Iberiana – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

სოჭი, აფხაზეთი, სამაჩაბლო, დვალეთი, ჰერეთი, მესხეთი, ჯავახეთი, ტაო-კლარჯეთი იყო და მუდამ იქნება საქართველო!!!

• Атаев – Армяне о себе

♣ სომხეთი-საქართველო 

 

Теймур АТАЕВ

 политолог

 

Армяне о себе, или Как быть с историческими фактами?

 

Обращение к теме навеяно цитатой из опубликованной на портале организации “Союз армян России” статьи “Кто мы в этом мире?”: “У армян есть две типичные черты характера, играющие важную роль для жизни в диаспоре. В какой бы стране ни жил армянин, он предан ей всем сердцем и верно служит ее интересам“. В связи с вышеизложенным, на суд читателя представляются факты (без комментариев) из различных периодов мировой истории (в скобках – примечания автора). 

Корнелий Тацит (один из величайших историков Древнего Рима): “Вспыхнувшая в том же году (52 г.-53 г. н.э.) война между армянами и иберами вызвала крайнюю напряженность и в отношениях римлян с парфянами… Над иберами с давних пор властвовал Фарасман, над армянами, при нашей поддержке, – брат его Митридат. У Фарасмана был сын Радамист… который …отправляется к дяде и… за спиной Митридата, который ни о чем не догадывался и всячески возвышал его, подстрекает армянских вельмож к государственному перевороту… Тогда Фарасман измышляет повод к войне.. Вынужденный необходимостью, Митридат соглашается на предложенные ему Радамистом время и место заключения мирного договора… В никем не занятую Армению опять вторгается Радамист, еще более свирепый, чем прежде, ибо на этот раз он смотрел на ее обитателей как на изменников”.

Во время распада Римской империи в III веке образовалось Пальмирское государство (бывшая колония), включавшее провинции Сирия, Палестина, Египет и большую часть Малой Азии. Во главе стоял Оденат II (260-267), после смерти которого – его супруга Зенобия. В 270 г. римский император Аврелиан решил вновь присоединить отколовшиеся провинции, в частности, Пальмиру, что и произошло в 272 г. Но каким образом? В биографии Аврелиана античный историк Флавий Вописк Сиракузянин раскрывает, что успешно продвигавшийся в восточном направлении император “послал Зенобии письмо, предлагая ей сдаться и обещая сохранить ей жизнь” (XXVI: 6). В ответном послании Зенобия отвергла призыв, будучи уверенной в своих силах: “Персы не отказываются прислать мне на помощь войска..; за нас стоят сарацины, за нас – армяне… Если соберутся все вооруженные силы… тебе придется отказаться от той надменности, с какой ты повелеваешь мне теперь сдаться” (XXVII: 2,4-5. Вслед за чем, как пишет историк, Аврелиан “подкупил конные отряды сарацинов и армян,.. привлек их на свою сторону и… победил эту могущественнейшую женщину” (XXVIII: 3).

Албанский историк VIII века Моисей Каланкатуйский приводит ряд документов:

Письмо (705 г.) католикоса Армянского Илии к Абд ал-Малику Амир Мумину (5-й халиф из династии Омейядов): “Теперь же тот, кто является католикосом Алуанка в Партаве (албанский каталикос Нерсес в Барде), договорился с императором ромеев (римлян)… и принуждает всех стать единоверными с ним. Так знайте вы об этом и не оставляйте без внимания”. Ответ халифа каталикосу Илие: “Отправляю к тебе моего верного слугу с многочисленным войском… Мой слуга накажет их в Партаве на твоих глазах”. После чего, как пишет исследователь того периода, иеромонах Алексий (Никаноров), клирик Бакинско-Прикаспийской епархии Русской православной церкви, “Армянская Церковь, получив …поддержку халифата, вытеснила албанское духовенство с занимаемых им позиций и начала усиленную арменизацию, как этническую, так культурную и религиозную, албанов”.

Византийская писательница, старшая дочь императора Алексея I Комнина – Анна Комнина (1083-1153/1155) в книге “Алексиада” приводит следующий эпизод из периода Первого крестового похода: в 1097 г. “латиняне вместе с ромейским войском подошли к Антиохии… начав осаду города…Турки (сельджуки)…обратились к султану Хорасана с просьбой прислать им большое войско, чтобы помочь антиохийцам и прогнать латинян… На одной из башен некий армянин охранял часть стены, доставшуюся Боэмунду (герцог Таренто). Боэмунд умаслил его и, прельстив множеством обещаний, уговорил предать город. Армянин сказал: “Когда пожелаешь, дай мне знак, и я сразу же передам тебе эту башню. Будь же со своими людьми наготове и имей при себе лестницы. Не только сам будь наготове, а пусть все войско вооружится, чтобы турки, видя, как вы с боевыми кличами взбираетесь на стены, испугались и обратились в бегство”… На рассвете Боэмунд подошел к башне, и армянин согласно уговору открыл ворота… кельты же, следуя по пятам Боэмунда, взбирались по лестницам и быстро захватили город Антиоха”.

Российский ученый-историк, составитель археологической карты Татарстана Михаил Худяков (1894-1936) отмечает, что заслуженный профессор Казанского университета, антрополого-этнографический исследователь Казани Николай Высоцкий (1843-1922) “со слов одного казанского армянина записал следующее предание: “Во времена татарского владычества в Казани жило много армянских купцов с семьями, в теперешней Суконной слободе. У них была своя церковь(!). Во время осады Казани Иваном Грозным (1552 г.), после того, как целый ряд приступов царского войска был отбит татарами, в русский стан явились несколько армян и предложили царю, за приличное вознаграждение, указать слабые места крепости, через которые легко можно было ворваться в нее. Царь купил секрет и взял город. Отпраздновав победу и поуспокоившись, Иван вспомнил об армянах и, вероятно, рассчитав, что люди, продавшие своих старых союзников, могут поступить так же и с новыми, приказал истребить их всех до единого. Проведав о таком распоряжении царя Грозного, большинство армян тайком убежало из Казани в различные поволжские города, главным образом в Астрахань, где будто бы и доселе существуют потомки одного из этих беглецов… Но бежать могли, конечно, далеко не все, и оставшиеся были умерщвлены Грозным”.

Из статьи “Турция” (Электронная еврейская энциклопедия): “Явное предпочтение, которое османские власти оказывали евреям, активно конкурировавшим с христианами в торговле и ремесле, вызывало недовольство греков и армян, способствовало росту антиеврейских настроений в их среде. Одним из наиболее ярких проявлений таких настроений стал кровавый навет, имевший место в 1545 г. в городе Амасья: исчезновение армянского мальчика породило слухи о том, что он был убит евреями в ритуальных целях. Под давлением армян местные власти арестовали нескольких членов еврейской общины, пытками вынудили их “сознаться” в якобы совершенном преступлении, после чего казнили… Некоторое время спустя пропавший мальчик нашелся, и благодаря усилиям евреев, подвизавшихся при султанском дворе в Стамбуле, зачинщики кровавого навета понесли наказание”.

В той же Османской империи, как отмечал экс-посол Турции в России Ташкент Куртулуш, “насчитывалось 29 пашей, 22 министра, 33 депутата, 7 послов, 11 генеральных консулов и консулов из числа представителей армянской общины. Армяне занимали высокие посты в таких чрезвычайно важных и ключевых министерствах, как министерство иностранных дел, финансов, торговли и по делам почт, и зачастую возглавляли их”.

Российский писатель и историк Валерий Шамбаров дополняет, что “среди армян было много состоятельных людей, им принадлежало 60% импортной, 40% экспортной и 80% внутренней торговли в Турции”.

И что? Да ничего. Согласно воспоминаниям участника Первой мировой войны, хорунжего 1-го Кавказского полка российской армии Федора Елисеева, в период продвижения русских войск вглубь Османской территории, в османском “Ване 1 апреля вспыхнуло армянское восстание. Армяне разбили небольшой гарнизон турок и полностью захватили власть в городе”. А ставший губернатором Ванской области (уже не вилайета!) Арам Манукян произнес “тост за Русскую императорскую победоносную армию” и зачитал текст телеграммы российскому императору: “Желая величия и победы России, мы, представители национальной Армении, просим принять и нас под ваше покровительство. И пусть в роскошном и многообразном букете цветов великой Российской империи маленькой благоухающей фиалкой будет жить автономная Армения”.

Не случайно американский журналист Нехама Шварц пишет, что “в годы I мировой войны армяне, с помощью русских, подняли восстание на турецкой территории, которую Россия, воевавшая с Турцией, стремилась от нее оторвать. Любая страна в положении Турции подавила бы такое восстание”. Выдающийся же премьер Англии Уинстон Черчилль осветил этот аспект в типично британском стиле: османы “обвиняли армян, живших в турецких восточных вилайетах, в том, что они действовали в качестве шпионов и агентов России, и в том, что они нападали на турецкие линии сообщения. По всей вероятности, эти обвинения были справедливы”.

Согласно Этническому атласу Узбекистана, в середине XIX в. “в ходе завоевания имперской Россией Средней Азии армяне … появились в Туркестане… Что было немаловажно для российских властей – армяне были христианами. Имперские власти… поощряли армян, стремившихся переселиться в Среднюю Азию… Армяне Кавказа, Турции (Османской империи) и Ирана стали заселять города Зарафшанской и Ферганской долин”.

Ферганская область была образована вокруг завоеванного в 1875 г. Коканда. Командующим войсками в Туркестане и генерал-губернатором края являлся Константин Кауфман. Как свидетельствует в составленном в память о нем “Кауфманском сборнике” (1910 г.) генерал-майор русской армии Борис Литвинов (с 1893 г. – в 11-м Туркестанском линейном батальоне), “пришли русские войска, за ними потянулись армяне… открылись лавчонки; прибыли еще войска… выросли транспортные конторы, заводы, церковь, школа и… армяне, армяне и армяне. Армяне торговцы вытеснили торговцев татар, армяне портные выгнали портных евреев, армяне – скупщики, перекупщики…содержатели пивных, словом, образовался особый армянский квартал”. “В 1913 г. армянское население Ферганской области… составило 3292 чел. Армянская диаспора становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и ее благосостояние неуклонно растет…Учреждаются армяно-григорианские приходские школы. В городах (Туркестанского края) появились. доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе”.

Таким образом, насколько усматривается, как и в Османской империи, армяне прекрасно жили в Туркестанском крае. Но что происходит далее? В конце 1917 г. в Коканде создается Туркестанская автономия во главе с Временным Советом, намечавшим на март 1918 г. созыв парламента. И Коканд отвергает ультиматум большевиков о признании образованного в Ташкенте (без представителей коренных народов) правительства Туркестанской Советской Республики. Здесь и сыграл “армянский фактор”. Российский публицист Михаил Магид отмечает, что “в полном соответствии с политикой империи… большевики в те годы опирались в Средней Азии… на русских и армян”. Мало этого, по данным казахстанского исследователя того периода Бахыт Садыковой, “на Коканд были брошены войска, состоявшие [в т.ч.] из… вооруженной милиции дашнакцютунского отряда – дружины одноименной армянской партии, известные своей особой жестокостью, были в рядах вооруженных сил советского Туркестана… Три дня длилась резня большевиками мусульманского населения… Город был разрушен и сожжен”. М.Магид, ссылаясь на известного итальянского историка Андреа Грациози, также отмечает: “На сокрушение антибольшевистского правительства Коканда были брошены вооруженные отряды. Пикантная подробность предприятия состояла в том, что для этого использовались подразделения, укомплектованные главным образом армянами”.

С января 1921 г. ЦК Российской компартии (большевиков) стал рассматриваться вопрос об установлении Советской власти в Грузии. В проекте постановления пленума ЦК РКП(б) (26 января), в частности, говорилось: “2) Запросить Кавказский фронт” о подготовленности “наших” сил “на случай близкой войны с Грузией…3) Дать директиву Реввоенсовету Республики готовиться для необходимости войны”. Российский исследователь Аким Арутюнов, со ссылкой на архивные данные, приводит характеристику этого решения И.Сталиным (в тот период Нарком (министр) по делам национальностей РСФСР): “ЦК принял решение вести подготовительную работу в предположении, что может понадобиться военное вмешательство и оккупация Грузии”. А в ответ на телеграмму И.Сталина (3 февраля) о разрешении ввода войск в Грузию, член Реввоенсовета Кавфронта Серго Орджоникижде пишет: “Гоните всех коммунистов-армян из Москвы и других городов России”. Вот интересно, разве коммунист имел национальность? Не идея ли социализма была главенствующей? Но на поверку оказывается, что национальный аспект играл немаловажную роль в установлении в Грузии большевистского режима. Как отмечает грузинский историк Нодар Ломоури, “русское население сел Воронцовки, Приводного и Покровского, а также армян из некоторых здешних сел удалось большевикам подстрекнуть на мятеж в феврале 1921 г. При этом они распространили информацию, что якобы восстало население Грузии, и Красная армия вступает сюда для помощи восставшим”. Профессор Принстонского университета (США), исследователь жизнедеятельности И.Сталина Роберт Такер свидетельствует, что “в ночь с 11 на 12 февраля в грузинской приграничной зоне, населенной армянами и русскими, возникли “беспорядки”… 15 февраля 1921 г. Красная армия вторглась в Грузию и установила там Советскую власть”.

Весьма симптоматично, что данная тенденция имеет место быть и сегодня. Так, ереванский аналитический центр “Митк” заявляет, что расположенный на территории Грузии край Самцхе-Джавахетия, “будучи исторически армянским регионом и сейчас на 70% населенным армянами, фактически является Арменией, хотя не включен в юридические границы” страны. Но не вспоминается армянской стороной, что в 1944 г. с исторических мест проживания (области Джавахетия и Месхетия) были депортированы турки-месхетинцы, после чего армяне и стали превалировать в регионе. Другое дело, по какой причине предпринята сегодняшняя “территориальная атака” изнутри Грузии на страну? Ничего сложного. Именно через данную область проходят нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. В заключение целесообразно признать, что вышеизложенное анализируется самими же армянскими интеллигентами. Вот два высказывания: армянский советский писатель, академик АН Армянской ССР Дереник Демирчян: “Там, где любое другое племя умеет заслужить только любовь, армянин найдет способ вызвать ненависть… Армянин…не образумился. Наступает татарин – он ждет русского. Пришел русский – он обращает взор к европейцу. Пришел англичанин – он снова ждет русского. Приходит русский – он его не принимает”.

Главный редактор московской армянской газеты “Юсисапайл” (“Северное сияние”), член Армянского филиала Международной писательской ассоциации “International Pen” Давид Балаян: “Евреи не имели в Турции (Османской империи) национальной базы: в Палестине практически не было еврейского населения. А вот армяне имели… Казалось, одни не располагали никакими шансами на успех, другие – более чем достаточными. Таким был старт, а каков финал? На сегодня сионисты заложили прочный фундамент еврейского государства на территории бывшей Османской империи… Этот факт из истории приведен только для иллюстрации непреложной закономерности, доведшей армянский народ до нынешней ситуации: национальными лидерами становятся личности, меньше всех достойные этого как по своим нравственным, так и интеллектуальным качествам. Более того, есть основание считать, что они назначаются вненациональными силами с целью выполнения их заданий, как правило, противоречащих интересам армянского народа. В результате, уже много столетий армяне терпят значительный урон; даже победы, достигнутые неимоверным напряжением сил, оборачиваются во вред… нация постоянно количественно уменьшается, а оставшаяся часть рассеивается по миру. На чем и поставим точку. Или многоточие?

 

http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/46672/

 

 

 

 

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s