о достаточно высоком уровне общественно-культурного развития на Кавказе в III-I тыс. до н.э. В культуре кавказских племен бронзового века чувствуется влияние древних цивилизаций Месопотамии и Анатолии. С другой стороны, прослеживается культурное влияние Кавказа на обширные районы Восточной Европы.
Древнейшее государство на Кавказе – Урарту (IX-VI вв. до н.э.), включавшее земли Южного Закавказья. Язык урартов, – этнического ядра этого государства, – по-видимому, был близок к языкам вайнахо-дагестанской группы.
Урартские цари воевали на территории Закавказья с раннегосударственными объединениями местных племен, в том числе – грузинских. Позднее на западе современной Грузии сложилось государство Колхида (к VI в. до н.э.), а на востоке – Иберия (в конце IV в. до н.э.).

В Южном Закавказье, после падения Урарту, постепенно распространились древнеармянские племена, однако процесс образования самостоятельного армянского государства затянулся, так как эта страна попала под власть персидских, а затем греко-македонских завоевателей. Лишь в 189 году до н.э. возникло царство Великая Армения, достигшее большого могущества в первой половине I века до н.э., когда ее владения простирались от Каспийского моря до Средиземного.
Во II в. до н.э. сложилось и Албанское царство на территории современного Азербайджана, населенной тогда, преимущественно, племенами, близкородственными народам нагорного Дагестана. Впоследствии древние албанцы вошли в основном в состав азербайджанского, а также грузинского и армянского народов. Прямые потомки кавказоязычного населения Албании это, в первую очередь, удины (ути), неоднократно упоминаемые древними авторами, начиная с Геродота (V в. до н.э.), как одно из крупнейших албанских племен, а также «шахдагцы» и народы Южного Дагестана (лезгины и др.).

Государства Закавказья имели тесные культурно-экономические и политические связи с Древней Грецией, Малой Азией, Ираном, племенами Северного Кавказа. К числу наиболее ранних памятников, свидетельствующих о взаимоотношениях Кавказа с Элладой, относятся миф о Прометее, прикованном в кавказских горах , и сказание о путешествии аргонавтов за «золотым руном» в Колхиду. К V веку до н.э. на черноморском побережье Кавказа возникают первые города греков-колонистов. Одновременно городские центры появляются и в Рионской долине, уже в результате внутреннего развития Колхиды.

С I в. до н.э. в Закавказье распространяется политическое влияние Рима. На развалинах Колхидского царства в Рионской долине к началу II в. н.э. сложилось княжество западногрузинского племени лазов, а севернее Лазики возникли древнеабхазские племенные княжества.
На Северном Кавказе самым ранним государственным образованием, сложившимся на местной этнической почве (по-видимому, адыгской), считается Синдика (V-IV вв. до н.э.), хотя, возможно, это было лишь племенное объединение с зачатками государственности. На большей же части Северного Кавказа во второй половине I тысячелетия до н.э. еще господствовал общинно-родовой строй.

Тут на протяжении веков параллельно существовали два хозяйственно-культурных типа: степной и горный. Степные племена занимались кочевым или полукочевым скотоводством. По происхождению и уровню социально-экономического развития они, как правило, не отличались от современных им номадов восточноевропейских степей. Горцы же жили оседло, помимо скотоводства занимались и земледелием. Ближайшие аналогии культурно-бытовых особенностей северокавказских горцев находим у их соседей на южных склонах Большого Кавказа.
В середине I тысячелетия н.э. в странах Закавказья утверждаются феодальные отношения, укрепляется христианство, ставшее в первой половине IV века официальной религией в Армении, Грузии и Албании. Развивается культура. К V веку относятся первые памятники грузинской, армянской и албанской письменности.

В V-VI веках народы Закавказья ведут тяжелую борьбу против иранских и византийских завоевателей, а с VII века – против арабов, принесших на Кавказ новую религию – ислам. Арабское владычество окончательно пало в начале Х века, в результате народно-освободительных восстаний и внутреннего распада Арабского халифата. В Закавказье возникают многочисленные феодальные государства, среди которых к XI веку особенно выдвигается объединившаяся Грузия.
Часть населения Северного Кавказа в раннем средневековье (V-Х вв.) жила еще в условиях военной демократии, но в Дагестане уже с V-VI веков существовали государственные образования. В VII веке тюркские племена Северо-Западного Прикаспия создали могущественную державу – Хазарский каганат. К Х веку сложилось также Аланское (древнеосетинское) царство, охватившее значительную часть Центрального Предкавказья.

С середины XI века начинаются опустошительные походы тюрок-сельджуков в Закавказье. Лидером борьбы против сельджуков выступило грузинское государство, войска которого при поддержке народов Армении и Ширвана (Северный Азербайджан) изгнали сельджуков из большей части Закавказья. XII и начало XIII века – время наивысшего подъема феодальной Грузии. При царице Тамар (1184-1213) Грузинское царство объединило почти весь Южный Кавказ. Его влияние распространялось на сопредельные части Северного Кавказа и Малой Азии.
Политическое и экономическое развитие послужили стимулом для расцвета духовной жизни. В XII – начале XIII в. в Закавказье создаются изумительные памятники искусства, архитектурные шедевры. В сокровищницу мировой литературы вошли поэма «Витязь в тигровой шкуре» грузина Шота Руставели и творчество азербайджанского поэта Низами.
В XIII веке Закавказье и низменности Северного Кавказа завоевали монголы. После освобождения от монгольского владычества в XIV-XV веках в Грузии и Азербайджане образовались несколько самостоятельных государств. Что касается Армении, ее феодальная государственность была уничтожена завоевателями, а территория вошла в состав сопредельных государств.

Независимые государственные образования были и в Дагестане, хотя тут на протяжении веков рядом с феодальными княжествами существовали свободные общины крестьян-горцев, т.н. «вольные горские общества». Что же касается многочисленных адыгских (черкесских) племен, возглавляемых воинственной феодальной знатью, то они в XIV-XV веках расширили свою территорию и заняли страну от Черного моря на западе до низовья Терека на востоке. Осетины и предки карачаево-балкарского этноса оказались оттесненными в горы. На севере адыги контролировали значительную часть предкавказских низменностей до устья р. Дона. Впрочем, продвижение адыгов на восток было приостановлено дагестанскими феодалами, а степи, лежащие между Кубанью и Доном, к концу XV в. перешли под власть Крымско-Татарского ханства, признавшего протекторат Османской империи и ставшего активным проводником османской политики на Северном Кавказе.
В XVI-XVIII веках Закавказье страдало от междоусобных распрей и опустошительных набегов иранских и турецких войск. Особенно упорное сопротивление захватчикам оказывала Грузия, сумевшая сохранить национальную государственность на большей части своей территории. Однако в условиях феодальной раздробленности продолжать борьбу становилось все труднее. Грузинские политики, не найдя поддержки со стороны Западной Европы, все чаще стали обращаться за помощью к единоверной России, которая с середины XVI в. владела частью северокавказской низменности до Терека.

Присоединение Кавказа к России произошло в основном военным путем. Уже император Петр I в первой четверти XVIII века приступил к завоеванию кавказских земель, лежащих южнее Терека и вдоль Каспийского моря, но русские не смогли тогда надолго сохранить присоединенные территории. Наступление на Северный Кавказ было возобновлено при Екатерине II в 60-х годах XVIII века. Начались стычки между русскими войсками и отрядами горцев, переросшие в 70-80-е годы в систематические боевые действия. Началась т.н. Кавказская (Русско-горская) война, длившаяся ряд десятилетий и стоившая обеим сторонам много крови. Одновременно политическое влияние Российской империи распространяется и к югу от Кавказского хребта. В 1783 году Восточногрузинское царство, ослабевшее в нескончаемых войнах с Турцией и иранскими властителями и разоряемое набегами дагестанских феодалов, вступило под покровительство России, с условием сохранения внутренней самостоятельности.

В 1801 году российский царизм, под предлогом защиты грузинского народа от внешних врагов, аннексировал Восточногрузинское царство. Вскоре были захвачены и западногрузинские политические образования, а в результате успешных войн с Ираном и Турцией в состав империи вошли Северный Азербайджан, Восточная Армения и часть Южной Грузии.
После присоединения Завкавказья к России, территория горских народов оказалась со всех сторон окруженной имперскими владениями, однако это не только не сломило горцев, а заставило их еще упорнее сражаться за свою свободу.
В Кавказской войне активно участвовали чеченцы, народы горного Дагестана, адыги, убыхи и горные абхазские племена, не складывавшие оружия до 1859-1864 годов. Эта продолжавшаяся десятилетиями освободительная война насыщена героическими эпизодами и по сей день является подлинным символом антиколониальной борьбы, опыт которой изучался еще европейскими и североамериканскими революционерами XIX века. Царской России только с большими потерями, благодаря огромному превосходству сил удалось победить горцев. В 1859 году потерпел поражение и сдался Шамиль, – прославленный руководитель освободительного движения народов Дагестана и Чечни, имя которого по сей день пользуется большим уважением в этих странах, а также среди большинства других коренных жителей Кавказа.
К 1864 году было подавлено сопротивление горцев на Западном Кавказе. Датой окончательного покорения Кавказа и окончания Русско-горской войны считается 21 мая 1864 года, когда царскими войсками был захвачен последний опорный пункт западноабхазских племен, расположенный в горном ущелье, недалеко от Черного моря. Но и после этого народы Северного Кавказа несколько раз поднимали восстания против царизма. Особенно значительным было восстание в Чечне и Дагестане в 1877 году.

Тяжелый колониальный гнет, установленный царизмом, вызывал вооруженные выступления и на Южном Кавказе. Были восстания грузин (1804, 1810, 1812-1813, 1819-1820, 1841 гг.), абхазов (1821, 1824, 1840-1842, 1866, 1877 гг.), закавказских аварцев и цахуров (1830, 1844 гг.), талышей (1831 г.), лезгин и азербайджанцев (1837 г.).

Наиболее непримиримые элементы из мусульманского населения оставляли свои земли и переселялись в Османскую Турцию. Уходили грузины-мусульмане и некоторые группы азербайджанских кочевников . Наиболее массовые формы приняло переселение горских народов после окончания Кавказской войны. Особенно пострадали от него адыго-абхазские народы, у которых в общей сложности число ушедших (не менее 600 тысяч человек) превысило число оставшихся на родной земле. В результате, с этнической карты Кавказа исчез народ убыхов, проживавший в районе современного города-курорта Сочи. Резко сократилась территория расселения адыгов, абхазов и абазин. Количество эмигрировавших чеченцев и дагестанцев исчисляется десятками тысяч. Переселялись в Турцию и давнишние подданые России, например, ногайцы.
Этой трагедии кавказских народов всемерно способствовало правительство царской России, стремившейся освободить новоприобретенные земли от их беспокойных и свободолюбивых обитателей, а также султанской Турции, рассчитывавшей получить в лице воинственных горцев новый источник для пополнения своих вооруженных сил.
Вместе с тем, присоединение к России объективно имело для народов Кавказа и некоторые позитивные последствия: была ликвидирована феодальная раздробленность, началось экономическое развитие, приобщение к русской, а через нее к европейской цивилизации, благотворно повлияло на культурное развитие местных народов.

С крушением царизма в 1917 году у народов Кавказа появилась надежда на восстановление национального суверенитета. В мае Грузия, Армения и Азербайджан стали независимыми республиками. Национальные правительства появились и на Северном Кавказе. Однако в 1920-1921 годах вооруженные силы Советской России решительно подавили нарождавшуюся независимость Кавказа. Союзные республики и автономии, образованные в рамках СССР, практически пользовались лишь ограниченным самоуправлением. В результате тотальных политических репрессий, проводившихся в Советском Союзе в 20-30-х годах, карательными органами были казнены и сосланы в концентрационные лагеря сотни тысяч представителей кавказских народов. Особенно пострадали при этом бывшие дворяне, представители интеллигенции и духовенства, трудовое крестьянство.

В период Советско-германской войны 1941-1945 годов народы Кавказа внесли весомый вклад в победу Советского Союза. Однако война еще не была закончена, когда в конце 1943 и в 1944 году по обвинению в пособничестве врагу в Центральную Азию и Сибирь были высланы целые народы, в том числе с Кавказа – карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, «месхетинцы». Когда совершалась эта варварская акция, десятки тысяч сыновей этих народов сражались на фронтах против фашизма. Во второй половине 50-х годов, когда депортированные народы Северного Кавказа получили политическую реабилитацию, и им позволили вернуться на родину, десятков тысяч высланных уже не было в живых.
Однако, говоря о преступлениях советского режима, было бы несправедливо умолчать о том, что за годы советской власти немало было сделано в области экономического развития и культурного строительства на Кавказе. Особенно это касается малочисленных народов, получивших в этот период письменность и литературу на родном языке, создавших национальные кадры творческой и научно-технической интеллигенции.

«Перестройка» и развал Союза ССР обнажили множество политических и социально-экономических проблем, точивших изнутри советское общество. К сожалению, на постсоветском пространстве именно Кавказ оказался той «точкой», где ломка старой общественно-политической системы происходит наиболее болезненно. Данный факт имеет свое объяснение, но это уже особая тема. Можно только выразить надежду, что многовековые традиции добрососедства и народная мудрость скажут свое слово, и на Кавказе наступят справедливый мир и процветание.

 

 ***

Г. З. Анчабадзе – “Вайнахи”

 

 

                      

 

დატოვე კომენტარი