Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Претензии армянской стороны

 ♣ სომხეთი-საქართველო

 

***

Грузия и Турция совместными усилиями захватывают армянские храмы

Armenia Today [ 10.01.2011 | 18:11 ]   

Предварительное соглашение по восстановлению 4 христианских храмов (Ошк, Ишхан и т.д.) в Турции взамен на восстановление и строительство мечетей в Грузии – аморальный и антинаучный шаг.  Об этом в беседе с корреспондентом ARMENIA Today заявил историк, специалист по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечая, что все указанные храмы были построены армянами-халкедонитами.  

По его словам, претензии грузинской стороны, мягко говоря, на эти храмы нечестны и аморальны. «К примеру, когда было принято решение восстановить Голубую Мечеть в Ереване, мы пригласили специалистов из Ирана. Также  и должна была поступить Турция, если бы основной целью было бы восстановление храмов в первозданном виде, как исторической культурной ценности. Но вся суть в том, что весь этот процесс имеет политическую подоплеку. Для грузин важно присвоить армянские храмы, а туркам только это и нужно, поскольку страдающие армянофобией турки готовы отдать храмы кому угодно, только не армянам. В этом суть Турции», – заявил Карапетян.

Карапетян заметил, что все отмеченные храмы расположены в Тайкском регионе, который являлся северной областью исторической Армении. «В X веке во время правления Давида Кюрапалата, армянское царство Тайка приняло халкедонство, то есть присоединилось к Византийской церкви.  В этот период, были построены строения и храмы, которые стали символизировать второй золотой век армянской архитектуры.  К примеру, храм Банак в Тайке имеет архитектурное сходство со Звартноцем. Грузины называют этот храм Бана и считают его памятником грузинской культуры, но это не так. Даже местные турки называют этот храм Пэнэк, акцентируя «к» на конце. Это простой, но очень символичный пример», – заметил Карапетян.

Вся проблема в том, проинформировал он, что халкедонские храмы Армянская Апостольская Церковь не признавала, вследствие чего Тайкская церковь присоединилась в Грузинской епархии и церковные надписи в тайкских церквях были выполнены на грузинском языке, однако их авторами были армяне-халкедонитов, а не грузины, в тот период в Тайке вообще не проживало грузин.  Самвел Карапетян подчеркнул, что в храмах есть множество гравюр на грузинском, которые с эстетической точки зрения великолепно исполнены, но имеют грамматические ошибки, которые грузины не могли допустить, что свидетельствует о том, что авторы просто не знали грузинского языка. «Кроме того, с точки зрения архитектуры, в храмах армян-халкедонитов  наблюдается влияние византийской архитектуры, однако отсутствует общность с грузинскими церквями, которые в основном отличаются низким алтарем или полным его отсутствием.  Церкви богаты также фресками, в которых прослеживается прямая связь и влияние армянской культуры. Тайкские храмы изучил российский архитектор Н.Токарский, который пришел к интересному выводу, отмечая, что тайкская архитектура ни армянская, ни византийская и ни грузинская, она является синтезом этих культур», – заметил Карапетян. 

Отметим, что Анкара предложила Тбилиси восстановить четыре армянских халкедонских храма на нынешней территории Турции (историческая область Тайк), взаимен турецкая сторона просит разрешения построить в Аджарии одну новую мечеть и отремонтировать три. Все эти армянские халкедонские храмы в грузинской прессе отмечаются в качестве памятников грузинской культуры.

 

 

***

Грузия: вандализм в отношении армянских памятников

27 июня 2010

Грузия является страной, где на протяжении веков бок о бок проживали представители самых различных национальностей и религий. Доказательством тому является улица Леселидзе в Тбилиси, где построены Армянская, Католическая, Православные церкви, Мечеть и Синагога (причем не одна).

Также известным фактом является то, что армянское население страны еще со времен Давида-Строителя, великого грузинского царя, массово жило в Тбилиси: прогрессивный царь переселял в свою страну армян, более одаренных в коммерческих делах, нежели грузины, для развития экономики своей страны. Армяне издревле славились и своим умением надежно строить. Многие из самых древних их построек стоят в стране и по сей день.

Однако ныне в Грузии не принято вспоминать заслуги армян в строительстве государства грузинского. Не принято обсуждать и вопрос Армянских церквей, после коллапса СССР, ставших сначала бесхозными, а затем незаметно перешедшими во владение Грузинской Православной церкви, являющейся церковью-доминантой в Грузии.

В то же время при вступлении страны в Совет Европы Парламентской Ассамблеей СЕ была дана рекомендация в течение двух лет принять закон “О меньшинствах”, способный урегулировать вопросы, связанные с положением национальных и религиозных меньшинств, издавна проживающих в Грузии. По всей видимости, у нынешнего руководства страны отсутствует политическая воля для принятия закона, способного урегулировать вопрос возвращения исторически армянских храмов в лоно Армянской Апостольской церкви. Учитывая же тенденции массовой беззаконной экспроприации государством земли, на которых чуть ли не столетия имеются постройки, с изгнанием людей, проживающих в данных строениях без какой-либо компенсации, Армянская церковь Грузии рискует вообще остаться без пяди земли, не говоря уже о церквах, исторически принадлежавших и даже построенных армянами.

Согласно историческим данным, ААЦ представлена в Грузии отдельным церковным образованием с V века. В трудах армянского историка Ухтанеса сказано, что уже в V веке в Цуртави заседал армянский епископ Мовсес, который находился под юрисдикцией Армянского католикосата. Вместе с тем, как пишет Матеос Ураеци, во времена величайшего из грузинских царей Давида-Строителя представительству армянской церкви в Грузии был дан высокий статус епархии с административным центром в Тбилиси, в котором уже с 631 года существовала Армянская кафедральная церковь Сурб Геворг. В некоторых грузинских кругах ныне говорят о том, что эта церковь была куплена армянами у неспособных ее содержать грузинских властей. На это мнение один из служивших в Грузии армянских священников заявил, что, даже если такой факт и имел место, то он в первую очередь плохо характеризует тех, кто был на той стороне сделки.

В то же время, согласно данным исторических источников, за 15 веков в Грузии Армянская церковь возвела 600 построек духовного содержания. Это утверждение, высказанное представителями Армянской церкви на одной из конференций, грузинскими научными, религиозными кругами и СМИ было воспринято, как провокационное требование Армянской церкви вернуть 600 церквей, что никоим образом не соответствовало истине.

Ныне…

Конституция Грузии и взятые страной международные обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии, так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического лица. Таковой статус имеется у доминантной религиозной группы Грузии – у Грузинской Православной церкви, что было закреплено Конкордатом, подписанным между ГПЦ и правительством Грузии. Этот Конкордат поставил ГПЦ в привилегированное положение, в том числе и в налоговом плане. В результате в религиозной жизни страны сегодня действуют дискриминационные порядки, где церковь-доминанта правит, а церкви-меньшинства не имеют признанного юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.

Результатом такого положения является то, что ныне речь идет о так называемых спорных церквах, пять из которых находятся в Тбилиси и одна – в Ахалцихе, компактно населенном гражданами Грузии армянского происхождения. Это церкви Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугну Сурб Геворг, Сурб Минас и Сурб Ншан. Вышеуказанные церкви находятся в закрытом состоянии, они рушатся.

В 2005 году Министерство культуры, охраны памятников Грузии реализовывало программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. Эти программы, к сожалению, никак не затронули культурные религиозные памятники армянского происхождения на территории Грузии.

Окна автора этой статьи выходят на церковь Мугну Сурб Геворг, где покоится частица мощей Св. Геворга. В старом Тифлисе эта церковь служила своеобразным центром армянской культуры. С тех пор до нас дошли ценные рукописи, среди которых и Евангелие, вышедшее в свет с 1447г. Во времена Советской власти до 1980 года церковь действовала как музей народного искусства. После в стенах ее возникли серьезные трещины, с 1990 года она считается аварийной.

Несколько месяцев назад церковь рухнула, как и многие другие здания в Сололаки, в результате проливных дождей. На следующий же день к развалинам подъехала грузовая машина, которая оперативно вывезла все загородившие путь жителям двора кирпичи и камни XV века. Вскоре было объявлено, что грузинская сторона обязательно восстановит и реконструирует церковь. И она действительно стала это делать. Но после реконструкции церковь станет грузинской, а грузинские надписи, которые появятся там при помощи “интеллигентных и образованных грузинских археологов”, будут говорить о том, что армяне занимаются провокациями и присваивают грузинское культурное наследие.

Не далее, чем два дня назад в Тбилиси приехал молодой человек из ЮНЕСКО, которому его грузинские сокурсники в Лондоне (!) многое рассказывали о фактах такого присвоения. Он решил во всем убедиться сам и сделать фотографии. Он посетил двор, в котором остаются развалины Мугну Сурб Геворг, а на следующий же день возле здания, поверх груды обломков, появились каменные плиты с надписями на старогрузинском языке и вырытая яма, в которой, уверена, завтра будут справлять новоселье останки какого-нибудь несчастного грузинского князя с какого-то там Чхороцху.

Увидев все это поутру, я подняла панику, на что находящиеся там рабочие и заспанные гордые грузины, повылезавшие из своих окон, стали обвинять меня в провокациях, якобы, идет реставрация, и археологи ведут свою работу. Затем почтенный усатый дедушка, который до того отчитал меня, как сильно провинившегося ребенка, стал доказывать приехавшему армянскому священнику, что мы все, возмущающиеся, щи лаптями хлебаем, и что эти камни с грузинскими надписями были могильными плитами в церкви, которые после очередной реставрации использовали в верхних стенах церкви. Такое археологическое чудо трудно встретить где-либо еще, кроме как в Грузии. На мое заявление, что прецедент появления древних грузинских могил за одну прекрасную ночь уже был в случае с Норашеном, дедушка в пижаме, подергав гордо торчащим усом, заявил, что я все придумываю с недосыпа.

В то же время у церкви в джипе сидел молодой человек, похожий на агента 007, и мирно почивал, явно пребывая на дежурстве. Когда поднялся шум, он молчаливо присутствовал рядом, как тень, внимательно слушая наши обвинения. Неподалеку в переулке в это время маячила полицейская машина.

Весьма подозрительным является то, что в правом углу церкви появился какой-то камень, размером с могильную плиту. Как скульптура, которую еще не презентовали обществу, он невинно прикрыт каким-то то ли линолеумом, то ли брезентом. На наш вопрос, что означает эта прикрытая археологическая тайна, мы получили невероятный ответ: “Это стол, который притащили рабочие, чтоб на нем выкладывать свой обед во время перерыва”!!!

Когда я требовала ответа за плиты с грузинскими надписями у рабочих, которые делали свое дело, их прораб сказал, что так должно быть, сказано – так сделать, и так будет.

Молодому гостю из Московского офиса ЮНЕСКО я показала и Католическую церковь Успения Св. Марии. Там же мы повстречали священника из Ивлиты, где Грузинская Православная церковь отняла Католическую церковь села, где все жители являются католиками. Падре Зура рассказал Диару и про другие церкви, отнятые ГПЦ у Католической церкви. Затем мы проследовали по улице в Синагогу, где женщина, ответственная за прием туристов, рассказывала о том, что из множества существовавших прежде Синагог остались 2. Остальные грузины забрали для своих нужд.

Мы подвели итоги: в Тбилиси остались 2 Армянские, 2 Католические церкви и 2 Синагоги. Он призадумался. Но, кажется, выводов не сделал. Видимо, хорошо им пьется с грузинскими сокурсниками из Лондона. Они его убеждают в том, что понаехали когда-то меньшинства, а теперь присваивают грузинское культурное наследие. Так, из года в год приходится встречать людей, которые работают в таких организациях, которым по статусу пора бы уж знать – кто у кого и что отнимает. Но по-прежнему “либералы из международных структур” рассказывают мне сказки о том, как здорово защищены права меньшинств в Грузии. Бог с ними…

Но хотелось бы, чтоб те, кто рассуждает не штампами, а фактами, посмотрели фотографии, прилагаемые к данной статье, и запомнили момент, как очередная Армянская церковь превращается в грузинскую, и у грузин появляется новый повод кричать, что армяне занимаются провокациями. В то время, как те грузины, которые стоят за этим делом, средь бела дня проявляют себя как вандалы!

Виктория МАКСОЕВА, Тбилиси

“Республика Армения”

 

***

Святой Норашен: Последняя стадия грузинского вандализма

Религиозный экстремизм в Грузии приводит к потере еще одной армянской церкви


Последний этап…

На днях в Тбилиси начался последний этап «грузинизации» Армянской церкви Благовещения Богородицы «Норашен», расположенной в старом районе города на улице Леселидзе (прежде «Армянский базар»). Церковь Норашен расположена в одном дворе с Грузинской (бывшей Греческой) Православной церковью «Джврис Мамис Монастери».

Краткий исторический экскурс
Церковь Благовещения Богородицы «Норашен» – одно из наиболее примечательных армянских культурных сооружений в Тбилиси, представляющая собой тип купольной базилики, фасады которой выделяются декоративной аркадой. Над западным фасадом на крыше поставлена небольшая ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками работы известного армянского художника Овнатана Овнатаняна. Норашенская церковь была основана в 1467г. Садатом. В 1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. В дальнейшем церковь повторно реставрировалась в 1795г., 1808г. и 1875г. Во дворе церкви находятся могилы усопших Лиды Тамамшян, нескольких человек из рода Вартановых и г-жи Катаринэ Придонян. В связи со строительством улицы «Армянский базар» (ныне Леселидзе), в 1924-1925 гг. была создана специальная группа, которая проголосовала за разрушение «Норашена». К счастью, решение не утвердилось, и церковь избежала разрушения. В 1937г. Церковь «Норашен», как и многие другие церкви на территории СССР, была закрыта. В последующие годы здание использовалось в качестве архива.

В течении последних 5 дней группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви отца Тариэла (известным из всех предыдущих статей и репортажей о Норашене) активно строит бетонно-металлическую изгородь с калитками с задней части церкви, тем самым достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом всячески используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам о. Тариэла, «в церкви начнется грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних «ремонтов» в самом здании».

Следует напомнить, что попытки «огрузинить» церковь «Норашен» начались еще с 1989г. В частности, в 1994-1995гг., тем же самым отцом Тариэлом. С целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного здания, был разрушен алтарь церкви. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650г., были уничтожены. Другие Армянские надписи – два Хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов – также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с Армянской эпиграфикой.
15 февраля 1995г. церковь была освящена как «Грузинская Православная церковь». Результатом этих посягательств и актов вандализма явился официальный визит делегации армянского духовенства из Эчмиадзина в Тбилиси, которая встретилась с Грузинским Патриархом – Ильей Вторым, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен. Церковь был закрыта.

Второй этап операции по захвату храма был предпринят уже в 2005 году, когда вышеупомянутым священником с загородного кладбища были привезены надгробные плиты с грузинскими надписями вековой давности и установлены непосредственно у стен Армянской церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма – с них были стерты армянские надписи. На этот раз вопрос был поднят представителем Епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, отцом Абгаром, который старался защитить армянское историческое наследие, за что его перевели в Армению.

Наши дни
В 2006 году был завершен очередной факт вандализма по отношению к церкви: камнями была сбита армянская надпись у центрального входа в церковь. Начатое прокуратурой города следствие, похоже, так и не выявило преступников.

Все это происходит на фоне полного и длительного бездействия Епархии ААЦ в Грузии и официального Эчмиадзина, чьи представители уже многие годы подряд безнадежно обещают решить вопрос «спорных церквей». Данное безразличное отношение к армянскому историческому наследую Тбилиси, также как и к армянской общине в целом на протяжении последних 2-х десятилетий, уже привело к негативным последствиям. Многие временно нефункционирующие армянские церкви на территории Грузии, в частности, 6 из них в Тбилиси, были присвоены Грузинским духовенством. Кроме того, резко сокращается и количество паствы ААЦ.

Напомним, что церковь Благовещения Богородицы «Норашен» вместе с остальными тремя в Тбилиси и церковью Сурб Ншан в г. Ахалцха входят в так называемый список «спорных церквей», которые Эчмиадзин требует вернуть армянской епархии. Однако, эти справедливые требования так и остаются на словах, в то время как грузинское духовенство предпринимает конкретные захватнические шаги по отношению к армянских храмам и кладбищам, параллельно развивая антиармянские настроения среди своей паствы и внедряя прозелитизм среди армян. В результате данной политики, с каждым годом все больше армян отчуждаются от армянской церкви и в итоге ассимилируются.

По словам того же о. Тариэла, у грузинской патриархии долгосрочные планы по отношению к другим христианским (не ортодоксальным) меньшинствам страны – «все церкви и все население должны стать православными, и в первую очередь это касается именно армян».

Процессу оттока последователей Армянской Апостольской Церкви способствует также и тот факт, что Епархия ААЦ в Грузии (за исключением Джавахка) по-прежнему отмечает большие церковные праздники по православному календарю.

Отметим также, что на территории Грузии юридический статус имеет только Грузинская православная церковь. Армянская Епархия (как и другие конфессии) по-прежнему не зарегистрирована и не является юридическим лицом.
Подобная деструктивная политика бьет по имиджу страны, а также по морально-духовному состоянию армянской общины Тбилиси и всей Грузии. Сегодня из примерно 80 тысячного армянского населения Тбилиси, осталась лишь ничтожно малая доля армян, которые все еще поддерживают связь с армянством и с армянской церковью, однако и они постепенно приходят в разочарование и полное отчуждение.

Выводы о дальнейших взаимоотношениях надлежит сделать как правительствам двух стран, так и церквям двух народов.

 

bagin.info



2 Responses to “•Претензии армянской стороны”

  1. Palle said

    Что это за город такой: Ахалцха?
    Безродные армяне совсем с ума посходили.
    Лучше Иреван азербайджанцам верните, а Лорийскую область Грузии, пока силой не отобрали.

    Like

  2. Tigran said

    This article is working against georgians, because they don`t imagine what will happen to them, if they`ll not stop to confront against armenians. Georgians are historical, cultural nation, and they can`t have any relations with turks. It is truth, armenians and georgians during 3000 years had conflicts, but England and France had conflicts, too. Greeks and persians also were fighting against each other. But non of them were destroying each other with such cruelity as turks did. Civilized nations have their rules to fight, they never kill childs, woman, and never destroy culture. Georgians and armenians were and are brother nations, Bagradits, Zakarians, Orbelians, Queen Shushanik and iberian king Rhadamistus. Now some historians who are greatly payed by turks want to disrupt two historical civil nations. All that is created in Caucas, is created by armenians and georgians, they are the only real successors of this cultural heritage- descendants of Hayk and Kartlos. All other newcomers must know their place. Armenians and Georgians must base on their common history. Gas and oil soon will be displaced by other powers,- by intelect , by sense, by faith, by honesty, by culture. Georgians and Armenians have got these powers, thank God, otherwise we would have got only gas and oil. These are not empty words, God bless Armenia and Georgia!…

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s