Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, სამცხე, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

•Геноцид Сванов на Северном Кавказе

 

ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

 

В Никоновской летописи за 1563 г. повествуется: “И Темгрюк (Темрюк Идаров.— С. Б.) со государевыми людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы… И воевали землю их одиннадцать дней, и взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали”. Комментируя термин “сонские”, Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле… Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.

Б.Д. Газиков на основе анализа топонимики и осетинского и ингушского фольклора, приходит к выводу, что “под “Сонскими кабаками” подразумевались селения, лежащие в междуречье Сунжи и Терека и частично на левом берегу Терека”. Также, Б.Д. Газиков убедительно показывает, что сонами / санами в осетинском фольклоре назывался народ, живший на территории Осетии до прихода сюда иранцев.  Л.И. Лавров считал, что боевые действия царских войск происходили в районе Верхнего Прикубанья. “…Взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре…”, -говорится в документе о военных действиях на Кавказе в 1563 году. Лавров Л.И. выявил в районе Верхнего Прикубанья город Шоан и реку Шоану и христианский храм X в. Шоан. В официальном русском документе 1743 года он обнаружил в Верхнем Прикубанье народ “соны”. По мнению Лаврова, название “шоан” сопоставимо с названием неизвестного народа “мшаны” из документа, а “соны” с современными сванами, которых до сих пор кабардинцы называют “сонэ”, а чеченцы – “шоной”.

«Никоновская» летопись приводит интересное свидетельство о  состоянии Центрального Кавказа в середине XVI в. Данная  информация содержится в рассказе об отправке в Кабарду отряда  (500 стрельцов и 500 казаков) Григория Плещеева. В сентябре 1562 г. эти «государевы люди» по приказу Ивана Грозного прибыли на  Северный Кавказ с целью оказать помощь Темрюку Идарову. Отряд  должен был содействовать укреплению власти Темрюка в борьбе с  противниками, наиболее могущественным из которых являлся  Пшеапшоку Кайтукин – Шепшук «Никоновской» летописи.

С помощью русских войск Темрюк «воевал Шепшуковы улусы, да воевал Татцкие  земли близ Скиньских городков, и взяли три городка: Махонь,  город Енгир, город Каван, и мирзу Телишку убили, и людей многих  побили… И воевали землю их одиннадцать дней и взяли кабаков  Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили  и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура,  Бурнака и Дудыля»40.


В результате первого похода кабардинцев были разгромлены 164 кабака (поселений) мшанских и сонских и завоеваны их “города” Алагир, Кобань и Мохань (Степанцминда) (там же). Поэтому и говориться в преданиях осетин, что земли эти (Тагаурское, Куртатинское и Дарьяльское ущелья) были свободными и занимали они эти места мигрируя с запада на восток (Куртатинское и Тагаурское ущелья) в XVI-XVIIIвв. (там же).

То, что в результате боев было взято 164 кабака свидетельствует о том, что действия происходили на довольно значительной территории. Исследователи пытались определить местоположение топографических данных, приведенных выше. По нашему мнению, не вызывает сомнения то, что театр военных действий разворачивался в условном четырехугольнике Йоалхоте — устье реки Сунжи — Дарьял — Газалте.

Здесь течет река Сунжа — Сони русских источников. Также в русских документах 80-х гг. 16 в. под Сонской землей подразумевается территория, располагавшаяся южнее Дарьяла, а вместо Дарьяльского ущелья часто используется термин “сонские щели”. Возможно, что в 60-х годах 16 в. под Сонскими кабаками подразумевались селения, лежавшие на пути Сони (Казбеги) или к Дарьялу, т.е. в междуречье Терека и Сунжи в верхнем течении.

Как известно, боевые действия южнее Дарьяла не велись. Учитывая, что и населенный пункт Саниба лежит также к северу от Дарьяла, то мы можем утвердительно сказать, что под Сонскими кабаками подразумеваются селения, лежащие в междуречье.
 

Ф.Х. Гутнов пишет, что “Сонская земля расположена в высшей точке Дарьяльского прохода в районе Хеви, осетинам известного под названием Сана“. И добавляет, что “Сонские щели неоднократно упоминались за Ларсовым кабаком,.. сонские земли лежали недалеко от “дигоров да стигоров” на дороге в Грузию“. Т.е., как мы уже отметили, это земли, лежащие в районе Военно-Грузинской дороги.

А.Д. Цагаева также приходит к выводу, что соны не являются осетинами. «Эт­нонимом такой же мифической народности, или какого-то древнего племени явля­ется сан/сон. Он также встречается в топонимии нагорной полосы Северной Осе­тии и Казбегского района Грузинской ССР. С этнонимом сан/сон мы имеем топони­мы Сонайы къахыр «Сонов щербина»,  Сонайы Уастырджи «Сонов св. Георгий»… Этот же элемент имеем и в прежнем названии с. Казбеги и горы Казбек – Сана «Сана» и Санайы хох «Санов гора»… При этом нужно заметить, что саны/соны не были дружественны с предками осетин. Иначе бы не сохранились такие не разло­жимые словосочетания и концовки сказок в осетинском фольклоре, как рын, сонай хызт у «чтобы ты был оберегаем от болезней (эпидемии) и сон (врага)», ма сон кай, йе уонама цауад «кто мой враг, пусть к ним идет» местом обитания сванов, кроме собственно Сванетии был Северный Кавказ и территория Кубани. Именно поэтому в средние века встречается термин – Большая Сванетия. В описании путешествия русского посла Н. Толчанова (1650-1652 гг.) по Урухскому ущелью и на границе Осетии и Кабарды упомянута “сонская дорога”. Русские послы должны были перейти в Балкарию через Имеретию по сонской т.е. сванской дороге через владения Алибега. Как видно, в это время здесь по-прежнему проживали соны, отсюда и “сонская дорога”. Это общее название дороги от нижней Сванетии до Балкарии, так как проходила она на территории сонов. А осетины поселились на бывших землях сванов в Урухском ущелье значительно позже. Об этом также свидетельствует следующее: “Церковь Спасителя мулахского общества имеет в Осетии место, которым пользуются осетины, за что они должны поставлять церкви по семь быков, овец и коз в год. Мулахцы забивают скот и устраивают застолье. Если осетины не заплатят церкви эту подать, мулахцы нападают на их стада, уничтожают пастухов и перегоняют стада в свое село”.

Здесь речь идет о западной части Северной Осетии, которая лежит ближе к Сванетии. А дорога из Терека в Имеретию проходила именно по этой территории.

Тут же следует отметить, что Арагви на сванском языке означает следующее: “рва” (”ара”) – что означает “восемь” и “гули” (”гви”), что означает “сердце”, т.е. “восемь сердец”. Ср.:”цхра цкаро” – “девять источников”. Более того, в Арагвском ущелье и на всей территори до самого центра Картли зафиксированы топонимы свано-занского происхождения. Например, в Гудамакари высится одинокая скала, которая имеет форму головы человека. Называется она “Лутхум”, но местное население не может объяснить его значения, так как это сванское слово и означает оно “голову”.
 http://mshwan1.livejournal.com/1284.html

4 Responses to “•Геноцид Сванов на Северном Кавказе”

  1. გუგუ said

    ცრა წყარო როგორც ტოპონიმი არ გამიგია და ხომ ვერ დაააკონკრეტებდით?

    Like

  2. Badri said

    Ицкери а, Ваи нахе, Ка бардо(Каба ар до)-Бал кари а, Бакисани, Магас, Алиани а, Сар мате, Дидо, Эл брус,.. – Грузинские слова!

    Like

  3. Levan said

    Спасиба интересна для сванети статиа привет из сванети

    Like

  4. lomin said

    ძალიან საინტერესოა, ჩრდილო-კავკასიის ქართველებზე კიდე რამე ხომ არ იცით ინფო

    Like

დატოვე კომენტარი