Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Колхида – Трои

 

Сергей Павленко

 

Была ли Колхида сокровищницей Трои?

 

Что касается остальной Колхиды, то большая часть расположена на море… Страна замечательна не только своими плодами.., но и всем необходимым для кораблестроения. Она производит много леса и сплавляет его по рекам. Жители выделывают много льняного полотна, пеньки, добывают воск и смолу… Насколько эта страна в древности была знаменита, показывают мифы, которые говорят, хотя и в туманной форме, о походе Иасона.

В эпоху бронзового века народы, жившие на Кавказе, поставляли в другие районы древнего мира золото и оружие. Археологические раскопки, проводимые в Грузии, доказывают, что уже в бронзовом веке страны Передней Азии были тесно связаны с народами Кавказа. Легенда о “золотом руне” имеет свои исторические корни.

Копать долго не пришлось. Сняв всего несколько лопат грунта, археологи остановились: железо ударило о камень. Огромные глыбы были выложены кругом. Он достигал восьми метров в поперечнике. Посредине его находилась гробница. К счастью, она была не разворована. Как установят позднее ученые, всю эту могилу занимала одна деревянная четырехколесная повозка. Именно на ней лежало тело усопшего; внизу, под повозкой, сложены были ценные приношения: сосуды из скудели, бронзовое оружие и золотые пластины. Шею покойного украшала нитка бус; их бисеринки были из красного сердолика и черного гагата.

 

Золотой браслет на косматой шкуре

В бронзовом веке погребения, подобные тем, что нашли на холме Ткисболо в Восточной Грузии, появляются по всей Европе. Умершего хоронили в них вместе с повозкой – она знаменовала могущество и богатство покойного. Впрочем, перед началом погребального обряда эту повозку, как правило, разбирали на части.

Как отмечает Гюнтер Мансфельд, археолог из Тюбингена, это захоронение, обнаруженное в Грузии и датируемое ХVII в. до н.э., важно не только тем, что содержит ценный материал по истории погребальных ритуалов среднего бронзового века. Оно заставляет нас задуматься о том, кем были жители Тквисболо – местечка, затерянного в сумрачных Кавказских горах. Нет, они не были простыми крестьянами. Здесь проживали искусные оружейники. Их изделия пользовались спросом у соседних народов; их экспортировали даже в Трою.

Такого рода находки однозначно свидетельствуют о том, что народы, населявшие территорию современной Грузии, вовсе не были изолированы от других регионов тогдашнего цивилизованного мира, – а ведь прежде именно так и считалось. Нет, даже в древности мощные горные цепи отнюдь не мешали ни мирным контактам с соседними странами, ни военным экспедициям. Жители Колхиды поддерживали связи с ассирийцами и урартами, чьи государства простирались к югу от Кавказа, одновременно страдая от их нападений. На северо-востоке их партнерами и противниками были степняки Евразии.

Ученые судят о кавказских культурах раннего бронзового века главным образом по двум источникам: старинным легендам и отдельным сенсационным археологическим находкам. Перечислим основные типы артефактов:

– всевозможная керамика: от сосудов для съестного, снабженных тремя ручками, до чаш для питья; эти изделия украшены геометрическими орнаментами и мифологическими рисунками;

– терракотовые фигурки, изображающие баранов, оленей и змей;

– металлические орудия труда, а также оружие; их отличает очень добротная и качественная обработка материала;

– изделия из золота. Их количество и разнообразие поражает ученых. Им попадаются филигранно обработанные серьги, ожерелья, перстни с печаткой, браслеты, украшенные головой овна, – и золотые диадемы тончайшей отделки.

Вглядываясь в эти золотые украшения, начинаешь понимать, почему уже в ранней античности Кавказ называли “златоносным краем”, почему легендарные аргонавты отправились сюда на поиски золотого руна. Еще в древности ученые мужи искали рациональное объяснение этому мифу, вдумывались в его символику. Так, на рубеже новой эры греческий географ Страбон (64 г. до н. э. – 24 г. н.э.) писал о золотом руне: “Поблизости живут и соаны [сваны]… В их стране [Колхиде], как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.

Некоторые называют их также иберийцами – одинаково с западными – от золотых россыпей, находящихся в обеих странах” (ХI, II, 19, пер. Г.Стратановского).

Однако за рассказами о “золотом руне” скрывается не одно лишь удивление от экзотического метода промывки золота; руно не просто орудие древних старателей. Оно символизирует власть и богатство.

“Легенда о нем свидетельствует, что в восточном Причерноморье уже в глубокой древности сложилась высокоразвитая культура. Память о нем знаменует связь исторических эпох”, – говорит профессор Отар Лордкипанидзе.

 

Поиски вожделенной страны Эа

Лордкипанидзе, один из крупнейших грузинских археологов, вот уже несколько десятилетий увлеченно занимается историей Колхиды – области в западной части Грузии. “Племена колхов прибыли из центральной и западной части Малого Кавказа. Их государство, основанное примерно в IХ в. до н.э., раскинулось в долине Риони и вдоль побережья Черного моря. В урартских источниках эта страна именуется Кулхой”, – комментирует археолог.

Важную роль играли плодородные илы Риони. Колхи распахивают берега реки, прокладывают каналы и оросительные рвы, превращают болота в пашни. Своеобразна архитектура их деревянных жилищ: их дома напоминают башни. Подобные постройки можно нередко встретить в горах Сванетии и в наши дни.

Итак, история Колхиды документально засвидетельствована начиная с IХ в. до н.э, хотя неясностей в ней очень много. Вплоть до недавнего времени ученые спорили о том, что лежит в основе легенды об аргонавтах – исторический факт или чистейшей воды выдумка. Проливы, соединяющие Эгейское и Черное моря, – Дарданеллы и Босфор – отличают коварные встречные течения. Поэтому долгое время историки и археологи были убеждены, что проводить через эти проливы древние мореплаватели научились, лишь когда появились “пентеры” – суда, которыми правили 50 гребцов. До этого вряд ли удавалось справиться с опасными потоками.

Посему, продолжали критики, сага об аргонавтах не более чем романтическая история, в которой реалии, характерные для VIII в. до н.э., – маршруты путешествий, особенности плавания – переносятся на более отдаленные, легендарные времена.

Но почему же предание так упорно сохраняло историю аргонавтов, если они добрались до берегов Колхиды в то время, когда дальние плавания уже не составляли для греков особого труда? Что же поразило людей Эллады в этом рядовом, казалось бы, путешествии? В чем была заслуга Ясона и его спутников? Быть может, их плавание состоялось все-таки гораздо раньше, когда оно было “немыслимым”?

“Возникновение этого мифа можно объяснить лишь одним: Ясон и аргонавты открыли путь в Черное море и проникли в недостижимую прежде страну Эа – Колхиду. Их свершение было величайшим подвигом”, – говорит Лордкипанидзе. Уже во втором тысячелетии до нашей эры жителей Микен манит вожделенная страна “Эа”. Они пускаются в рискованные путешествия – лишь бы достичь Черного моря, лишь бы добыть столь ценимые тогда металлы – золото и бронзу, а также оружие и орудия труда, изготовленные мастерами сей дальней страны.

Доказать эту гипотезу взялся английский писатель и искатель приключений Тим Северин. По его планам – а Северин хорошо знаком с историей судостроения, – греческие корабелы изготовили действующую модель микенского судна. Длина этой галеры равнялась шестнадцати метрам. Оснащена она была всего двадцатью веслами и прямым парусом.

Вот на этом нью-“Арго” современные “руноискатели” ринулись в сторону Колхиды.

Труднее всего оказалось войти в Дарданеллы. Утлое суденышко не раз сносило в сторону, пока наконец, напрягая все свои силы, гребцы благодаря попутному ветру не сумели справиться с сильным встречным течением. Миновав Босфор, они приближались к побережью Черного моря. В особо удачные дни они преодолевали по 30-40 километров. Потребовалось каких-то три месяца, чтобы добраться из Волоса, портового города в Северной Греции, до устья реки Риони, впадающей в Черное море. Позади осталось полторы тысячи морских миль.

Таким образом, уже в ХV в. до н.э. суда могли заплывать из Эгейского моря в Черное. По всей видимости, это случалось изредка, спорадически. В эти авантюры ввязывались лишь самые смелые мореходы или отчаянные пираты. Краткие упоминания об этом можно найти у таких античных авторов, как Фукидид и Страбон. Около 1200 г. до н.э. микенская цивилизация была разрушена. Тогда-то и прекратились дальние плавания. Однако рассказы об этих героических походах, равно как и молва о далекой и богатой стране – Колхиде, – продолжали жить в веках, передавались из уст в уста. В VIII – VII вв. до н.э. греческое общество переживает заметный подъем. Греки вновь начинают плавать в Черное море и колонизуют различные районы его побережья.

 

Курганы Триалетской культуры

Археологические открытия, сделанные в последнее время, убедительно показывают, что контакты между жителями эгейского региона и Кавказа начались еще в очень отдаленные времена. Многочисленные находки на территории Трои, относящиеся к раннему бронзовому веку, – прежде всего олово и золото – имеют кавказское происхождение и подтверждают, что еще в 2500 – 2200 гг. до н.э. между обоими регионами – Кавказом и Троей – установились тесные отношения.

В то время в Закавказье вырастают многочисленные могильные холмы – так называемые курганы. И поныне они придают характерный колорит грузинским пейзажам. Особенно часто их можно встретить в долинах, ущельях и предгорьях. Впервые подобные курганы исследовали в горном местечке Триалети на юге Грузии, на Цалкинском плато, поэтому ученые окрестили всю эту эпоху “Триалетской культурой”. Впрочем, больше всего курганов располагается на востоке Грузии. Согласно последним оценкам историков, расцвет курганной культуры приходится на 2500 – 1800 гг. до н. э.

Большинство этих захоронений давно разграблены, и все же даже в нашем столетии археологи порой наталкиваются на неожиданные находки: бронзовые наконечники стрел, топоры и мечи с деревянными рукоятками.

Знатных людей погребали особенно пышно – их клали на четырехколесные повозки. Два подобных катафалка выставлены в Тбилиси в местном Археологическом музее. Сохранившиеся деревянные части колес, осей и оглобель уникальны. Это – самые древние предметы подобного рода в мировой практике.

“К сожалению, “Триалетская культура знакома нам лишь по захоронениям”, – говорит Лордкипанидзе. – На территории, где находятся эти огромные курганы, мы не нашли пока никаких следов даже временных жилищ. Поэтому мы не можем воссоздать полную картину жизни людей той эпохи”.

 

Чем славна Алазанская долина?

Вот почему столь важным было открытие, сделанное в Алазанской долине (Восточная Грузия). Здесь обнаружен многослойный телль – холм, образующийся на месте поселения. В 1990 году Гюнтер Мансфельд и Константин Пицхелаури начали раскопки этого холма – “горы Тквисболо”.

Хотя пока что разрыта только верхняя треть холма, археологи выявили уже восемь фаз поселений, которые простираются от раннего железного века до среднего бронзового века. Радиоуглеродный анализ древесных углей, обнаруженных в пятом слое, позволил датировать его 1620 г. до н.э. Многочисленные керамические черепки, найденные в шестом слое, доказывают, что это поселение относится к “Триалетской культуре”. Глиняные предметы принадлежат к поздней “триалетской” эпохе, поэтому археолог Мансфельд уверенно заявляет, что “мы еще доберемся до раннего бронзового века, ведь две трети холма вовсе не раскопаны”. Внизу, как надеются ученые, ближе к основанию холма, можно найти артефакты, что на тысячу лет старше сделанных пока находок. Они несомненно явят параллель предметам и материалам, обнаруженным в ранних городищах Трои и попавшим туда с Кавказа.

В четырех древнейших (на сегодняшний день) слоях обнаружены сосуды для хранения съестных припасов, оружие и ямы, в которые когда-то были врыты столбы, поддерживавшие стены домов. Однако до сих пор так и не удалось найти ни одного предмета, свидетельствующего о том, что жители этого поселения занимались сельским хозяйством. Чтобы найти ответ, археологи стали анализировать образцы грунта. Они отыскали пыльцу деревьев, но пыльцы злаковых культур замечено не было.

Очевидно, люди, жившие на горе Тквисболо, вовсе не были крестьянами.

Зато исследователи заметили значительные количества обсидиана, или вулканического стекла. В древности этот материал был очень популярен. Он легко полировался. Из него изготавливали режущие орудия, украшения и оружие. Правда, готовых орудий из обсидиана было мало, зато археологи нашли множество обрезков, обрубков и т. п.

По оценкам специалистов, в этом холме лежит около 900 килограммов отходов, полученных после обработки обсидиана. “Очевидно, здесь располагалась крупная мастерская”, – анализирует Мансфельд. Но поскольку здесь найдено очень мало орудий из обсидиана, значит, древние ремесленники, жившие здесь, работали в основном на экспорт.

Откуда взялся этот обсидиан? Мансфельд знает ответ. Его добывали в районе Триалетского хребта. В 1990 году у подножия горы Квин-Даги Мансфельд неожиданно натолкнулся на осыпи (окатанные обломки породы) обсидиана.

Упомянутая гора находится в 160 километрах от холма Ткисболо. Археолог снова вспомнил о ней, когда сделал сенсационное открытие. В северо-восточной части “своего” холма он обнаружил удивительное захоронение, в котором умерший был погребен прямо на повозке. В этом могильнике Мансфельда интересовали прежде всего не разнообразные, многочисленные предметы из сердолика, гагата и золота, принесенные в дар покойному, а сама колесница: застывшая на четырех неуклюжих колесах повозка, которую когда-то тянула пара быков.

Колесницы появляются в шумерских городах-государствах. Уже там обнаруживается их четкая классификация: боевые повозки были двухколесными, церемониальные – четырехколесными. В соответствии с этими “правилами” археологи обычно атрибутируют повозки, находимые в захоронениях. Итак, что мы можем сказать о колеснице, найденной в Грузии? Вроде бы нам следует походя отметить, что она использовалась при проведении неких церемониальных шествий. Но ничто не указывает на то, что подобные шествия здесь проводились: нет ни соответствующих культовых сооружений, ни других атрибутов. Почему же древние жители Кавказа с таким пиететом относились к этим странным повозкам? Для чего они были нужны? Почему их помещали в могильники в числе погребального инвентаря?

 

Троянские связи Колхиды

Мансфельд вспоминает совсем другую культуру: гальштатскую культуру (VIII – V вв. до н.э.), развившуюся на территории Богемии, Верхней Австрии и Баварии. В тамошние погребения – домики мертвых под курганом – помещали громоздкие четырехколесные повозки, на которых обычно возили металлическую руду. Вот и найден недостающий элемент в этой головоломке. На повозках, обнаруженных в кавказских могильниках, в бронзовом веке перевозили обсидиан и руду из отдаленного Триалетского горного массива в поселение на горе Ткисболо. Здесь из этих материалов изготавливали бытовые предметы отменного качества – затем они шли на экспорт.

Результаты раскопок, проведенных Мансфельдом и Пицхелаури, были по достоинству оценены их коллегами. Дальнейшие археологические работы в Кахетии будут поддержаны Германским исследовательским обществом, а также университетом города Галле и филиалом исследовательской группы из Тюбингенского университета, проводящей раскопки в Трое. Профессор Манфред Корфман – руководитель раскопок в Трое – отмечает: “Не вызывает никакого сомнения тот факт, что уже в начале II тысячелетия до нашей эры Троя поддерживала контакты с народами, жившими в черноморском регионе. Поэтому настало время, когда нам, специалистам по истории древнего мира, надо обратить свой взор на события, происходившие не только в эгейском, но и в черноморском регионах”.

Немало вопросов интересует археологов. Не здесь ли, на Кавказе, впервые выплавили бронзу, сплав меди и олова? Не здесь ли изготовили знаменитое “золото Трои” – коллекцию золотых украшений, обнаруженную Шлиманом? И прежде всего: насколько высок был уровень развития техники, достигнутый жителями древнего Кавказа? Так, на Кавказе, как и в Микенах, мы встречаем рапиру – самый современный тип оружия в позднем бронзовом веке. Где впервые появилось это наступательное колющее оружие, позднее вытесненное рубящим мечом? В странах эгейского региона, а потом транзитом через Трою было завезено в Причерноморье?

Или же, – наоборот, было придумано кавказскими оружейниками и впоследствии попало в Микены?

Около 1200 г. до н.э. разразилась война, охватившая всю восточную часть Средиземноморья. Хеттская держава и цивилизация эгейского региона приходят в упадок. Тем не менее жители Кавказа по-прежнему, вплоть до конца I тысячелетия, поддерживают торговлю с отдаленными странами, благо их земля изобилует металлами. “А не были ли народы Кавказа победителями в этой древней мировой войне? Не они ли выиграли от того, что Микены и Хеттская держава погибли?” – вопрошает Корфман.

 

 “diaspora.ru”

 

 

დატოვე კომენტარი