Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Усиление колониальной политики царизма

Усиление колониальной политики царизма. Национально-освободительное движение грузинского народа

УСИЛЕНИЕ КОЛОНИАНОЙ ПОЛИТИКИ ЦАРИЗМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. После присоединения в России экономическая и культурная жизнь Грузии стала развиваться значительно быстрее. Грузия стала на путь капиталистического развития, что само по себе было явление прогрессивным. Однако это происходило независимо от желания царского правительства, в соответствии с объективными законами общественного развития, теми законами, которые не подчиняются воле людей, в том числе и воле царей. Что же касается царизма, он являлся злейшим врагом всех народов России, в том числе и самого русского народа. Царизм превратил Россию в «тюрьму народов», где господствовала жесткая колониальная политика, политика угнетения всех нерусских народов.

Царская Россия являлась типичным многонациональным государством Восточной Европы, которое, наряду острыми социальными противоречиями, раздиралось глубочайшими национальными противоречиями.

В Западной Европе процесс формирования буржуазной нации исторически совпал с процессом превращения этих наций в независимые национальные государства; вследствие этого, формируясь в буржуазные нации, народы Западной Европы в то же время создавали и собственные национальные государства. Однако в Восточной Европе дело приняло другой оборот: крупные централизованные государства возникли раньше образования буржуазных наций, в результате чего в Восточной Европе появилось несколько многонациональных буржуазных государств, которые состояли из одной сильной, господствующей нации и нескольких слабых, покоренных наций. Когда эти покоренные малые нации пробудились для независимой жизни, они уже не смогли создать свои независимые национальные государства, т.к. столкнулись с непреодолимым сопротивлением господствующих классов главенствующей нации.

Именно в таком положение оказалась Грузия. Во главе Российского государства стояла исторически сложившаяся сильная, хорошо организованная дворянская военная буржуазия, которая энергично и последовательно проводила в Грузии колониальную политику. Царское самодержавие еще в первой половине XIX в. уничтожило в Грузии все признаки  независимого государства и преобразовало грузинские царства и владетельные княжества в обычные губернии Российской империи, которые управлялись царскими чиновниками.

В первой половине XIX в. царское правительство, в связи со сложной военно-политической обстановкой, вынуждено было сугубо осторожно проводить колониальную политику в Грузии. В этот период военно-стратегические позиции России на черноморском и каспийском  побережьях и на Кавказе были еще слабы. Против России ожесточенно боролись армии Ирана и Турции, а также многочисленные мюриды во главе с Шамилем. С Грузией Россию связывал единственный путь ― Военно-Грузинская дорога; железнодорожного сообщения  тогда еще не было, осуществлять же регулярное сообщение с Грузией по Черному морю не удавалось В этих условиях помощь грузинского народа имела исключительное значение для русской армии. Проникнутый глубокой независимостью к своим исконным врагам ― Ирану и Турции, грузинский народ единодушно стал на сторону России. Неоценимые услуги русской армии оказывало не только хорошо знавшее местные условия грузинское дворянство, которое преданно служило в рядах русской армии, но также и грузинское крестьянство  и городское население. Из крестьян создавались вспомогательные войска (милиция). Грузинское крестьянство снабжало русскую армию продовольствием и фуражом, строило и ремонтировало дороги. Немалую роль в обслуживании армии и ее тыла играли и жители грузинских городов ― рабочие, ремесленники и торговцы. Если учесть то обстоятельство, что ввозимые из России товары даже в мирное время не удовлетворяли потребностей развитого местного рынка и смой русской армии, то станет ясным, почему царское правительство на первых порах вынуждено было ограничить себя в проведении колониальной политики в Грузии.

Во второй половине XIX века положение существенно изменилось. В результате неоднократных побед русского оружия, позиции России на Кавказе и в районе Черного моря значительно укрепились. В 1865 году поражением Шамиля завершилось покорение Кавказа. После отмены крепостного права началось быстрое развитие капиталистического хозяйства. Стальные пути соединили Россию с Грузией и Закавказьем. Одновременно между черноморскими портами стали регулярно курсировать пароходы. Продукция российских фабрик и заводов широким потоком хлынула в Грузию. Перед Россией теперь практически встала задача экономического завоевания и закабаления Грузии, т.е. задача ее окончательного превращения в колониальную окраину царской России. Всем этим и объясняется  усиление колониального гнета в Грузии во второй половине XIX века.

В экономической сфере основной целью царизма являлось превращение Грузии в сырьевую базу и в рынок сбыта для российской капиталистической промышленности. В связи с этим грузинская промышленность развивалась односторонне и почти полностью зависела от русского и иностранного капитала.

В технико-экономической отношении Россия в то время, в сравнении с передовыми европейскими капиталистическими государствами, была отсталой страной и сама в значительной степени зависела от иностранного капитала. Царское правительство охотно предоставляло концессии  иностранным капиталистам, которых привлекали природные богатства Грузии. В погоне за высокими доходами иностранные капиталисты хищнически эксплуатировали богатейшие недра страны, грабили народ, вывозя за границу львиную долю прибылей.

Трудящиеся массы Грузии страдали под двойным гнетом ― под игом колониальной политики царизма и эксплуатации «собственных» помещиков и капиталистов. Все это не могло не вызвать гневного протеста со стороны грузинского народа.

В программу царской политики входила также колонизация районов Грузии. Колонистам, прибывшим из России предоставлялись лучшие земли и привилегии, притеснялось коренное население. Самодержавие сознательно разжигало национальную и религиозную рознь среди народов Закавказья, провоцировало их на кровавые столкновения.

В общественно-политической сфере колониальная политика царизма выражалась в стеснении и ограничении прав грузинского народа как в органах государственного управления, так и в местном самоуправлении, судопроизводстве, просвещении и т.д. Как уже говорилось выше, царское правительство, не сочло нужным ввести в Грузии даже куцое земство и институт присяжных заседателей, вследствие чего местные органы самоуправления и суд всецело находились в руках царского полицейского аппарата. Народ сторонился органов царской администрации и суда, т.к. видел в них лишь орудия притеснения. Большинство русских чиновников и судейских не владело языком народа, которым они «управляли». В суде и правительственных учреждениях все делопроизводство велось на русском языке.

Во второй половине XIX в. царизм открыто стал на путь полной русификации Грузии, на путь уничтожения самобытности культуры ее народа. Этой цели должны были в первую очередь служить школы, которые по замыслу реакционных царских чиновников, признаны были вынудить грузинскую молодежь совершенно отказаться от родного языка. Начиная с 60-х гг. чиновники министерства просвещения начинают постепенно изгонять грузинский язык из учебных заведений Грузии. В 90-х гг. в школах строго запрещалось не только преподавать но даже говорить на грузинском языке. Преподавателей-грузин отстранили от работы, заменяя из учителями совершенно не владевшими грузинским языком.

Жесточайшим притеснениям и преследованиям подверглась грузинская пресса. Царское правительство всеми мерами старалось ограничить издание грузинских книг, журналов и газет, а те немногочисленные периодические издания, которые выходили благодаря самоотверженным стараниям передовых грузинских деятелей, все время находились в тисках царской цензуры. Царское самодержавие еще в 1849 году учредило специальный орган ― «Кавказский цензурный комитет», целью которого являлось подавление в местной прессе малейшего проявления свободной мысли. Особенно преследовались те статьи  и художественные произведения, в которых выражались национальные чаяния грузинского народа. Дело дошло до того, что правительственные органы в 1882 году запретили упоминание в печати слова «Грузия», предписывая употреблять лишь наименование «Тифлисской» и «Кутаисской» губерний.

Не в лучшем положении находилось и дело издания грузинских книг. В слепом усердии царская цензура запрещала не только книги, в которых давалось описание народного быта, но и исторические произведения из жизни грузинских царей. В 1890 году правительство запретило распространение книги З.Гулисашвили «Книга для народного чтения о грузинских царях». Характерно, что инспектор Тифлисских народных школ А.Грен, которому эта книга была передана на рецензию,  обосновывая необходимость ее запрещения, говорил, что «в ней нет какой-либо запрещенной или неприемлемой мысли, однако, она все же опасна, так как вызывает национальные чувства».

Царская цензура и черносотенная пресса душили также грузинский  театр, который будил те же «национальные чувства». Цензура выбрасывала из текста пьес все места, в которых хотя бы косвенно автор касался социальных или национальных  проблем, Грузинский театральный деятель В.Гуниа, редактировавший газету «Театр», в 1886 году в своем дневнике писал: «Цензура связала меня по рукам и ногам, не дают вымолвить слова. Не знаю, что делать… цензура замучила»[1].

Реакционные русские публицисты, всячески третировали историческое прошлое грузинского народа. В 1882 году в газете реакционера Каткова «Московские ведомости» в связи с постановкой на тбилисской сцене пьесы Д.Эристави «Родина», была напечатана гнусная статейка, в которой высмеивалась национальная эмблема и историческая реликвия грузинского народа ― грузинское знамя. Статья в издевательском тоне рекомендовала грузинам забыть свое прошлое и продать знамя в цирк для клоунов.

Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве: намеренно заселял лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобы оттеснить местные национальные массы в худшие районы и усилить национальную рознь; стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр, просветительные учреждения для того, чтобы держать массы в темноте; пресекал всякую инициативу лучших людей местного населения.

Такова была сущность колониальной политики русского царизма.

Преследованию и притеснению грузинской нации и ее культуры со стороны русского царизма содействовало реакционное грузинское дворянство. В первый период присоединения Грузии к России, грузинское дворянство, болезненно ощутившее утрату былых привилегий и могущества, попыталось поставить «национальный вопрос». Оно воспылало желанием вручить судьбу грузинского народа в руки грузинских царей, пытаясь использовать для этой цели недовольство грузинского крестьянства политикой русского царизма. Однако русское самодержавие быстро нашло общий язык с грузинским дворянством, приблизило его ко двору, предоставило теплые местечки в высшей администрации и этим завоевало его симпатии. Реакционное дворянство очень скоро забыло и «национальный вопрос», и интересы родной  страны, некоторые забыли даже родной язык и стали активными проводниками русификаторской политики  царизма. В своем предательстве национальных интересов они пали настолько низко, что пытались даже оправдать великодержавный шовинизм царского правительства, пытавшегося русифицировать грузинский народ и ликвидировать его как нацию. В 1872 году приложением к газете «Кавказ» вышла книжка К.Г.Мухранского «О существе национальной индивидуальности и об образовательном значении крупных народных единиц». В ней приводилась мысль о том, что существование малых наций отошло к прошлому и они должны теперь раствориться в крупных государствах. С помощью подобной «теории» автор старался оправдать русификаторскую политику царизма, которая ставила себя целью уничтожение грузинской нации и ее многовековой культуры.

Трудящиеся массы Грузии томились под двойным ярмом угнетения ― под тяжестью грубой колониальной политики царизма и под игом эксплуатации «собственного» дворянства, которое способствовало царизму. Все это не могло не вызвать в грузинском народе чувства величайшего гнева и протеста.

На невыносимое социальное и национальное угнетение грузинский народ ответил мощным освободительным движением.

 

РАСШИРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. Русское самодержавие, являвшееся выразителем воли реакционных дворян-помещиков и финансовой аристократии, угнетало и притесняло не только грузинский народ, но и все другие народы России. Осуществляя политику национально-колониального угнетения нерусских народов, царское правительство в то же время подвергало жесткому социальному гнету и эксплуатации собственный русский народ. Перед народами России, бесправными и угнетенными, остро встала задача освобождения от социального и национального угнетения.

В освободительном движении народов России ведущую роль сыграл великий русский народ, который первым поднял знамя борьбы против царизма и помещиков. Освободительное движение в России, как учит В. И. Ленин, прошло три главных этапа: 1) дворянский период, приблизительно с 1825 по 1861 год; 2) период разночинцев или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский период, с 1895 года. Первым поколением революционеров, которые продолжив традиции Радищева, подняли восстание против царизма, явились декабристы. После них на борьбу с царизмом и крепостничеством выступили русские революционные демократы — Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Эти славные сыны русского народа признавали национальную независимость нерусских народов России и поддерживали их лучших представителей в борьбе против самодержавия и крепостнического строя.

Освободительное движение в Грузии в основном прошло аналогичные периоды, что и в России. Первый или дворянский период в Грузии начался приблизительно с 1832 года и продолжался до начала 60-х гг. В 60—90 гг. имел место период разночинцев или буржуазно-демократический, затем наступил пролетарский период.

Идеи русского освободительного движения оказали огромное влияние на содержание и направление грузинского национально-освободительного движения. Войдя, в начале XIX в., в состав Российской империи, Грузия оказалась вовлеченной не только в политическую и экономическую жизнь России. Передовые общественные деятели Грузии последовательно знакомились с социально-политическими взглядами декабристов, а затем и русских революционных демократов, идеи которых были особенно близки грузинским шестидесятникам-тергдалеулни.

Однако, в отличие от русского, грузинское освободительное движение имело и свои собственные задачи, которые диктовались особенностями тогдашней грузинской жизни. В сравнении с Россией, Грузия в экономическом отношении являлась более отсталой страной. К тому же, Грузия являясь колонией царской России, испытывала не только социальный, но к национальный гнет. Поэтому, если в России содержание и цель освободительного движения заключались в освобождении трудящихся масс от социальной несправедливости, то в Грузии помимо этой цели вставал также вопрос об избавлении грузинского народа от национального гнета. Таким образом, под влиянием русского освободительного движения и в результате особенностей условий тогдашней жизни Грузии, возникло грузинское национально-освободительное движение.

Зарождение грузинского национально-освободительного движения связано с известным дворянским заговором 1832 года. Этот заговор в основном выражал интересы и чаяния грузинского дворянства. Однако, среди участников заговора не было единства, поскольку в нем наряду с высшей феодальной знатью и представителями либерального дворянства, которое в большей или меньшей мере выражали идеологию дворянского класса, участвовали и такие лица, которые своими взглядами и убеждениями выражали интересы грузинского народа, в частности, его основной и угнетенной части — крестьянства. Это было левое крыло заговорщиков, положившее основу грузинскому национально-освободительному движению. Наиболее видными представителями этого крыла были выдающийся грузинский просветитель, философ и педагог Соломон Додашвили и его друг поэт С. Размадзе.

Царское самодержавие старалось самыми крутыми мерами подавить грузинское национально-освободительное движение. Но в ответ на возрастающий гнет царизма усиливалась гневная реакция угнетенных трудящихся масс, которая создавала более благоприятную почву для распространения национально-освободительных идей. В первой половине XIX века эти идеи нашли свое отражение в творчестве таких писателей и мыслителей, как С. Додашвили, А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили. Г. Эристави и др. Впоследствии, на втором этапе национально-освободительного движения, его идеологами и идейными руководителями стали выдающиеся грузинские писатели и общественные деятели 60-х гг. — тергдалеулни.

Идеология грузинских шестидесятников вырабатывалась под влиянием общественных отношений, сложившихся к тому времени в Грузии. Крестьянство и городская беднота, составлявшие почти девять десятых всего населения Грузии, еще в первой половине XIX в. стали осознавать свои интересы. Пока грузинское дворянство находилось в оппозиции к царскому правительству, обе стороны заигрывали с крестьянами и ремесленниками, суля им в будущем различные блага, но лишь только царизм достиг соглашения с грузинским дворянством и утвердил своя позиции в Грузии, интересы трудового народа были преданы забвению, а сам он стал объектом беспощадной усиленной эксплуатации. Дворяне, аппетиты которых росли по мере развития денежного хозяйства, и которым покровительствовал царский режим, принялись без стеснения грабить собственных крестьян, активно поддерживая колониальную политику царизма. Предательское поведение дворянства открыло глаза трудящимся массам Грузии. Если раньше обездоленное грузинское крестьянство мечтало обрести свободу при помощи своего дворянства, а в иных случаях искало защиты от помещичьего произвола у царских чиновников, то вскоре крестьяне начали сознавать, что и царское правительство и «собственное» дворянство являются их заклятыми врагами. Уже во время гурийского крестьянского восстания 1841 года повстанцы выступили с оружием в руках как против царских войск, так и против помещиков. В последующий период, в особенности со времен Крымской войны и вплоть до крестьянской реформы, борьба крестьянства против царизма и крепостничества стала принимать все более широкий характер. В пореформенный период эта борьба не прекратилась, а наоборот, постепенно усиливалась и подготавливала условия для первой буржуазной революции.

К борьбе грузинских крестьян против царизма и помещиков присоединила свой голос и городская беднота — рабочие, ремесленники, мелкие торговцы, частично и молодая окрепшая буржуазия. Их голос с особой силой прозвучал в Тбилиси в 1865 году, когда ярким огнем всколыхнулось восстание городской бедноты.

Таким образом, основой национально-освободительного движения в Грузии являлась борьба бесправных и неимущих классов, т. е. «третьего сословия», против царизма и привилегированных классов. Во второй половине XIX века эта борьба все более возрастала в зависимости от того как усиливались колониальная политика царизма и эксплуатация трудящихся.

В свою очередь, рост борьбы угнетенных классов не мог не повлечь за собой и усиления идеологических форм этой борьбы. Центральное место в общественно-политической жизни Грузии 60—70-х годов XIX века заняли тергдалеулни — выдающиеся представители национально-освободительного движения.

 

 lazare.ru

 

3 Responses to “• Усиление колониальной политики царизма”

  1. Ну что вы тут раскричались? Пора успокоится и советую скачать Алису в стране чудес. Думаю просмотр успокоит немного нервишки;)

    Like

  2. a.sanduchadse said

    а мы думаем на оборот, из твоих слов выдно что правда и справедоивост заставляет империялистов и велико русских шовинистов нервичить.
    Ради бога дайте миру покое, ато бог вам жестоко накажет и сотрёт навсегда из земли.

    Like

  3. a.sanduchadse said

    неужели не чувствуйте, что вас ненавидят и поляки и чехи, и балтиицы и румыны, украйнцы, белоруссы, все, кто когда небудь имел дело свамы!

    Like

დატოვე კომენტარი