Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Топчишвили – Расселения предков осетин

♥ სამაჩაბლო – Samachablo

Roland Topchishvili

The Area of Original Dwelling of the Ossetian Ancestors, Alans

roland Topchishvili

Роланд Топчишвили

Ареал первоначального расселения предков осетин – аланов

I. Этногенез ираноязычных аланов, предков современных осетин, вернее, одних из предков, произошел на территории Средней Азии. Ареалом их первоначального расселения являлась территория от Гиндукуша и Гималаев до Волги. Упоминаемые в источниках «горы аланов» – это не что иное, как горы Мугоджары Южного Урала (территория современного Казахстана). Что касается аорсов, согласно источникам, они проживали южнее аланов, у реки Сыр-Дарья. Часть оставшихся в древних поселениях аланов, известных под тем же названием – аланы, но со временем отюркившихся, обитала в Средней Азии до конца Х века. Кочевые племена аланов впервые упоминаются в китайских источниках II в. до н.э., и, согласно последним, ареал их расселения не выходит за пределы восточного побережья Каспийского моря. В поле зрения классических авторов аланы впервые попадают только в I в. н.э., после того, как они начали кочевать в европейской части евразийского пространства, отделившись от азиатских аланов.

II. С I века нового тысячелетия аланы все больше стали перемещаться к западу, кочуя в степях нынешней Южной России и Украины. С конца IV в. н.э. аланы и родственные им племена вместе с примкнувшими к ним и признанными аланами другими этносами фактически теряют указанный ареал обитания.

III. Своего рода переломной вехой в истории аланов явились 70-е годы IV в. н.э., когда в ареал их кочевания (с Северного Прикаспия до Азовского моря) стали вторгаться гунны, что повлекло за собой перемещение аланов. Одна часть аланов вместе с гуннами и различными германскими племенами отправляется в набеги на Западную Европу; другая часть расширяет ареал своего кочевого обитания до Дуная; третья поселяется в низменной части Северного Кавказа и создает государственное образование, с которым грузинское государство имело длительные отношения. После нашествия гуннов аланы расселяются не только на северокавказской низменности, но и вместе с частью гуннов (савиарами) – в горах, в Приэльбрусье. Здесь с аланами (осетинами) непосредственно граничат грузинские горцы – сваны и абхазы.

IV. Обитавшие в долинах Северного Кавказа аланы в раннее средневековье были соседями тюркоязычных хазар и кипчаков. Аланы жили также в Крыму, соседствуя, до вторжения монголов, с обитавшими в Крыму и Северном Причерноморье готами. В эти же века местом зимовья аланов являлась Меотия (Приазовье). Что касается южных и северных рубежей, до монгольского нашествия с аланами на севере граничили половцы, а с юга – черкесы. Местом обитания тогдашних половцев являлись именно те земли, на которых между I-IV веками (до вторжения гуннов) жили аланы.

V. Распространенное мнение о том, что «Дарьял» – аланоосетинское слово, означающее проход к территории, заселенной аланами, не соответствует истине. На самом деле государство равнинных (степных) аланов-осетин находилось довольно далеко от Дарьяла, приблизительно в десяти днях ходьбы. «Дарьял» – название, данное этому месту иранцами и действительно означающее проход в страну аланов. Возникновение этого названия было обусловлено тем, что в то время аланы были единственным на Северном Кавказе народом, имевшим свое государственное образование. Другие местные кавказские этносы, обитавшие преимущественно в горах, были малоизвестны иностранным авторам.

VI. Новый перелом в жизни аланов-осетин начинается после монгольского вторжения. Несмотря на стойкое и продолжительное сопротивление аланов, монголам все-таки удалось сломить их. Они разбили также половцев, живших к северу от аланов-осетин, и отныне ареал расселения обоих этих этносов радикально меняется. В ХIII в. аланы-осетины по-прежнему оказывают сопротивление монгольским завоевателям, хотя с середины этого века уже началось заселение ими (аланами) горных районов Центрального Кавказа. Миграция основной части аланов-осетин в горные ущелья Кавказа произошла в XIV-XV вв. (здесь мы не имеем в виду дигорцев – потомков аланов, пришедших в горы в VI-VII вв.). После этого равнинные аланы-осетины («степняки») становятся горцами, осваивая территории местных, кавказских горцев, смешиваясь с ними и с ногайцами (народом частично монгольского происхождения), в результате чего фактически формируется новый этнос. Вследствие вышеуказанного этногенетического процесса в языковом плане побеждает аланский (осетинский) язык иранской группы, а в сфере этнической культуры – местная, кавказская культура. Этногенетические процессы продолжались еще долгое время после миграции аланов-осетин в горы Кавказа, подтверждением чему служит ассимиляция ими в XVI-XVII вв. грузинских горцев – двалов. Более того, по свидетельству самих осетинских ученых (Б.Калоев), еще каких-то три-четыре поколения назад жители двалетского ущелья Заха (граничит с Трусо) были двуязычными – они говорили и на осетинском, и на грузинском языке, – что свидетельствует о продолжительном течении здесь этногенетического процесса.

VI. Аланы смешались со многими этносами евразийского пространства, в частности с европейцами, и в конечном итоге лишь меньшая часть тогдашнего довольно многочисленного народа аланов нашла пристанище в горах Кавказа.

VII. На протяжении всего средневековья где только не обитали аланы-осетины – от Аму-Дарьи до Дуная (где поныне живут потомки ассимилированных с венграми аланов). Однако ни один источник не фиксирует аланов в Грузии. До вторжения монголов крайней южной точкой расселения аланов являлось предгорье Кавказа. Тот участок нагорья Северного

Кавказа, который позже заняли аланы, до них населяли народы местного, кавказского происхождения, в том числе и грузинские горцы – двалы. В то же время, надо сказать, что на протяжении всех средних веков аланы-осетины имели разного рода интенсивные отношения с грузинами. Установлено, что на территории как исторической, так и современной Грузии аланы появились довольно поздно: в Двалети, которую во второй половине XX в. осетинские ученые назвали Центральной Осетией, они поселились в XVI в., а в нагорье Шида Картли – с середины XVII в. Постольку, абсолютно безосновательны те мифологемы, согласно которым ираноязычные аланские (сарматские) племена являются коренным населением Грузии и что грузины отняли у них территорию Шида Картли, которая должна именоваться Сарматией. Исходя из рассмотренных источников совершенно очевидно, что территорией расселения аланских племен, признанных ответвлением сарматов, являются южнорусские степи и Южная Украина, расположенные довольно далеко от северокавказских степей.

IX. Согласно новым исследованиям, ранние аланы и ассы были абсолютно разными народами как на азиатском этапе развития, так и на европейском этапе формирования аланского этноса.

X. До вторжения гуннов аланы вели исключительно кочевой образ жизни – у них не было постоянных жилищ. Функцию последних у аланов выполняли кибитки (крытые повозки). Существовали они за счет грабежей, разбойных набегов и походов на другие народы. С этой целью они нередко нанимались также в услужение чужестранным правителям. Питались аланы мясными и молочными продуктами. Их переход к земледелию начался только в IV-V вв., после того как они осели в долинах Северного Кавказа. Как и у других кочевников, у аланов не было постоянного святилища (места, строения для молитвы). Они молились воткнутому в землю кинжалу. Перешедшие к оседлому образу жизни аланы со временем принимают христианство, но формально. После переселения в горы у аланов произошла фактическая реанимация язычества.

 

***

Roland Topchishvili

The Area of Original Dwelling of the Ossetian Ancestors, Alans

I. The ethno genesis of Iranian-speaking Alans, who were the ancestors, more precisely one of the ancestors of modern Ossetians, occurred in the territory of Middle Asia. Their original area of settlement extended from the Hindikush and the Himalayas to the River Volga. “The Alan Mountains”mentioned in the sources are the same as the Mugojori Mountains of South Urals. This is the modern territory of Kazakhstan. As for the Aors, according to sources, they are localized with Sirdaria to the south of the Alans. The Alans remaining in the old location lived in Middle Asia till the end of X century under the same name, and Turkified with the lapse of time. Initially, the Alan nomadic tribes were mentioned in Chinese sources in II century BC. However, the scope of Chinese sources did not go beyond the eastern section of the Caspian Sea. But in the view of

classical authors, Alans first apear only in I century AD when they started leading a wandering life in the European section of Euro-Asian space and separated from the Asian Alans.

II. Since the first century AD, the Alans advance in the direction of the west and start leading a nomadic life in the steppes of modern southern Russia and the Ukraine. From the end of the fourth century AD Alans, their related tribes and other adjoining ethnic groups considered as Alans, in fact, lose the mentioned nomadic area.

III. The seventies of IV century was a kind of breaking in the history of Alans, when their nomadic area (from the northern section of the Caspian Sea to the Sea of Azov) was invaded by the Huns. They put Alans into motion. A portion of Alans together with Huns and different Germanic tribes lead raiding in the direction of western Europe, some of them enlarge the area of raiding up to the Danube and some settle in the lowland of the Northern Caucasus and create the state formation with which the Georgian state ad long relationship. After the invasion of Huns, Alans started to settle not only in the lowland of the North Caucasus, but together with the part of Huns – Saviars – they also settled in the mountains of the North Caucasus, in the area of Elbrus. Here Alans (Ossetians) share the border directly with Georgian mountain peoples – Svans and Abkhazians.

IV. The Alans living in the valleys of the North Caucasus were the neighbours of Turkish-speaking Khazars and Kivchags (Kumans, people of Turkish origin) in the early Middle Ages; they lived in Crimea as well. Before the invasion of Mongols they neighboured with Goths living in Crimea and the northern section of the Black Sea. In the early Middle Ages, the winter dwelling area of Alans was Meotia or the coasts of the Azov Sea. As for the direction from the south to the north, before the Mongol invasion Alans had northern boundaries with Kivchags and southern boundaries with Circassians. The then Kivchags’’ dwelling territory was nothing else but the land where Alans had lived between I-IV centuries (before the invasion of Huns).

V. The opinion that “Dariali” is an Alan-Ossetic word and means the exit to the territory populated by the Alans is not right. In reality, the state of the lowland (stepes) Alan-Ossetians was rather far away, about ten days walk from Dariali. “Dariali” was named by Iranians and, indeed, it means the outlet to the country of Alans. This particular name was given due to the fact that by that time in the North Caucasus Alans were the only people who had a state formation. Other local Caucasian ethnoses, who were mostly blocked in the mountains, remained less familiar to foreign authors.

VI. A new breaking in the life of Alan-Ossetians starts after the Mongol invasion. Mongols managed to subdue Alans despite their long resistance. Mongols defeated Kivchags living to the north of Alan-Ossetians and from then on the area of settlement for both ethnoses changes radically. In XIII century, Alan-Ossetians continued resisting Mongols, although their lodgement in the mountainous region of the Central Caucasus had already started, by the middle of the mentioned century. The main portion of Alan-Ossetians settled in the Caucasus mountainous gorges in XIV-XV centuries (Digors are not considered here. They are the descendants of the Alans who settled in the mountains in VI-VII centuries). After that, “stepniak” (steppe dwellers), lowlander Alan-Ossetians turned into mountain dwellers; They acquire the territory of local mountain peoples – Caucasians, and mix with the local population (Caucasians), partly with Nogais

of Mongol origin, as a result of which, in fact, a new ethnos is formed. Due to the implemented ethno genetic processes, actually, a new ethnos is established in which the winner was the Alan (Ossetian) language of Iranic group, but in the field of ethnic culture – the local Caucasian prevailed. After settling down in the Caucasus Mountains, ethnogenetic processes continued for quite a long time. It can be proved by their (Alan-Ossetians’’) assimilation of Dvals – Georgian mountain people – in XVI-XVII centuries. In Zakha Gorge of Dvaleti the above-mentioned process was not completed even later. According to an Ossetian scientist (B. Kaloev), prior to three-four generations, the local peoples in Zakha Gorge of Dvaleti (borders with Truso) were bilingual – they spoke both Ossetic and Georgian.

VII. The Alans transfused their blood to a lot of ethnoses living in the area of Euro-Asia. They mingled with Europeans too, and a small number of by then sufficiently numerous people found their final shelter in the Caucasus Mountains.

VIII. During the entire Middle Ages, Alan-Ossetians lived everywhere – beginning from the Amudaria and up to the river Danube (the descendants of Hungarified Alans still live there), but none of the sources mention Alans in Georgia. Before the Mongol invasion, the extreme south point for the settlement of Alans was the approach of the Caucasus Mountains, i.e. the adjacent territories of the mountain and plain. The section of the North Caucasus mountainous area, which was occupied by Alans later, used to be the dwelling place of local peoples of Caucasian origin. Among them were Georgian mountain people – the Dvals. Although, throughout the Middle Ages, Alan-Ossetians kept different kinds of intensive relations with Georgians. It is stated that Alan-Ossetians apeared in the historical, as well as modern territory of Georgia, fairly late:: in XVI century in Dvaleti, which was called Central Ossetia by Ossetian scientists in the second half of XX century, and in mountainous Shida Kartli (Inner Kartli) – since the middle of XVII century. Thus, there is no ground for the creation of myths, claiming as if the Iranian-speaking Alan (Sarmatian) tribes are indigenous to Georgia and that Georgians took away Shida Kartli, which should be called Sarmatia, from them. The Reviewed sources make it clear that the Alan tribes, which are considered as the division of Sarmatians, lived in the stepes of Southern Russia and the Southern Ukraine, rather far even from the North Caucasus steppes.

IX. According to new researches, the initial Alans and Assians were completely different peoples, both at the Asian and European stages of development in the process of formation of the Alan ethnos.

X. Before the invasion of Huns, Alans led a nomadic way of life – they did not have permanent dwelling houses; this function was given to kibit (canopied cart). They earned their living by pirating, campaigning and looting other peoples. For this purpose, they frequently hired themselves out to the rulers of different countries. They ate meat and dairy products. Alans started farming only between IV and V centuries after becoming indigenous to the North Caucasus valleys. Like other nomads, naturally, the Alans did not have a permanent place or building for prayer either; their worship place was a dagger stuck in the ground. Meanwhile, moving to a settled way of life, the Alans adopt Christianity, although formally. However, after taking shelter in the mountains, they factually reanimated paganism.

 

 

***

 როლანდ თოფჩიშვილი- ოსთა წინაპარი ალანების თავდაპირველი განსახლების არეალი

დატოვე კომენტარი