Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•КАВКАЗСКИЕ ВОЙНЫ

Владимир Агафонычев

КАВКАЗСКИЕ ВОЙНЫ – ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

 

Я живу в Краснодарском крае, на хуторе. Кандидат наук. Здесь Интернет не проблема. Телефонизация станиц и хуторов была в основном завершена ещё в 60 – 70-е г.г. прошлого века. Несколько лет назад начался переход с аналоговых АТС на цифровые. Правда, и дерут связисты основательно: абонентская плата 150 рублей в месяц, не считая межгорода. Для деревни это немалые деньги. Провайдеров в крае два – Южная телекоммуникационная компания и Телекомсервис, их цены варьируют от трёх до восемнадцати рублей в час, в зависимости от времени выхода в Интернет. Ночью и в выходные тарифы ниже – это и понятно, линия меньше загружена. Правда, компьютеры ещё далеко не у всех: компьютер среднего уровня с полным аппаратным обеспечением стоит примерно 45-50 тысяч рублей. Нас выручает земля, лучший в мире кубанский чернозём. Свою часть урожая продаём, а ещё выручает частная ветеринарная практика – всё-таки я до аспирантуры ряд лет проработал ветврачом в колхозе и ещё не забыл, с какой стороны подходить к коровам и свиньям.

Мне 50 лет и в последние годы я пишу, что называется “в стол” повести на различные темы. Но более всего меня интересует российская история, в частности, покорение Кавказа в 18-19 в.в. Недавно я закончил черновой вариант небольшой по размеру повести под рабочим названием “Атаман Бессмертный”. Речь в ней идёт о полузабытом ныне атамане Кубанского казачьего войска Алексее Даниловиче Бескровном и его боевом побратиме сотнике Пшимафе Могукорове. В наше тяжёлое для России время воспоминание о тех далёких уже годах, о мужестве наших предков будет очень актуальным. Ведь Россия снова воюет на Кавказе, только вот чести и мужества с тех пор поубавилось.

Когда, как и почему началась цепь кровавых конфликтов между русскими и народами, населяющими Северный Кавказ? До сих пор историки не могут определённо ответить на эти вопросы. Более того, оценка фактов и событий зачастую производится с диаметрально противоположных позиций. Попытаемся рассмотреть основные из них.

Первый вопрос – когда и как начались Кавказские войны? По мнению одних – в конце 16 века, когда русский царь Фёдор Иоаннович, вняв просьбе царя Кахетии Александра Второго направил на помощь христианам-единоверцам семитысячную дружину. Защищая грузинских братьев от набегов со стороны Таркинского шамхальства (феодальное государство на территории современного Дагестана), дружина полегла в тяжёлых сражениях (а помнят ли в сегодняшней Грузии подвиг тех славных бойцов, их воеводу, боярина Хворостина? Хотелось бы верить, что помнят…). Через несколько лет Борис Годунов дважды посылает в Кахетию русских воинов – и все они остаются там, “положив животы за други своя”, в сражениях с дагестанцами, чеченцами и кумыками.

Другие исследователи считают отправной точкой 1722 год – поход Петра Великого в Персию. В июле – августе того года у селения Эндери (горная часть Дагестана) произошёл ряд сражений между русскими и горцами. С какими именно? Да опять же – с дагестанцами, чеченцами и кумыками. В жестоких боях части бригадира Ветерани, генерал-майора Кропотова и подполковника Наумова понесли большие потери. Разгневанный Пётр приказал провести акцию возмездия, что и было выполнено кавалерийской группой генерала Матюшина, отрядами донских казаков, ведомыми атаманом Иваном Краснощёковым и калмыцким воинством знаменитого Аюки-хана. Огнём и мечом прошлись тогда карательные части по непокорным аулам.

Третья группа историков полагает датой начала Кавказских войн 24 сентября 1801года. Тогда молодой царь Александр Первый, выполняя волю отца, Павла Первого, незадолго до его убийства согласившегося принять под своё прямое правление Восточную Грузию ( Картли – Кахетию), издал манифест о включении этих земель в состав Российской империи.

Примечательно, что молодые сподвижники государя – члены “Негласного комитета” (П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, А.А.Чарторыйский, В.П.Кочубей) считали, что присоединять Грузию к Российской империи не стоит. Их точка зрения была сугубо прагматичной: в России хватает своих проблем, а защита грузин, в одночасье оказавшихся подданными империи, повлечёт за собой неизбежные военные столкновения с народами Северного Кавказа. Государь долго колебался, но члены Государственного Совета, в большинстве своём старые сановники, оказали на него активное давление. Царю говорили, что, если православная держава оставит на произвол судьбы маленькую страну, где живут братья по вере, Грузия долго не просуществует. Постоянные набеги горцев, соседство с враждебными Персией и Османской империей поставили грузин на грань выживания. Поколебавшись, Александр Первый согласился с Государственным Советом и манифест был издан.

Четвёртая группа историков считает, что активные военные действия начались с 1816 года со вступлением А.П.Ермолова в должность главноуправляющего войсками на Кавказе, наместника Кавказа, командира Отдельного Кавказского корпуса. “Испытанный ветрами бури боевой”, генерал Ермолов недрогнувшей рукой начал наводить порядок на вверенной его попечению территории.

На мой взгляд, более верной является вторая точка зрения. Так, например, В.В.Лапин, известный учёный-историк, полагает началом завоевания Кавказа 1722 – 1723 г.г., а его окончанием – 1877 год, когда в Чечне и Дагестане было подавлено последнее крупное восстание горцев. По его мнению, более ранние военные предприятия России на Кавказе в 16 – 18 в.в. можно отнести к предыстории событий. Если строго подходить к определению термина “война”, то нужно признать, что эта точка зрения более соответствует историческим реалиям того времени. Как говорил Рене Декарт – правильно определяйте слова, и вы избавите человечество от половины недоразумений!

Теперь, когда мы определились с датами, попытаемся ответить на главный, пожалуй, вопрос: почему же начались Кавказские войны? До октябрьского переворота 1917 г. в российской исторической науке доминировала геополитическая, “имперская” точка зрения. По мнению её сторонников, Россия несла “диким” племенам европейскую культуру, выполняла цивилизационную миссию, которую неблагодарные “азиаты” встретили в штыки, точнее, шашками и кинжалами. Оставить не желающий жить по российским законам Кавказ в покое не представлялось возможным – непрочные коммуникации, связывающие Россию и вошедшее в её состав Закавказье постоянно находились бы тогда под ударами горских племён. (Случилось то, о чём Александра Первого предупреждали его молодые друзья по “Негласному комитету” – В.А.). Очевидно, у Российской империи не было выбора: или Кавказ будет надёжно усмирён, или христианское Закавказье станет анклавом России со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Разумеется, второй вариант тогда не мог даже рассматриваться официальными властями).

Надо сказать, что эти воззрения совсем не разделяли так называемые революционные демократы той поры. Они, немало сделавшие для грядущего развала тысячелетней России, рассматривали вооружённые выступления горцев только с идеологических позиций: как национально – освободительное движение свободолюбивых народов против угнетений и притеснений царизма. Запрет набегов, разбоев и работорговли – это, значит, притеснение и ограничение прав и свобод. Установление законности и порядка на мятежных территориях – угнетение наций. Ну, чем не современные правозащитники, российские и не только! Кстати, большинство цивилизованных европейцев были тогда солидарны с русскими революционными демократами. Основоположники марксизма, очень не любившие российских государей и их политику (особенно Николая Первого) также расценивали Кавказскую войну, как героическую борьбу угнетённых окраин империи против воинственной политики царизма (ни больше, ни меньше! – В.А.).

А в наше время что творится? Да то же самое! Одна из любимых мною в молодости киноактрис Запада Ванесса Редгрейв нежно опекает матёрого убийцу русских людей (священников, в том числе) – Ахмеда Закаева. Ну, как же – борец за свободу и демократию маленькой Чечни, угнетаемой кровожадным русским медведем. И зовут цивилизованные нации к себе всех угнетённых и притеснённых – придите и живите спокойно, от нас выдачи нет. Что происходит потом в подземках и небоскрёбах стран, давших приют международным разбойникам – всему миру известно. Прошу понять меня правильно – я не радуюсь чужому горю. Но о чём думали – и думают люди Запада? Когда они прозреют, наконец? В этом смысле нас понимают только мужественные израильтяне, десятилетиями противостоящие исламскому экстремизму.

К сожалению, историки советской эпохи обязаны были следовать псевдонаучным установкам Маркса, Энгельса, Чернышевского, Герцена и других недругов России. Попробовали бы советские учёные этого не сделать! Вот и колебалась историческая оценка причин Кавказской войны вместе с линией партии. В начале большевистского правления эту войну принято было считать антиколониальными и антифеодальными выступлениями угнетённых (опять угнетённых!) народов Кавказа. Через тридцать лет партийные установки поменялись на прямо противоположные: приказано было считать включение национальных окраин в состав России безусловно прогрессивным явлением, а Кавказскую войну – развязанной агентами британского империализма и Османской империи. В итоге опять восторжествовала идеология, но не история.

И в наше время идут ожесточённые споры о причинах этой войны. К сожалению, ряд историков – в основном, это уроженцы республик Кавказа снова возвращаются к тезису о захватническом, колониальном характере войны со стороны русских. При этом их аргументация выглядит весьма односторонней – у большинства исследователей нет даже упоминания о систематических набегах горцев не только на мирные русские селения, но и на соседние аулы. Молчат о торговле рабами, как будто этого никогда не было. Одни только рассказы о зверствах русских солдат и офицеров – и ни слова о том, как себя вела противоположная сторона! Конечно же, подобные работы никак нельзя считать серьёзными, взвешенными историческими исследованиями причин Кавказской войны.

И всё-таки, за последние годы появились серьёзные, на мой взгляд, работы, авторы которых подходят к изучению этого вопроса очень серьёзно и вдумчиво, рассматривая причины и характер Кавказских войн с позиций всестороннего исторического анализа той эпохи. Вот о таких работах мы и поговорим в следующей статье.

 

 

 

დატოვე კომენტარი